Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке (из опыта работы).
статья на тему

Корниенкова Крестина Ивановна

    Подразумевается, что приемы и методы, которыми владеет современный педагог, должны научить ребенка быть максимально самостоятельным в процессе обучения и взросления. Со временем,  дети учатся  самостоятельно собирать информацию, добывать необходимые знания, делать выводы и выдвигать гипотезы под умелым руководством педагога. Акцент -  на самостоятельности ученика...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Корниенкова К.И.,  

учитель  начальных классов

ГБОУСОШ№2 Приморского района  Санкт-Петербурга

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке (из опыта работы).

Подразумевается, что приемы и методы, которыми владеет современный педагог, должны научить ребенка быть максимально самостоятельным в процессе обучения и взросления. Со временем,  дети учатся  самостоятельно собирать информацию, добывать необходимые знания, делать выводы и выдвигать гипотезы под умелым руководством педагога. Акцент -  на самостоятельности ученика. Для этого были разработаны различные педагогические  технологии (ПТ), среди которых наиболее популярны  стали деятельностно - ориентированные ПТ. Составляющей частью данных подходов  является -  "Технология деятельностного метода обучения".

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределяют в четыре группы:

-уроки «открытия» нового знания;

-уроки рефлексии;

-уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

Структура (этапы) уроков открытия нового знания:

        1.Мотивация к учебной деятельности ( -побуждение к действию) .

        2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (-организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).

        3.Выявление места и причины затруднения.

        4.Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" нового)

        Цель данного этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения  вопросов проблемного характер; постановка целей учебной деятельности и на этой основе

– выбор способа и средств их реализации.

        Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

        Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

        На этапе"открытия" нового знания выдвигаются гипотезы с опорой на субъектный опыт и осуществляется проверка по различным доступным источникам (книги, интернет, личные записи. карточки или другие материалы выданные учителем). Данным процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

        На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

        *ставят цель (то есть необходимо сформулировать, какие знания нужно построить и чему научиться; целью всегда является устранение возникшего затруднения)        *согласовывают тему урока

        *выбирают способ решения проблемы (способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение

принципиально нового знака или способа действий)

        *строят план достижения цели (расписываем и фиксируем все пошагово)

        *выбирают средства для построения нового знания ((с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.)

        Важно поддерживать активность детей. Задействовать и привлекать пассивных "слушателей". В случае затруднений, задавать наводящие вопросы.
         Если дети предлагают разные варианты (например, цели),  то в процессе обсуждения каждый доказывает свою точку зрения. Здесь очень важно правильно организовать дискуссию, чтобы каждый выполнял свою роль.

        Отдельное внимание следует уделять грамотности ответов, проявление толерантности детей по отношению друг к другу.  Умение грамотно (уважительно, вежливо) опровергать или подтверждать высказывание, мысль или идею - залог комфортного психологического климата в классе. А значит работа и результат будет более качественной. Соответственно, психологический комфорт так же влияет на  качество усвоенного материала.

        В процессе работы над "выходом из затруднения"  формируются следующие УУД:

        - познавательные ( - умение добывать новые знания из схем, иллюстраций, текста; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации или  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий); общеучебные ( знаково-символические – моделирование)

        - коммуникативные ( - умение слушать собеседника, положительное отношение к процессу, умение договариваться, умение оформлять свои мысли в устной форме; эмоциональное позитивное отношение к процессе сотрудничества с одноклассниками; рефлексия своих действий)

        - регулятивные (- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)

         5.Реализация построенного проекта(обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково).

        6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух).

        7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном ).

        8. Включение в систему знаний и повторение (выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг ).

        9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности ).

        Первые попытки провести урок «открытия» нового знания, по обыкновению, далек от идеала, от задуманного. Дети должны почувствовать определенную систему, ход занятия;  понять структуру, последовательность действий, чтобы в дальнейшем не отвлекаться и не терять время на организационные моменты. Определенные навыки и умения у детей уже должны быть сформированы, чтобы урок прошел успешно- подготовка  урока «открытия» нового знания происходит  исходя из оценки возможностей класса. Руководитель оценивает успешность и результативность урока по увлеченности, занятости и активности учеников. Гораздо интереснее и продуктивнее урок «открытия» нового знания  проходит, если дети умеют работать в парах и группах.

Еще раз следует подчеркнуть - важную роль играет мотивация к учебной деятельности. Так как в первом классе  ведущим принципом является психологическая комфортность, соответственно, мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся второго-четвертого классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учителем этапа " открытия" нового знания обучающимися на уроке ( из опыта работы)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с  современными детьми говорить на  современном языке? Каждый решает эту проблему по-своему. потому ...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)...

Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....

Буклет. Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала в виде буклета....

Организация учителем этапа « открытия» нового знания обучающимися на уроке (из опыта работы)

Организация учителем этапа « открытия» нового знания обучающимися на уроке (из опыта работы)Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с совр...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...