Выступление на конференции сетевого образовательного клуба "Некрасовская Республика"
материал на тему

Логинова Анна Евгеньевна

Тема"Повышение качества образования ,через личностно-ориентированное обучение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на конференции21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конференции(круглом столе)

Сетевой  образовательный клуб «Некрасовская республика»

Учитель начальных классов: Логинова А.Е.

Тема: Повышение качества образования через личностно-ориентированное обучен

«Золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе,- будет цениться до тех пор, пока жив на Земле человек,. А каким он будет, человек в ХХІ веке, зависит и от учителя.

Учитель в наше время работает в очень сложных условиях, но стремится обучать каждого своего ученика.

Кого винить в том, что ребенок не усваивает материал в полной мере, не вникает в суть происходящего на уроке, не выполняет домашнее задание?

Прежде всего, необходимо определить причины затруднений обучаемости. Это могут быть недостатки биологического развития, особенности нервной системы. Слабое развитие эмоциональной сферы, воли, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Существенную роль играют недостатки воспитанности личности-развитие моральных качеств личности, отношение к учителю, коллективу, семье.

Несостоятельность процесса обучения выливается в проблемы знаний и специальных умений, в неумении их применения. Очень огромную роль играет влияние внешней среды. Это прежде всего, влияние семьи и сверстников.

Качество обучения определяют методы и содержание обучения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Методы обучения имеют особое значение, т.к. они влияют на объем, глубину и сознательность усвоения учащимися знаний, на развитие их самостоятельности и творческой активности, а также на повышение воспитывающей роли обучения. Главным и решающим в оценке методов обучения являются результаты, показывающие успешность овладения обучающими научными знаниями, умениями и навыками, и развитие познавательных и творческих способностей.

В активном самостоятельном труде школьников залог прочности и осмысленности знаний. Все разнообразие познавательной деятельности школьников можно свести к двум основным видам: воспроизводящий и творческий. Воспроизводящая деятельность учащихся ограничивается большей частью сложившимися методами изучения программно-очерченного круга знаний, а творческая-предполагает раскрытие новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний, использование более совершенных методов изучения учебного материала.

Она стимулирует активность познавательных способностей школьников, обеспечивает развитие их самостоятельности в процессе познания. Способствует более глубокому проникновению в сущность изучаемых вопросов. Но это вовсе не означает, что воспроизводящий характер овладения знаниями устарел. Оба вида познавательной деятельности одинаково необходимы обучающемуся, они взаимосвязаны. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность деятельность учащихся в обучении не исключают друг друга, а лишь отражают различные уровни протекания познавательной деятельности.

Познавательная деятельность учащихся зависит от характера изучаемого материала, его новизны и оригинальности, уровня развития познавательных способностей школьников. Она тесно связана с формированием жизненного опыта школьника. Во всем многообразии источников его развития познавательная деятельность в обучении играет огромную роль. Это связано с ее целенаправленным и организованным характером, а также ориентированностью на овладение сложившейся системой научного знания. Следовательно, жизненный опыт учащегося будет тем богаче, чем более высокий уровень познавательной деятельности ему доступен.

Для достижения высокого творческого уровня познавательной деятельности учащимся необходимо не только осмысленное овладение знаниями, но и освоение методов познавательной деятельности.

В процессе обучения сложность заключается в том, чтобы одновременно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся с различными стилями познавательной деятельности.

Для этого нужно использовать такие методические приемы, как выбор учеником одного из заданий, ориентированных на индивидуальные стили обучающихся; разрешение выполнять работу одному, В паре или микрогруппе; привлечение учащихся к поиску возможных путей решения учебной задачи с последующим выбором школьником одного из них для реализации.

Адаптации учебного содержания к индивидуальному стилю познавательной деятельности ученика способствует подборка различных средств наглядности.

Но учителю надо помнить, что индивидуальные стили мышления учеников не остаются неизменными. Кроме того, стиль учителя и стиль ученика часто не совпадают. Если этого не принимать во внимание, то можно нанести серьезный урон личностному становлению воспитанников. Чтобы не допустить негативных последствий, учитель должен развивать не только доминирующий у школьника познавательный стиль, но и другие. Умение пользоваться приемами мышления, свойственными разным стилям деятельности, обогащает и развивает личность. Варьирование различных форм организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, фронтальной), сочетание воспроизводящей и творческой познавательной деятельности через систему упражнений и проблемно-поисковых задач позволяют решать и эту проблему. Беседы, путешествия, дидактические игры, ролевые игры, занятия самопроверки знаний и др. формируют и совершенствуют качества, свойственные разным стилям познания. Достижению этой же цели содействует использование обширного спектра методов обучения. Они не только по-разному знакомят с научным фактом, учат устанавливать причинно-следственные связи, но и формируют воображение, развивают память, речь, мышление, вооружают конкретными приемами того или иного стиля познавательной деятельности.

Для организации работы необходимо создать атмосферу доброжелательности, стимулировать похвалой. Учитель должен помнить, что положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на мышление ученика.

При изложении мы стараемся разбудить интерес эмоционально-образным, логическим объяснением темы, правильной постановкой задач, привлечением всех учеников в качестве помощника при подготовке к уроку, потому что понятие «учитель» и «ученик» не разделимы и они должны быть вместе.

Американский социолог Коумен Джеймс провел исследование факторов, влияющих на успеваемость. Оно показало, что развитие одноклассников, их успеваемость и жизненные планы важнее для ребенка, чем затраты средств на обучение одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя. Стимулирование и мотивация учащихся может идти через положительное отношение к учению у их товарищей по классу.

Очень эффективным методом работы является командно-индивидуальный метод:

  1. Выдаются индивидуальные задания для самостоятельной работы.
  2. Учащиеся объединяются в группы, причем уровень знаний детей в группе неодинаковый, они проверяют друг друга, тестируют, помогают выполнять задания. Но, при этом, каждый из них изучает материал самостоятельно.
  3. Подводятся итоги работы групп, выставляются оценки.

Такой подход позволяет нам

-заинтересовать и активизировать весь класс;

-добиться хорошего усвоения учебного материала;

-ненавязчиво несколько раз прочитать материал;

-предоставить возможность всем без исключения ученикам участвовать в обсуждении материала;

-дать шанс застенчивым и слабым ученикам равноправно участвовать в работе;

-развивать у учащихся умение вместе планировать учебную работу;

-воспитывать ответственность перед коллективом и самостоятельность.

При такой работе учитель освобождается от ретрансляционной и организационной работы и может отслеживать развитие как каждого ученика в отдельности, так и группы в целом, и уделять больше внимания коррекции знаний слабого ученика.

В процессе контроля сам учитель должен быть профессионально компетентен, уметь корректно исправить учащегося и иметь высокий уровень педагогического, личностно-ориентированного общения. И тогда контроль станет обучающим и формирующим умения и навыки.

Разумное и целенаправленное сочетание всего многообразия форм и методов организации познавательной деятельности школьников на основе индивидуальных стилей мышления создает благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся, но, прежде всего, обеспечивает успешное овладение учебным материалом слабыми учащимися и разрушает у них стереотип неудачника.

Возрастание познавательных интересов и активности учеников, которые у педагогов, использующих индивидуализацию познавательной деятельности детей, можно рассматривать как определенный позитивный результат работы педагогического коллектива по выявлению форм и методов обучения каждого.

«Посредственный учитель рассказывает.

Хороший учитель объясняет.

Замечательный учитель показывает.

Гениальный учитель вдохновляет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».

Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...

Выступление на Всероссийской конференции "Современные образовательные технологии"

Выступление на тему: "Проектная деятельность  на уроках окружающего мира как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении"...

Выступление в сетевом образовательном клубе"Некрасовская республика"

quot;Стратегии и технологии развития латерального мышления воспитанников и учащихся ОО"...

Программа Сетевой научно- практической конференции с образовательным компонентом Становление субъектности подростков и молодёжи в системной организации профилактической работы.

В апреле 2014 года прошла Окружная научно-практическая конференция по теме "Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках разв...

МАТЕРИАЛЫ Республиканской научно-практической конференции «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН С ДЕТЬМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В САНАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ»

В этой публикации собраны материалы Республиканской научно-практической конференции "Особенности работы образовательных учреждений республики Башкортостан с детьми, нуждающимися в санаторном лече...

Выступление на конференции " Топонимические названия села Селищи Ичалковского района Республики Мордовия"

Выступление на конференции посвящено изучению топонимических названий села Селищи Ичалковского муниципального района Республики Мордовия...