Библейские заповеди. Православие
презентация к уроку (4 класс) на тему
Конспект урока по модулю"Православие", 4 класс, в тематическом плане №11. Беседа по основным заповедям. Используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapovedi_11_urok.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПК 4 класс
Урок 11 Тема: «Заповеди»
Учитель начальных классов: Степухина Н.В.
ГБОУ СОШ №549 города Санкт-Петербурга
Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей.
Задачи:
- Обучающая: познакомиться с понятием "заповеди"; привести к пониманию того, что заповеди - это проявление любви и заботы о людях, лежат в основании жизни.
- Развивающая: учить устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей, вести проблемный диалог с детьми.
Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения.
Оборудование: Учебник, презентация " "Заповеди Божьи". доска, компьютер, мультимедийный проектор,
Дидактическое обеспечение: Толковый словарь Ожегова, раздаточный материал (таблицы, карточки с заповедями, с пословицами), короткометражный фильм «Что это? Воробей»
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание человечности и чувства любви и уважения к людям.
Предметные: знание, понимание слов «заповеди», заветы, священные слова.
Метапредметные: умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы;
умение осушествлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёра.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза.
I.Организационный момент.
Учитель:
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек. (М. Пляцковский)
Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе...» (Ребята говорят пожелания друг другу.)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Многие из вас, ребята, пожелали друг другу любви, добра. А вспомните, пожалуйста, что такое добро? (Ответы учеников.)
Учитель: В христианском понимании добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. А что указывает нам на наши грехи, ошибки? (Совесть).
Не все различают, что хорошо, а что плохо. Многие ученые в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять. А для чего ( для того, чтобы в обществе был порядок.)
Мы граждане России и живём мы с вами по определённым правилам, по законам РФ
Будут ли эти законы действовать в других странах?
А есть ли законы, которые распространяются на всех людей, независимо от того в какой стране они живут? Эти законы не могут отменить не президенты, не короли, не парламент. Эти “правила” давным-давно человечеству даны. Где? (В Библии).
- Да, действительно, в качестве библейских заповедей.
3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.(учебник с.58 – 60)
- Какая тема нашего урока? ( заповеди).
-На какие вопросы вы хотели бы сегодня услышать ответы? (Что такое заповеди. Откуда появились эти заповеди у людей. Кто их дал людям? Сколько всего заповедей? ) Вопросы фиксируются на доске.
4. Словарная работа.
(Работа учащихся с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова).
Заповедь - религиозно-нравственное предписание (Распоряжение, приказ) . Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-н.
5. Изучение нового материала.
Учитель: Ветхий Завет рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей с еврейским народом шли по пустыне. Остановились они у горы Синай. Густое облако покрывало вершину горы Синай, сверкали молнии, гремел гром. Моисей взошел на гору и предстал перед Богом. И пробыл там Моисей сорок дней, и дал ему Господь написанные на скрижалях (каменных плитках) 10 заповедей. Когда сходил Моисей, две скрижали были у него в руках. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.10 заповедей размещены на двух скрижалях, потому что в них содержатся два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.
Остальные касаются отношений людей между собой. Сегодня шесть заповедей мы рассмотрим более подробно.
6. Исследовательская работа с текстом.
-Заповеди Библии ведут людей по дороге добра, поэтому они имеют огромное значение для людей и отражаются в произведениях писателей, в народном творчестве.
7. Этап реализации построенного проекта.
Работа в группах.
(Обсуждение прочитанных рассказов в группах, выявление главной темы произведений и нравственных смыслов).
-Давайте обратимся к художественной литературе и возьмём произведения Л.Н.Толстого.
Прочитайте текст и постарайтесь сформулировать заповедь.
1 группа
ЛГУН
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда, мальчик солгал. Так сделал он и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Заповедь: Не лги (слайд)
2 группа
РАБОТНИЦЫ И ПЕТУХ
Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.
Заповедь: Не убий (слайд)
3 группа
СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что та другая собака ещё больший кусок мясо несет, позавидовала она – бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.
И осталась собака ни с чем.
Заповедь: Не завидуй (слайд)
4 группа
МУЖИК И ОГУРЦЫ
Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.
Заповедь: Не укради (слайд)
Общий просмотр
Учитель: Хочу познакомить вас с ещё двумя заповедями
Просмотр и обсуждение краткометражного фильма «Что это? Воробей»
Заповедь: Почитай отца своего и мать свою
Работа с учебником. Заповедь: Не прелюбодействуй
Посмотрите в учебнике – Как объясняется эта заповедь? 9Дети читают трактовку. Дают свои объяснения)
Соотнесение сформулированных заповедей с заповедями из Библии.
-Прочитайте материал учебника на странице 58 . Как звучат эти заповеди в Библии? (Ученики читают).
-Ребята, давайте посмотрим. Что означает слово «почитай».
(Уважать кого-л., что-л., относиться с почтением к кому-л., чему-л.)
Один человек подошел к Иисусу Христу и спросил: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Спаситель ответил ему: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16-17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей. Их задача - указать человеку безопасный путь в духовно-нравственной жизни.
Групповая работа.
Заполните таблицу по образцу:
Заповедь | От чего предостерегает заповедь | Как советует поступить любящее сердце |
«Почитай отца твоего и мать твою» | от неуважения к родителям и вообще к старшим | слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
«Не убий» | ||
прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть | ||
от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека | ||
не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью |
8 .Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Заповеди отражаются не только в классической литературе, но и в устном народном творчестве. Пословицы очень часто являются словесной иллюстрацией христианского понимания жизни.
Работа в паре:
ЗАДАНИЕ №2: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает. Запиши заповедь» | |
«Насилие и убийство - яд для души.» | |
«Без спроса взял, да не сказал - так украл.» | |
«Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.» | |
«Кто не врет, тот спокойно живет. | |
«Злой плачет от зависти, а добрый от радости» |
Индивидуальная работа:
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ ПО ГРУППАМ
(Дети отвечают на вопросы)
Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым?
- потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий строгого исполнения;
- потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом;
- потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом.
Заповеди даны человеку для того, чтобы
- жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;
- жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди - Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;
- жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится ближе к Богу и делается более нравственным
Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для
- иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности;
- всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого человека, живущего на земле;
- грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков.
Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?
- Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
- Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.
Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что они даны людям от ________ .
10. Рефлексия.
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Какие выводы вы для себя сделали?
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
мне надо…
Вывод: Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни, делать выбор между добром и злом. Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Если все мы будем соблюдать их, тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком!
Учитель: Спасибо всем за урок.
Пусть же все хорошее, что есть в каждом из вас, только развивается и разрастается.
Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Нужно совершать добрые дела и так по крупицам собирать доброту в своем сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада для 5 класса по теме "Библейские сказания"
Олимпиадные задания составлены с учетом программных требований. ряд заданий могут использоваться непосредственно на уроках для проверки усвоения материала....
Презентация 4 класс (литературное чтение - УМК Гармония) Тема: "Библейские сказания.Всемирный потоп"
Презентация поможет провести урок по данной теме....
Библейские сюжеты в мировой живописи
ОРКСЭ. Основы мировых религий. Библейские сюжеты в мировой живописи...
Зачетная работа Тема: «Библейская история о сотворении мира»
Сотворение мира по Библии...
Литературные жанры: Библейские сказания.
Презентация выполнена к уроку литературного чтения в 4 классе по УМК "Гармония (авт. Кубасова). В презентации использовано много иллюстративного материала. Работа может быть использована в любом УМК....
Урок литературного чтения по теме:"Библейские сказания. «Моисей»."
Технологическая карта урока в разделе "В начале было Слово". Открытие нового знания,построенное на основе деятельностного метода....
Методическая разработка "Библейская викторина" с презентацией картин на библейские темы
Вопросы к викторине1. В одном из залов Третьяковской галереи находится одна из самых известных и прославленных в мире икон - икона А.Рублева «Троица»Вопросы:- Что вы можете ска...