Библейские заповеди. Православие
презентация к уроку (4 класс) на тему

Степухина Наталия Викторовна

Конспект урока по модулю"Православие", 4 класс, в тематическом плане №11. Беседа по основным заповедям. Используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapovedi_11_urok.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ОПК 4 класс

Урок 11  Тема:  «Заповеди»

Учитель начальных классов:  Степухина Н.В.

ГБОУ СОШ №549 города Санкт-Петербурга

Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей.

Задачи:

  • Обучающая: познакомиться с понятием "заповеди"; привести к пониманию того, что заповеди - это проявление любви и заботы о людях, лежат в основании жизни.
  • Развивающая: учить  устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей, вести проблемный диалог с детьми.

Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения.

Оборудование: Учебник, презентация "  "Заповеди Божьи". доска, компьютер,  мультимедийный проектор,

Дидактическое обеспечение: Толковый  словарь Ожегова, раздаточный материал (таблицы, карточки с заповедями, с пословицами), короткометражный  фильм «Что это? Воробей»

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание человечности и чувства любви и уважения к людям.

Предметные: знание, понимание слов «заповеди», заветы, священные слова.

Метапредметные: умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы;

умение осушествлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёра.

Овладение логическими действиями анализа и синтеза.

I.Организационный момент.

Учитель:

Землю обогнули тоненькие нити,

 Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек. (М. Пляцковский)

Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе...» (Ребята говорят пожелания друг другу.)

2.  Актуализация знаний.

Учитель: Многие из вас, ребята,  пожелали друг другу  любви, добра. А вспомните, пожалуйста,  что такое добро?  (Ответы учеников.)

Учитель: В христианском понимании добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. А что  указывает нам на наши  грехи, ошибки?  (Совесть).

Не все различают, что хорошо, а что плохо. Многие  ученые  в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять. А для чего ( для того, чтобы в обществе был порядок.)

Мы граждане России и живём мы с вами по определённым правилам, по законам РФ

Будут ли эти законы действовать в других странах?

А есть ли законы, которые распространяются на всех людей, независимо от того в какой стране  они живут? Эти законы не могут отменить не президенты, не короли, не парламент. Эти “правила” давным-давно человечеству даны. Где?  (В Библии).

- Да, действительно, в качестве библейских заповедей.

3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.(учебник с.58 – 60)

- Какая тема нашего урока? ( заповеди).

-На какие вопросы вы хотели бы сегодня услышать ответы? (Что такое заповеди.  Откуда появились эти заповеди у людей. Кто их дал  людям? Сколько всего заповедей? ) Вопросы фиксируются на доске.

4. Словарная   работа.  

(Работа учащихся  с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова).

Заповедь - религиозно-нравственное предписание (Распоряжение, приказ) . Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-н. 

5. Изучение нового материала.

Учитель:  Ветхий Завет  рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей с  еврейским  народом шли по пустыне. Остановились  они  у горы Синай.  Густое облако  покрывало вершину горы Синай, сверкали молнии, гремел гром. Моисей взошел на гору и предстал перед  Богом.  И пробыл  там Моисей  сорок дней,  и дал ему Господь написанные на  скрижалях (каменных плитках) 10 заповедей. Когда сходил  Моисей, две скрижали были у него в руках. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.10 заповедей  размещены на двух скрижалях, потому что в них содержатся два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Первые  четыре   заповеди говорят об отношениях  человека  с Богом.  Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

  Остальные касаются отношений людей между собой. Сегодня шесть  заповедей мы рассмотрим более подробно.

 

 6. Исследовательская  работа с текстом.

-Заповеди Библии ведут людей по дороге добра, поэтому они имеют огромное значение для людей и отражаются в произведениях писателей, в народном творчестве.

7. Этап реализации построенного проекта.

Работа в группах.

 (Обсуждение прочитанных рассказов в группах, выявление главной темы произведений и нравственных смыслов).

-Давайте обратимся к художественной литературе и возьмём произведения Л.Н.Толстого.

Прочитайте текст и постарайтесь сформулировать заповедь.

1 группа

ЛГУН

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда, мальчик солгал. Так сделал он и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Заповедь:   Не лги (слайд)

2 группа

РАБОТНИЦЫ  И  ПЕТУХ

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

Заповедь:   Не убий (слайд)

3 группа

СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что та другая собака ещё больший кусок мясо несет, позавидовала она  –  бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни с чем.

Заповедь:   Не завидуй (слайд)

4 группа

МУЖИК И ОГУРЦЫ

Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

Заповедь:   Не укради (слайд)

Общий просмотр

Учитель: Хочу познакомить вас с ещё двумя заповедями

Просмотр и обсуждение   краткометражного  фильма «Что это? Воробей»

Заповедь:   Почитай отца своего и мать свою

Работа с учебником. Заповедь: Не прелюбодействуй

Посмотрите в учебнике – Как объясняется эта заповедь? 9Дети читают трактовку. Дают свои объяснения)

Соотнесение сформулированных заповедей с заповедями из Библии.

-Прочитайте материал учебника на странице 58 . Как звучат эти заповеди в Библии? (Ученики читают).

-Ребята, давайте посмотрим. Что означает слово «почитай».

(Уважать кого-л., что-л., относиться с почтением к кому-л., чему-л.)

Один  человек подошел к Иисусу Христу и спросил: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Спаситель ответил ему: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16-17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей. Их задача - указать человеку безопасный путь в духовно-нравственной жизни.

Групповая работа.

Заполните таблицу по образцу:

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

8 .Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Заповеди отражаются не только в классической литературе, но и в устном народном творчестве. Пословицы очень часто являются словесной иллюстрацией христианского понимания жизни.

Работа в паре:

ЗАДАНИЕ №2: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает. Запиши заповедь»

 «Насилие и убийство -  яд для души.» 

«Без спроса взял, да не сказал - так украл.»

«Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.»

«Кто не врет, тот спокойно живет. 

«Злой плачет от зависти, а добрый от радости»

Индивидуальная работа:

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ ПО ГРУППАМ

(Дети отвечают на вопросы)

Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым? 

  • потому что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий строгого исполнения;
  • потому что Заповеди придумал Моисей и назвал их законом;
  • потому что только для Моисея Заповеди являлись Законом.

Заповеди даны человеку для того, чтобы 

  • жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;
  • жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди - Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;
  • жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится ближе к Богу и делается более нравственным 

Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для 

  • иудеев, потому что именно к ним обращался Бог в древности;
  • всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого человека, живущего на земле;
  • грешников, потому что им надо было объяснить неправильность их поступков.

Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?

  • Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
  • Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
  • Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.  

Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что они даны людям от ________  .

10. Рефлексия.

-  Над чем заставил задуматься этот урок?          

-   Какие  выводы вы для себя сделали?                

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

мне надо…

 Вывод: Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни, делать выбор между добром и злом. Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Если все мы будем соблюдать их, тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком!

 

Учитель: Спасибо всем за урок.

 Пусть же все хорошее, что есть в каждом из вас, только развивается и разрастается.

Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Нужно совершать добрые дела и так по крупицам собирать доброту в своем сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для 5 класса по теме "Библейские сказания"

Олимпиадные задания составлены с учетом программных требований. ряд заданий могут использоваться непосредственно на уроках для проверки усвоения материала....

Библейские сюжеты в мировой живописи

ОРКСЭ.  Основы мировых религий. Библейские сюжеты в мировой живописи...

Литературные жанры: Библейские сказания.

Презентация выполнена к уроку литературного чтения в 4 классе по УМК "Гармония (авт. Кубасова). В презентации использовано много иллюстративного материала. Работа может быть использована в любом УМК....

Урок литературного чтения по теме:"Библейские сказания. «Моисей»."

Технологическая карта урока в разделе "В начале было Слово". Открытие нового знания,построенное на основе деятельностного метода....

Методическая разработка "Библейская викторина" с презентацией картин на библейские темы

Вопросы к викторине1.     В одном из залов Третьяковской галереи находится одна из самых известных и прославленных в мире икон - икона А.Рублева «Троица»Вопросы:- Что вы можете ска...