Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
статья на тему
Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не спешить и до 8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_dolzhen_znat_i_umet_budushchiy_pervoklassnik_protsenko_n.l.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 п. Печенга Мурманской области
Автор: Проценко Нина Леонидовна,
учитель начальных классов.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Наблюдая за своими шестилетним ребенком, многие родители думают: ну какая ему школа, он же еще совсем малыш, пусть побудет еще немного в саду, рано ему еще за парту. В некоторых случаях такое мнение родителей связано с тем, что малыш на самом деле еще не готов учиться, но во многих ситуациях дело тут совсем не в ребенке, а в желании родителей продлить своему малышу детство. Что должен знать первоклассник перед школой?
Если вам или психологу удалось определить, что ваш малыш психофизиологически готов к школе, тогда можно поговорить о том, какими знаниями и умениями он должен обладать пред школой. Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не спешить и до 8. В школе вам предложат сдать тест, чтобы проверить, что умеет ребенок в 6 лет. Если педагоги вынесут вердикт ЗПР (задержка психического развития), то вероятнее всего, вас направят на дополнительное медицинское обследование, которое необходимо будет пройти. Обычно, родители знают об этом заранее, со слов воспитателей. Обратите внимание, что чтение и счет не являются доказательством достаточного интеллектуального и психического развития ребенка.
В последнее время многие родители считают, что если их ребенок умеет читать, считать до 100, писать образцы в прописях для дошкольников, то он с легкостью приступит к учебе и будет успешным. В этом их заблуждение.
У ребенка, поступающего в школу, должны быть развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика. Он должен владеть элементарными навыками самообслуживания. Знать правила поведения в обществе. А родители для малыша должны стать союзниками и помощниками в овладении знаний.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им развить эти важные познавательные процессы.
Общее развитие ребенка
Будущий первоклассник:
- знает свое имя, отчество и фамилию;
- знает имена родителей, их род деятельности;
- может назвать свой домашний адрес и телефон;
- знает, в какой стране и городе он живет, также может назвать другие страны и города, которые помнит;
- он знает, как называются некоторые растения, животные, насекомые и так далее;
- ребенок знает времена суток, времена года, может назвать месяца года, дни недели, может сказать, сколько часов в сутках;
- имеет представление о погодных явлениях;
- знает цвета, различает понятия «право-лево»;
- может назвать некоторые виды спорта, профессии, немного ориентируется в правилах дорожного движения, например, знает, что переходить дорогу можно на зеленый свет;
- может назвать несколько фамилий писателей и поэтов;
- знает самые важные государственные праздники;
- может кратко рассказать, чем он любит заниматься;
- может ответить на вопрос: зачем он идет в школу.
Интеллект
Ребенок может:
- решить простые логические задачи, отгадать некоторые легкие загадки;
- найти лишние предметы в группе;
- добавить в группу предметы, которых не хватает;
- рассказать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
- сгруппировать предметы по определенным признакам;
- восстановить последовательность событий.
Способности речи, памяти, внимания
Ребенок умеет:
- находить отличия в двух картинках;
- копировать простой узор;
- описывать картинку по памяти;
- запоминать короткое предложение и повторять его;
- писать графические диктанты;
- читать стихотворения, рассказывать сказки;
- пересказывать услышанное;
- составлять краткий рассказ по картинке.
Математические знания
Ребенок может:
- считать от 1 до 10;
- проводить вычисления в пределах от 1 до 10;
- разбираться в понятия «больше», «меньше», «поровну»;
- перечислить простые геометрические фигуры, составить аппликацию из геометрических фигур;
- сравнить предметы по ширине, длине, высоте;
- поделить предмет на две, три, четыре равные части.
Чтение
Ребенок может:
- отличить буквы от звуков, гласные от согласных;
- найти нужную букву в слове;
- подобрать слово на заданную букву;
- поделить слово на слоги;
- прочитать предложение из 4-5 слов и понять смысл прочитанного.
Умение действовать по правилу.
Методика «да» и «нет»
Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».
Пробные вопросы (не оцениваются):
Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое)
Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро)
Тест
1.Мяч сделан из резины?
2.Мухомор можно есть?
3.Снег белого цвета?
4.Лиса рыжего цвета?
5.Ворона меньше воробья?
Лягушка кукарекает?
Голуби умеют плавать?
У часов одна стрелка?
Медведи бывают белыми?
У коровы две ноги?
Оценка полученных результатов:
Высокий уровень – не допущено ни одной ошибки
Средний уровень – одна, две ошибки
Низкий уровень – более двух ошибок
Внимание
Школьное обучение предъявляет высокие требования к вниманию ребенка. Он не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течении всего урока. Малыш также не должен отвлекаться на посторонние дела. Хорошее внимание - важнейшее условие успешного школьного обучения. Помните, что при тестировании в школе часто используются тесты на внимание.
Проверьте, как развито внимание у вашего ребёнка.
Задание 1: Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.
Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.
Результат:
Высокий уровень – ни одной ошибки
Средний уровень – 1-2 ошибки
Низкий уровень – более 2 ошибок
Задание 2: Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А.
Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.
Результат:
Высокий уровень – ни одной ошибки
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень –2 и более ошибок
Задание 3: Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.
Лук, медведь, трава, жук.
Ослик, санки, лейка, банки.
Мишка, рубашка, шишка, берёза.
Память
Успехи вашего малыша в школе во многом зависят от его памяти. Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать малышу стихотворение несколько раз, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что запомнилось, потому что было интересно. С поступлением в школу приходит время произвольной памяти. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, да еще столько, сколько нужно.
С помощью приведенных ниже тестов Вы сможете оценить память своего малыша.
Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать!
Задание 1: Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.
Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.
Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
Результат:
Не менее 6 слов – высокий уровень
4-5 слов – средний уровень
Менее 4 слов – низкий уровень
Задание 2: Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.
1.В лесу растут грибы.
2.Утром шёл сильный дождь.
3.Мама читает детям интересную книгу.
4.Вова и Саша несли красные и синие шары.
Результат: Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.
Высокий уровень – все 4 фразы повторил точно
Средний уровень – ошибся только в 1 фразе
Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более
Задание 3: Послушай и запомни стихотворение.
Прочитайте ребёнку это стихотворение и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Результат:
Высокий уровень – повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений
Средний уровень – повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений
Низкий уровень – допустил ошибки после 4 прочтений
Мышление
— Как устроена машина времени? - спрашивает Алеша (5 лет, 8 мес.).
— Не знаю. Еще никто ее не придумал, — отвечает ему взрослый.
— Я вырасту, потом придумаю... О, я знаю! Надо взять часы и положить в мотор. И получится машина времени.
Как мы радуемся, когда слышим забавные и в то же время умные рассуждения наших детей. Ребенок познает мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
При школьном тестировании очень часто используются именно тесты на мышление.
Ребёнок познаёт мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Задание 1: Ответь на вопросы:
1.Чего в огороде больше – картофеля или овощей?
2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?
3.Чего в шкафу больше – одежды или платьев?
Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.
Задание 2: Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.
1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку.
В куртку какого цвета был одет Петя? (синюю)
2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)
3.Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки.
Что читал Миша? (сказки)
Задание 3: Ответь на вопросы:
1.Какое животное больше – лошадь или собака?
2.Утром мы завтракаем, а в полдень …?
3.Днём светло, а ночью …?
4.Небо голубое, а трава …?
5.Черешня, слива, вишня – это …?
6.Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
7.Что такое Москва, Калуга, Курск?
8.Чем отличается день от ночи?
9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?
10.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
11.Почему у всех автомобилей есть тормоза?
12.Чем похожи молоток и топор?
13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?
14.Чем различаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?
15.Футбол, теннис, плавание – это…?
16.Какие ты знаешь виды транспорта?
17.Чем отличается старый человек от молодого?
18.Почему люди занимаются спортом?
19.Почему стыдно уклоняться от работы?
20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?
Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»
Норма не менее 15 правильных ответов.
Задание 4: Найди лишнее слово:
Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.
1.Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2.Храбрый, злой, отважный, смелый.
3.Яблоко, слива, огурец, груша.
4.Молоко, творог, сметана, хлеб.
5.Час, минута, лето, секунда.
Задание 5: Упражнение на развитие гибкости ума.
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
1.Назови слова, обозначающие деревья.
2.Назови слова, относящиеся к спорту.
3.Назови слова, обозначающие зверей.
4.Назови слова, обозначающие домашних животных.
5.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Математика
К моменту поступления в школу у малыша должны быть сформированы элементарные математические представления. Дети должны иметь навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка; сравнивать числа первого десятка между собой; ориентироваться в пространстве.
Тонкая моторика и координация движения рук
Готова ли рука вашего ребенка к письму? Это можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений руки ребенка. При хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Тонкую моторику у детей можно и нужно развивать. Этому способствуют занятия с мозаикой, лепка, рисование.
Чтение
Должен ли первоклассник уметь читать?
Требования к знаниям детей, поступающих в школу, постоянно растут. Сегодня важно, чтобы ребенок имел начальные навыки чтения. Так, он должен уметь определять место звука в слове, находить слова с определенными звуками, делить слова на слоги и предложения на слова.
Родителям важно понять, что к каждому ребенку надо подходить индивидуально. Если у родителей получается обучение чтению в игровой форме и ребенку это нравится, то чтение пойдет на благо. Если у ребенка возникли проблемы с чтением, то заставлять его читать насильно не надо, чтобы не вызвать отвращение к книгам и учебе в будущем.
Развитие речи
К 6-7 годам речь ребенка должна быть связанной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать звуки и правильно произносить все звуки родного языка.
Если речь малыша окажется недостаточно развитой, с небольшим словарным запасом, то вы можете ее улучшить, занимаясь с ребенком дополнительно. Больше разговаривайте с ребенком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит. Предложите вашему малышу составить рассказы по картинкам.
Если ваш ребенок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.
Задание 1: Определи на слух, какими звуками различаются слова.
Прочтите ребёнку пары слов. Ребёнок должен давать ответ после каждой пары.
Коза – коса, игра – игла, дочка – точка, день – тень, почка – бочка.
Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень – 2 и более ошибки
Задание 2: Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук.
Прочтите ребёнку цепочки звуков.
Ш-ш-ш-с-ш
Г-г-г-г-к-г
С-с-с-з-с-с
Р-р-р-р-л-р
Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень – 2 и более ошибки
Задание 3: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других звуком.
Прочтите ребёнку ряды слов.
Рама, рама, рама, лама, рама.
Колобок, колобок, коробок, колобок.
Коса, коса, коса, коза, коса.
Голос, голос, колос, голос, голос.
Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1 ошибка
Низкий уровень – 2 и более ошибки
Задание 4: Ответь на вопросы.
Прочтите ребёнку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных.
Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?
Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?
Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?
Результат:
Высокий уровень – без ошибок
Средний уровень – 1-2 ошибки
Низкий уровень – 3 и более ошибки
Воображение
Большую роль в усвоении школьных знаний играет воображение. Слушая объяснения учителя, ребенок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни, представлять образы, не существующие в действительности.
Предложите вашему малышу составить рассказы по картинкам; обсуждайте с ним разнообразные "фантастические" ситуации и т.п.
Окружающий мир
К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, представление о времени.
Каковы же физиологические особенности первоклассников?
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? В 6 – 7 лет все в жизни ребенка меняется: отношения со сверстниками, взрослыми, виды деятельности. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности.
Как объективно оценить физическое здоровье? Здоровый ребёнок активен, весёл, с хорошим настроением. У него хороший аппетит, крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточится и минут 20 работать не отвлекаясь.
Помните, школьные занятия потребуют физического напряжения: продолжительное сидение за партой, напряжение руки при письме. Хорошо, если ребёнок любит и умеет вырезать, лепить, разукрашивать, собирать конструкторы, обводить шаблоны, что укрепляет мелкие мышцы пальцев. Но не перегружайте ребенка длительными занятиями. Заранее позаботьтесь о месте, где ваш малыш будет учить уроки.
Приучен ли ваш ребенок к дисциплинированному поведению, развито ли у него чувство ответственности за порученное дело? Этого бывает добиться очень сложно. Ведь на уроке нельзя ходить, разговаривать, отвлекаться, играть. Руку поднимают для ответа или вопроса.
Важный момент - самостоятельность: умение одеваться, шнуровать обувь, застегиваться, мыть руки и т.д. Не опекайте излишне свое малыша, иначе ваш ребенок будет чувствовать себя неловко среди сверстников.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Что нужно помнить родителям будущего первоклассника:
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником! Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку!
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха! В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец! Ты хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Чтобы ребенок не тревожился:
- Создайте благоприятный климат в семье.
- Критично пересмотрите свои требования к ребенку: не слишком ли ваши запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха»?
- Помните, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького, дела.
- Помните, что часто повторяющиеся неудачи способны заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности.
- Всеми силами повышайте чувства уверенности ребенка в себе, создавайте ситуации успеха, покажите, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой ситуацией.
- Помните, что ошибки, исправленные самим ребенком, показатель развития самоконтроля.
- Не ограничивайте контакты ребенка со сверстниками и другими взрослыми.
- Отмечайте достижения ребенка.
- Не наказывайте ребенка за ошибки и оценки.
- Больше общайтесь со своими детьми, устраивайте совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки.
- Оценивайте не личность ребенка, а поступок.
- Заранее предупреждайте ребенка о предстоящем событии (поход к врачу, в гости, о том, что он скоро пойдет е школу и т.п.).
- Обыграйте «трудные» для ребенка ситуации из его жизни.
- Полезны игры с водой, песком, рисование красками пальцами, ладонями.
- Пересмотрите применяемые методы поощрения, направив их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка.
Дорогие родители!
Любите, хвалите своего малыша и будьте ему достойным примером для подражания! И результат не заставит вас ждать!
Список источников:
http://www.materinstvo.ru/art/4978
http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post396328741
1. Морозова О.В. Я иду в школу/Большая книга о школе для маленьких детей. Ростов/Д: «Феникс», 2000. - 320с.
2. Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребёнка к школе. - М.: Лист Нью, Вече, КАРО 2001. -256с.ил.
3. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе. - М.: Рольф, 2001. - 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать и уметь будущий первоклашка
Советы родителям будущих первоклассников....
Что должен знать и уметь будущий первоклассник.
Проблема подготовки волнует многих родителей будущих первоклассников. В этой статье даны краткие рекомендации для родителей по подготовке детей в 1 класс....
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс....
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс....
Памятка для родителей. "Что должен знать и уметь будущий первоклассник"
Требования к будещему первокласснику. Что должен знать и уметь ребёнок в области математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения....
Что должен знать и уметь будущий первоклассник.
Подготовить ребенка к школе – это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей, это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как перес...