Что должен знать и уметь будущий первоклассник.
консультация (1 класс) на тему

Сергеева Ольга Анатольевна

Подготовить ребенка к школе – это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей, это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_dolzhen_umet_pervoklassnik.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

Выражение «подготовить ребенка к школе» – это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей, это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения.

Ребенок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника «Я не хочу в школу», значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребенка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни чадо следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше – с трех-четырех лет.

Чтобы проверить готовность ребенка к школе, нужно пройти специальные тесты. Их немало, но суть одинаковая: они определяют психологическую зрелость вашего ребенка.

Выделяют три аспекта психологической зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Во время выяснения интеллектуальной зрелости ребенка определяется его уровень знаний и представлений об окружающем мире, явления природы, умение обобщать группу предметов (например, фрукты, овощи, обувь, головные уборы и др.), определять причинно-следственные связи (например, соединить вместе рисунки гвоздя и молотка, поскольку молотком забивают гвозди). Важно также определить уровень обучаемости, способность удерживать новые знания и применять их на практике. Для этого можно попросить ребенка повторить за ним определенную последовательность, например, точек и линий. Это позволит увидеть, может ли он работать по образцу, то есть сможет за учителем переписать то с доски. Эмоциональная зрелость – это способность длительное время выполнять не всегда интересную работу, ослабление непосредственных, импульсивных реакций. Сюда можно отнести упражнения на определение внимания ребенка. Например, практикуется упражнение с зачеркивания определенных предметов, разбросанных среди прочих, на время. Это позволяет определить умение ребенка сосредотачиваться, работать быстро и даст ответ на вопрос, сможет ли он вообще хоть некоторое время спокойно посидеть за партой, слушая учителя. Социальная зрелость - способность общаться со сверстниками, умение подстроить свое поведение законам детской группы, умение выслушивать и выполнять задания педагога.

А вот развивать память и восприятие логической последовательности вашему ребенку помогут сказки. Именно слушая сказки, ребенок учится строить причинно-следственные связи. Очень хорошо, если ребенок возвращает назад папу или маму, которые «нечаянно» сократили уже известную сказку. Это означает, что ребенок понимает недостаток элемента в логической цепочке событий.

Кстати, психологи убеждены, что ругать первоклассника за прихваченные вместе с учебниками в школу машинки или куклы не стоит. Ребенок в этом возрасте все воспринимает через игру, он все еще играет, поэтому вполне нормально, что дети носят в школу игрушки. Игровая деятельность у ребенка еще на первом плане, он живет и учится играя, поэтому каждую игру надо воспринимать совершенно серьезно.

Одна из главных качеств, которое следует развивать в ребенке задолго до первого класса, – это самостоятельность. То есть, например, не нужно кормить ребенка до семи лет с ложечки, в действительности в трехлетнем возрасте он может самостоятельно есть ложкой и даже вилкой. Самостоятельность нужно постоянно поднимать и развивать. Если постоянно все делать за ребенка, он никогда не будет готов к школе, самостоятельной жизни.

Умение читать у потенциального первоклашки не проверяют.

К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители. Они должны быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно. Также лучше, чтобы родители не задавали завышенных требований ни к ребенку, ни к педагогам. Важно, чтобы от родителей ребенок взял основное: учитель – это авторитет, которого нужно уважать. Ведь когда школа и родители будут работать с ребенком в одном направлении, поддерживать, закреплять полученные знания, тогда можно говорить о качественном образовании для детей.

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

1. Хочет ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?

4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно?

5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?

6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет изменять существительные по числам?

8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?

9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?

10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?

11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?

12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?

15. Знает названия диких и домашних животных?

16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» – помидоры, морковь, лук)?

17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.

Если их:

15-18 баллов – ребенок вполне готов к школе;

10-14 баллов – ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.

9 и менее баллов – необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но и жить в новой и необычной для него обстановке, общаться с товарищами по классу, учителями. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие: любознательность, познавательный интерес, активность, инициативность, достаточно широкий умственный кругозор. Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без которых он не сможет регулировать свое повеление, ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную  значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Совершенно необходим будущему школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться; стремление действовать самостоятельно, умение критически оценивать свою работу, исправлять допущенные "ошибки, умение управлять своими практическими и умственными действиями.

Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности (в учебной деятельности):

-    умение принять доступную учебную задачу, следовать цели, поставленной взрослым;

-    точно выполнять задание без посторонней помощи и контроля со стороны взрослого;

-    работать длительное время, сосредоточенно, преодолевая трудности, не отвлекаясь;

-    добиваться результатов;    

-    умение справедливо оценивать свою работу. Если допустил ошибки, то при проверке их замечать и самостоятельно исправлять;

-    умение доводить начатое дело до конца;

-    формировать чувство морального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

   

Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Готовность к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-й класс необходим известный запас знаний:

    «В мире речи и слов»

1    Ребенок должен обладать определенным словарем. Словарный запас ребенка 6-7 лет должен составлять 3-3,5 т. слов.

2    Иметь следующие навыки разговорной диалогической речи:

-    умение слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

3    При формировании монологической речи:

-    самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста, использовать в рассказе выразительные средства.

-    самостоятельно составлять небольшие рассказы, проявляя творчество, воображение, а также сказки, загадки из личного опыта;

-    уметь составлять рассказы по картинке, предмету, серии сюжетных  картин. Передавать ход своих мыслей, объяснять то или иное событие, правило;

произносить все звуки родного языка, иметь четкую правильную

-    дикцию, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;

-    речь должна быть морфологически правильной (отсутствие грамматических ошибок, соблюдение правильного ударения, использование разнообразных грамматически правильных форм: сравнительная и превосходная степень имен прилагательных, наличие причастий и деепричастий, правильное склонение числительных и местоимений, спряжение глаголов);

-    умение правильно строить и свободно пользоваться различными предложение и, простыми и распространенными, соблюдая порядок слов в предложении.

Развитие речи осуществлять в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др , а также вне их - в игровой, художественной деятельности. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях является главной центральной задачей. В основе лежит комплексный подход к вопросу развития речи. Охватывает разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую.

-    Умение составлять предложения из 3-4 слов;

-    умение членить слова на слоги, составлять слова из слогов;

-    умение различать звуки на слух, устанавливать их последовательность в словах.

Интонационно выделять звук в слове;

-    определять место звука в слове;

-    умение обозначить звуки буквами;

-    проводить звукобуквенный анализ;

-    составлять слова из букв и слогов;

-    усвоить и дифференцировать понятие гласный, согласный,  твердый, мягкий,

-    знать гласные звуки;

-    уметь подобрать слова с определенным звуком;

-    уметь выделить в слове любой звук, определить его место в слове самостоятельно называть слова с этим звуком;

-    умение при проведении фонемного анализа составить схему;

-    овладение навыками слогового чтения в пределах полного алфавита, затем – овладение плавным чтением;

-    на основе хорошо отработанного фонемного анализа идет работа по обучению детей грамотному письму (печатание).

-    дикцию, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;

-    речь должна быть морфологически правильной (отсутствие грамматических ошибок, соблюдение правильного ударения, использование разнообразных грамматически правильных форм: сравнительная и превосходная степень имен прилагательных, наличие причастий и деепричастий, правильное склонение числительных и местоимений, спряжение глаголов);

-    умение правильно строить и свободно пользоваться различными предложение и, простыми и распространенными, соблюдая порядок слов в предложении.

    Подготовка руки к письму

     Большое внимание уделять подготовке руки к письму, развитию мелкой мускулатуры пальцев, координации движений руки и глаза при письме. Развивать глазомер, пространственную ориентировку.

В совместной с детьми деятельности и на занятиях предлагать задания в тетрадях; чаще использовать пластилин, мозаику, мелкий строительный материал, давать возможность использовать ножницы, иголку, спицы (плетение, вышивание,  вязание и т. д.) .

 «В мире чисел и величин»

1.    Дети должны уметь считать, отсчитывать, пересчитывать до 10, называть числа в прямом и обратном порядке, считать на слух, по осязанию, знать не только количественный но и порядковый счёт. Выполнять устные вычисления на сложение и вычитание в пределах 10.

2.    Знать цифры до 10. Уметь считать группы предметов, состоящие из одинакового количества.

3.    Ребёнок должен знать геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, конус, куб, цилиндр. Находить изученные геометрические фигуры в окружающих предметах, моделях, рисунках, чертежах, не только в изолированном виде, но и в различных комбинациях с другими фигурами. Составлять геометрические фигуры из нескольких фигур, разбивать фигуры на составляющие.

4.    Дети должны определять расположение предметов в помещении, находить левую, правую, верхнюю, нижнюю сторону листа бумаги, его середину, левый верхний, правый нижний угол и т.д.

5.    У детей должно быть сформировано чувство времени. Должны знать последовательность дней недели, времён года, уметь называть текущий месяц. Использовать в практике устную математическую речь в пределах изученного материала.

6.    Выполнять логические задания, связанных с развитием познавательных процессов:

•    внимания: лабиринты различной степени сложности и различных видов, дидактические игры типа «Веселый счет», сравнение объектов, сюжетных картинок, групп математических объектов;

•    воображение: восстановление фигур (частей фигур) одинаковых форм, деление фигур на заданные части и другое;

•    памяти: зрительные и слуховые диктанты;

•    мышления: наблюдение, сравнение, анализ; установление закономерностей и их использование для выполнения заданий и получения новых знаний.

«Я познаю мир»

 

  1. Знать простейшие правила общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении и доброжелательности:    

-  употребление выражений приветствия, прощания, благодарности;

-  умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего;

- умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке слов, действий;

   2. Знать простые формы этики:

- плавила поведения за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;

- использование слов, обозначающих просьбу, извинения, вежливый отказ в просьбе;

-  правила общения друг с другом;

-  правила поведения в школе.

   

Понятия этики и эстетики взаимосвязаны. Нельзя научить ребенка добру, не сформировав у него понятия "красивое", "некрасивое", не сформировав эмоционального протеста против зла. И эта работа должна вестись систематически и целенаправленно через занятия по изобразительной деятельности, искусству, музыке, знакомство с произведениями литературы и искусства. И эта работа может быть успешной при условии создания вокруг ребенка жизнерадостной обстановки, т.к. положительное эмоциональное состояние является основой доброжелательного отношения к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь будущий первоклассник.

Проблема  подготовки волнует многих родителей будущих первоклассников. В этой статье даны краткие рекомендации для родителей по подготовке детей в 1 класс....

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс....

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс....

Памятка для родителей. "Что должен знать и уметь будущий первоклассник"

Требования к будещему первокласснику. Что должен знать и уметь ребёнок в области математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения....

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не с...

Выступление «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»

Как определить, готов ли ребенок к школе и что для этого нужно? «Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно...