Здоровьесберегающие технологии – обязательный элемент в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал на тему
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии – обязательный элемент в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ивленкова Марина Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ Школы № 170 г. о. Самара
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым
Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная, и наша задача – выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю.
Что же конкретно могу сделать я, учитель начальных классов? Ответ один: правильно организовать педагогический процесс.
На начало 2016 – 2017 учебного года в моём классе 4 ученика отличались психической неуравновешенностью и гиперактивностью, некоторые имели синдром дефицита внимания. До 30% детей часто болели простудными заболеваниями. Учащиеся часто пропускали занятия в связи с болезнью. У 20% детей наблюдалось снижение зрения. Почему же в классе так много нездоровых детей? Проанализировав социальный состав семей моих учеников и доходы их родителей, я обнаружила, что родители не имеют достаточных денежных средств для организации полноценного питания своих детей, лечения их заболеваний. Многие дети « закормлены» чипсами, жвачками, газированной водой и прочими « нездоровыми» продуктами, свободное время проводят у телевизора и компьютера, мало гуляют на свежем воздухе, не занимаются спортом. Проблема с физическим здоровьем детей была не единственная. Не всем учащимся в классе давались учебные предметы. Ребятам трудно было преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость, они могли сосредоточиться лишь на том, что им интересно, нравится. А значит, уже нужно было заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности. Очевидным явился поиск путей решения проблемы сохранения и улучшения здоровья моих учеников, подготовки их к здоровому образу жизни.
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающее обучение
- направлено на обеспечение психического здоровья учащихся;
- опирается на природосообразность, преемственность, вариативность, практическую ориентацию;
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся;
- приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; росту учебных достижений.
Конечно, здоровье учащихся определяется его исходным состоянием на момент поступления в школу, но, тем не менее, я всегда придерживаюсь рациональной организации урока, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учётом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках и переменах.
В соответствии со шкалой трудностей предметов более трудный предмет я ставлю на те уроки, когда работоспособность детей максимальна – это 2 и 3 уроки. Причём оптимальная работоспособность – на 2 уроке.
Лучший отдых – это смена видов деятельности. Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей с ограниченными возможностями, на их работоспособность. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4- 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 - 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому я стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты даёт хоровое проговаривание, как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Во время урока применяю не менее 3 методов преподавания: словесный , наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также проветривание кабинета. Учу детей своевременно до начала урока приводить своё рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него всё лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных и всегда помогаю им в решении этих задач. От соблюдения гигиенических и психолого - педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Проветривание помещений, использование комнатных растений, ионизирующих воздух, соблюдение режима освещения и правильное цветовое оформление позволяют повысить работоспособность учащихся, сохранить в норме работу основных функциональных систем организма.
С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. У некоторых детей моего класса наблюдается высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, страх перед неудачей. Моей задачей является создание такой образовательной среды, чтобы ребёнок раскрылся, почувствовал себя увереннее. Благожелательную атмосферу в классе я формирую личным примером внимательного отношения к каждому ученику, постепенным приучением к соблюдению определённых правил. Во время организационного момента и рефлексии для определения своего эмоционального состояния использую смайлики. Дети понимают, что я не сделаю за них, а напомню алгоритм работы, или правило, или дам образец, но выполнять задание придётся самим. Созданию ситуации успеха при ответе способствует тот факт, что я выбираю задания для детей, которые соответствуют их уровню обученности по теме, но сами ученики об этом не подозревают.
Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно. Поэтому на каждом уроке провожу по 2 физкультминутки. Одну через 15- 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук « Моя семья», « Капуста», « Мы писали», « Мы наши пальчики сплели» и др., плечевого пояса, или гимнастику для глаз, или , изучив данные о физиологических возможностях каждого ребёнка, провожу дифференцированные физкультминутки, где каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5- 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» во время физкультминутки дети выполняют задание: « Я буду называть однокоренные слова к слову « гриб». Если я права, вы делаете наклон вперёд, если не права,- наклон назад. Также на уроке окружающего мира при изучении темы « Когда появилась одежда?» дети выполняют задание: « Я буду называть слова, если они являются одеждой, вы приседаете, если нет, тогда прыгаете». Очень нравятся ребятам физкультминутки в стихотворной форме. Некоторые они сочиняют сами. Во время урока я использую элементы методики офтальмолога Базарного «Зрительные тренажёры». По рекомендации В.Ф. Базарного, они должны размещаться на потолке. Однако я использую их изображение на листе ватмана. Такие тренажёры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажёр можно на любом уроке. Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного, могу сделать вывод: дети стали отличаться свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изученным предметам, увеличился объём выполняемых работ в классе. На уроках учу ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.
Я постоянно работаю над поисками педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. В своей работе использую личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку.
При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогом.
В ходе работы по здоровьесбережению, часто применяю игровую технологию. Использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, использую и на других уроках. На уроках математики при проведении устного счёта или опроса детей я использую игру « Поймай мяч». Я задаю вопрос и кидаю мяч ученику, а он, поймав мяч, должен дать ответ и кинуть мяч обратно.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:
- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга. Одним из важнейших преимуществ данного вида работы является его последний этап, когда дети имеют возможность поблагодарить того партнёра, с которым он успешно справился с заданием, или того, кто помог исправить ошибку. Сначала ребята стеснялись говорить слова благодарности, но потом стали делать это с удовольствием и пожимать друг другу руки. Пары сменного состава работают очень эффективно при закреплении изученного материала. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся.
Также на своих уроках я использую здоровьесберегающие приёмы:
- пальчиковая гимнастика,
- релаксация : упражнение « Водопад»,
« Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните …
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам. Вы чувствуете. Как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд).
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
С помощью подобных тренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развивается зрительно-моторная реакция. На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).
Систематически в процессе обучения в 1 классе проходят динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры на свежем воздухе.
Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, встречи с врачом школы, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, походы, прогулки. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными в нашей школе стали мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», « А ну-ка, мальчики!», « Рыцарские турниры», общешкольное мероприятие с родителями – «Зарница».
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках уже привело к положительным результатам:
- учащиеся стали меньше болеть и пропускать занятия;
- у детей с нарушением зрения на данный момент отмечается улучшение остроты зрения( по данным медицинского осмотра);
- улучшилась успеваемость и качество знаний учащихся по предметам,
- повысилось количество родителей, желающих вести здоровый образ жизни.
Таким образом, используемые мной в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.
Думаю, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно–воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...
Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...
Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.
Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Выступление на форуме "Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИзвестно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует пси...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья о работе с детьми с ограниченными возможностями...
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Образование детей с ОВЗ предусматривает:1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;2. Воспитание;3. Лечение и озд...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье описывается технология раскрепощенного развития детей, разработанная русским учёным, врачом, создателем нового направления в науке – здоров...