КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ внеурочной деятельности «Школа развития речи»
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи»  имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного Соколовой Т.Н. и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vd_razvitie_rechi_1a_1.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1.                                                                               тел. 347-45-54

 «Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №1987

Май Т.Н._________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ПРЕДМЕТУ внеурочной деятельности

«Школа развития речи» В 1 «М»КЛАССЕ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                              Учитель __Демченко Е.Ю.

 

     Составлено в соответствии с программой  курса ««Речь»,

автор Соколова Т.Н.

 

             Учебник: Школа развития речи. Юным умникам и умницам. Соколова Т.Н. М.: «Росткнига» 2011

Рассмотрено на заседании МО

«_27_» августа 2016г.

Руководитель МО

__Бобылева Е.М.___

2016г.

Пояснительная записка

  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи»  имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного Соколовой Т.Н. и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В программе  реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.

Формы работы:

  • Деловые игры;
  • Беседы,  викторины;
  • Исследовательская деятельность;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Соревнования;
  • Экскурсии

В процессе обучения  используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированные,
  • здоровьесберегающие,
  • развивающие,
  • информационно-коммуникационные.

Методы обучения:

  • в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
  • в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа рассчитана  на один год обучения.

Программа является модульной и  состоит из 4 модулей, общим объёмом 33 часа, из них теоретических 9 часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю продолжительностью 35 минут.

 Реализация программы  рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.

Возраст детей, участвующих в данной программе,  7- 8 лет

    В процессе изучения программы обучающиеся

      должны знать:

  1. Понятие слово. Толковый словарь.
  2. Однозначные и многозначные слова.
  3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
  4. Понятие о тексте. Тема текста.
  5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

     должны уметь:

  1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
  2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
  3. Редактировать простое предложение.
  4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
  5. Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Роль программы «Школа развития речи» в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.

      Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

      К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

       В коммуникативной сфере:

  • Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
  • Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных  слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
  • Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

      В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

      В ценностно-ориентационной сфере:

  • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать плану в своём учебном труде

Содержание программы

Школа развития речи. 1 класс. – 33 часа (1 час в неделю)

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

 Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово – 14 часов

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).  Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.

Культура общения – 4 часа

  Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Текст – 10 часов

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Резерв – 3 часа

Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»

(1-я подгруппа)

№ п/п

Дата

Тема

Компетенции

УУД

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

1

Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

2

Тише, громче. Регулирование  громкость речи, темп речи.

умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора,

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Слово – 14 часов

3

Слово. Лексическое значение слова.

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по¬добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ¬ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

4

 Озорные буквы

элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

5

Слова играют в прятки

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

6

Слово и его значение

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

7

Прямое и переносное значение слова

элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

8

Экскурсия в школьный музей

умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора,

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

9

Многозначные слова

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

10

Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы.

элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

11

Тематические группы слов.

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по¬добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ¬ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

12

Наш цветной мир

умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора,

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

13

Что на что похоже.

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

14

Организация  Новогоднего праздника

умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

15

Голоса природы.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

16

Загадки

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Культура речи – 4 часа

17

Культура речи. Вежливые слова.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

18

Пословицы.

элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

19

Учимся рассуждать.

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

20

Посещение детской библиотеки

умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора,

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Текст – 10 часов

21

Текст.

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

22

Заглавие текста.

умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

23

Тема текста.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

24

Посещение спектакля

умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора,

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

25

Повторение пройденного.

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

26

Опорные слова.

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по¬добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ¬ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

27

Мы строим текст.

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

28

План текста.

умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора,

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

29

План текста. Проверочная работа.

элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

30

Праздник  «Прощай, первый класс!»

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Резерв – 3 часа

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

  1. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
  2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).
  3. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001
  4. АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003
  5. Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.
  6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
  7. Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
  8. 8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  9. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
  10. Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
  11. Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
  12. Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:

http://www.nachalka.com/konkurs

  1. Познавательный портал: http://clow.ru/
  2. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
  3. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 

Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

В программе пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации ...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...