КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ внеурочной деятельности «Школа развития речи»
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного Соколовой Т.Н. и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_razvitie_rechi_1a_1.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987
109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №1987
Май Т.Н._________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ПРЕДМЕТУ внеурочной деятельности
«Школа развития речи» В 1 «М»КЛАССЕ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель __Демченко Е.Ю.
Составлено в соответствии с программой курса ««Речь»,
автор Соколова Т.Н.
Учебник: Школа развития речи. Юным умникам и умницам. Соколова Т.Н. М.: «Росткнига» 2011
Рассмотрено на заседании МО
«_27_» августа 2016г.
Руководитель МО
__Бобылева Е.М.___
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного Соколовой Т.Н. и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В программе реализуются следующие задачи:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- воспитание познавательного интереса к родному языку;
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
- способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
- содействие развитию речи детей.
Формы работы:
- Деловые игры;
- Беседы, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Экскурсии
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
- личностно ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- развивающие,
- информационно-коммуникационные.
Методы обучения:
- в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
- в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа рассчитана на один год обучения.
Программа является модульной и состоит из 4 модулей, общим объёмом 33 часа, из них теоретических 9 часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся по 1 часу в неделю продолжительностью 35 минут.
Реализация программы рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.
Возраст детей, участвующих в данной программе, 7- 8 лет
В процессе изучения программы обучающиеся
должны знать:
- Понятие слово. Толковый словарь.
- Однозначные и многозначные слова.
- Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
- Понятие о тексте. Тема текста.
- Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
должны уметь:
- Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
- Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
- Редактировать простое предложение.
- Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
- Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Роль программы «Школа развития речи» в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.
Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
- Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
- Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
- Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
- Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
- Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать плану в своём учебном труде
Содержание программы
Школа развития речи. 1 класс. – 33 часа (1 час в неделю)
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа
Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово – 14 часов
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.
Культура общения – 4 часа
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Текст – 10 часов
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Резерв – 3 часа
Учебно-тематический план программы «Школа развития речи»
(1-я подгруппа)
№ п/п | Дата | Тема | Компетенции | УУД |
Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа | ||||
1 | Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. | Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
2 | Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. | умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
Слово – 14 часов | ||||
3 | Слово. Лексическое значение слова. | Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по¬добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ¬ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
4 | Озорные буквы | элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
5 | Слова играют в прятки | Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
6 | Слово и его значение | Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
7 | Прямое и переносное значение слова | элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
8 | Экскурсия в школьный музей | умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
9 | Многозначные слова | Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
10 | Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. | элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
11 | Тематические группы слов. | Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по¬добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ¬ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
12 | Наш цветной мир | умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
13 | Что на что похоже. | Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
14 | Организация Новогоднего праздника | умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств; | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
15 | Голоса природы. | Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
16 | Загадки | Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
Культура речи – 4 часа | ||||
17 | Культура речи. Вежливые слова. | Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
18 | Пословицы. | элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
19 | Учимся рассуждать. | Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
20 | Посещение детской библиотеки | умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
Текст – 10 часов | ||||
21 | Текст. | Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
22 | Заглавие текста. | умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств; | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
23 | Тема текста. | Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
24 | Посещение спектакля | умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
25 | Повторение пройденного. | Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про¬щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
26 | Опорные слова. | Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по¬добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ¬ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
27 | Мы строим текст. | Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси¬ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
28 | План текста. | умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
29 | План текста. Проверочная работа. | элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
30 | Праздник «Прощай, первый класс!» | Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные | |
Резерв – 3 часа | ||||
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).
- Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001
- АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003
- Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
- Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
- 8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
- Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
- Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
- Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
- Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:
http://www.nachalka.com/konkurs
- Познавательный портал: http://clow.ru/
- Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Планируемые результаты
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...
Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
В программе пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации ...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...