Роль кл рук в формировании ЗОЖ
материал на тему
Роль классного руководителя в формировании ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_formirovanii_zozh.docx | 23.59 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины такого положения признаётся и отрицательное влияние школы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30% детей, приходящих в 1 й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. Раннее начало систематического обучения привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности детского организма. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза; количество страдающих близорукостью увеличивается с 3,9 до 12,3%, нервнопсихическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Перед нами стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности классного руководителя.
Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи, которые мы ставим в своей работе на первое место:
– обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на период обучения в школе;
– снизить уровень заболеваемости учащихся;
– сохранить работоспособность на уроках;
– сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
– сформировать систему спортивно оздоровительной работы.
Для решения этих задач необходимо создать здоровьесберегающую среду .
Для этого в начальной школе классным руководителем проводится следующая работа
Примерный план работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2. Организация работы с комплексом физкультпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов. . Ежедневная утренняя зарядка. Начиная с первого класса мы с детьми разучиваем комплекс упражнений утренней гимнастики. Она проводится с музыкальным оформлением, что создаёт хорошее настроение, доставляет удовольствие от выполнения упражнений. Дети взрослеют и начинают сами придумывать танцы и упражнения под музыку.
3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
- влажная уборка,
- расписание уроков,
- создание интерьера класса
привлечение к поддержанию санитарного порядка в классе дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирание пыли, смена обуви), а также контроль за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятностью и др.
4. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
5. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
6. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов. Работники медицинского колледжа приглашаются для проведения бесед о здоровом питании.
7. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
8. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
9. Участие в конкурсах плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни.
10. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
11. Консультирование родителей.
12. Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
13. Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
14. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
15. Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
16. Организация игровых перемен. Замечено ,что если после урока младшие школьники гурьбой выбегают из класса, то, значит, они были сильно утомлены. Переутомление у детей проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами, причём большую роль играет эмоциональная окраска этих игр. Дети не только отдыхают физически, но ещё и получают заряд положительных эмоций.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому главной задачей педагога остаётся организация урока в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и с резким увеличением нагрузок на отдельные органы. Физиологическим возможностям организма ученика 1го класса наиболее соответствует урок продолжительностью 30 минут. Для учащихся 2–4го классов рекомендуется комбинированный урок с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и др. (для снятия утомления достаточно 5–10 минут). Несомненно, лучшим методом сохранения работоспособности ученика на уроках является смена форм работы. Учитывая, что фаза активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз.
Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, самой утомительной является необходимость поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от детей сохранения неподвижности в течение всего урока.
Переключение с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться изменением позы ребёнка.
На уроках в начальной школе широко используются весёлые физкультурные минутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются хоровой декламацией. Физкультминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определённых частей тела и органов. Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.
Кроме игровых оздоровительных пауз, которые я включаю в каждый урок, систематически провожу игровые уроки. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. ( Дети очень любят находиться в роли учителя, я часто пользуюсь этим методом на различных уроках. Особенно этот метод эффективен на этапе проверки выполнения заданий)
Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Провожу с детьми диагностическое исследование памяти, внимания, мышления.
Родители в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух-трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни следует строить в тесном контакте с родителями.
Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей:
- информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
- индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, и только в этом случае можно надеяться, что дети будут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Недаром раньше говорили:
«В здоровом теле – здоровый дух».
Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раннее начало систематического обучения привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности детского организма. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
О сновные задачи классного руководителя : – обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на период обучения в школе; – снизить уровень заболеваемости учащихся; – сохранить работоспособность на уроках; – сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни; – сформировать систему спортивно оздоровительной работы. Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся
Проведение классного родительского собрания Организация работы с комплексом физкультпауз для снятия динамической нагрузки Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе Работа по профилактике детского травматизма Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов . Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении . Участие в конкурсах плакатов, рисунков Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований . Беседы с родителями по профилактике детского травматизма . Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно . Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года . . Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся . Организация игровых перемен . Работа классного руководителя
Н ельзя требовать от детей сохранения неподвижности в течение всего урока
Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей . Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей.
Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)
"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...
Роль традиционной культуры в формировании нравственного сознания детей.
В статье рассмотрены особенности формирования нравственного сознания детей на основе приобщения к традиционной культуре....
Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"
Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....