Родителям о внимании первоклассников(moduse)
материал на тему
Родительское собрание на тему:"Родителям о внимании первоклассников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_vnimanii_pervoklassnikov.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход проведения собрания.
К.Д. Ушинский говорил: “...внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
На доске плакаты:
а) «Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так».
б) «Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию».
в) «Самому ребенку развивать произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа».
1)Мотивация родителей и подведение их к теме родительского собрания.
Наукой установлено, что человек усваивает:
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что проговаривает и проигрывает,
90% того, что делает сам.
Быть ребёнком трудно. Это непрерывная и сложная работа- расти, открывать мир, узнавать людей, учить строить с ними отношения, да ещё и формировать высшие психические процессы – речь, память, внимание. И не случайно сегодня мы обратились к К,Д. Ушинскому.
Тема родительского собрания: Как помочь детям стать внимательными.
Звучит музыка.
Родители занимают места, согласно взятому жетону по цвету (красный, синий, зеленый, жёлтый, белый), в результате чего образуются пять рабочих групп участников собрания.
- Что такое внимание
- Свойства внимания
- Проблемы формирования внимания
- Игры на формирование внимания у детей
2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
Давайте попробуем разобраться, как формируется внимание? Попробуем составить алгоритм формирования внимания?
Что такое внимание?
Кто такой внимательный ребёнок?
Кто смог составить алгоритм?
Кто не смог?
3)Выявление места затруднения.
Смогли ли составить алгоритм формирования внимания?
Кто не смог выполнить задание? Почему?
Кто смог выполнить задание? Можете доказать свой ответ. (Нет) Почему? (Нет эталона).
4) Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного
проекта.
Какова наша цель на собрании?
(Узнать алгоритм внимания и познакомиться с приёмами развития внимания)
Какая тема нашего собрания? Предлагаю обратиться к сказке и составить алгоритм по формированию внимания в процессе работы.
План работы на доске.
- Алгоритм.
- Свойства внимания.
- Приёмы формирования внимания.
Прочитаем сказку и попробуем разобраться в непростой теме нашего родительского собрания по плану.
В группах отрывки сказки, надо составить части в целое. Попробуем?
Чтение сказки.
1 группа.
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.
До дома далеко — идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем ,как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка-через-всё-скакалочка мне помогла.
2 группа.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка!
Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика.
Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазать не умеют.
А помочь надо.
3 группа
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.
Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, темнее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.
И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!
Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и ,что есть силы, огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать!..
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
Трудно было? Что помогло выполнить задание? (…внимание)
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.
Хорошо развитое внимание – является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней.
Прошу вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это….(время для выполнения задания 2 минуты, работа в группах).
Карточки составьте и объясните, что помогло составить нам алгоритм , какие свойства внимания?
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:
-Как вы понимаете выражения:
Концентрировать внимание – это…..
Переключать внимание – это…..
Распределять внимание – это…..
Устойчивость – это….
Объём внимания-это…
Выделяют основные свойства внимания:
переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени;
распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.
Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.
Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.
Наш ребёнок должен воспринимать учебный материал. Ему помогают:
наблюдение,
запоминание,
создание образов,
логических связей, ассоциаций.
5) Реализация построенного проекта.
Как мы читали сказку?
- Поставили перед собой цель.
(Прочитать сказку).
- Затем составили план работы. (Определили последовательность чтения).
- Прочитали сказку.
- Сравнили с образцом.
- Получили результат.
Итак , мы, уважаемые родители ,вывели алгоритм работы (простой, на мой взгляд, но без внимания, здесь бы мы не справились, это уж точно).
Или получили пошаговый алгоритм формирования внимания у наших детей:
- Контроль первичный . (Сказку сравнили с образцом!)
- Вторичный контроль. (Результат. Анализ результата. Смогли выполнить задание? Были ли трудности? Какие?)
- Оценочный контроль. ( Понравился результат? Что получилось? Чего не получилось?)
Итак, чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребенка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получать результаты, формировать привычку быть внимательным.
Задание с бумагой, чтобы показать, что каждый ребенок индивидуальный
Давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.
-Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
- Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
- Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом работы.
-Легко отвлекаемое внимание.
-Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Итак, мы определили виды внимания в процессе работы.
Карточка.
1 Непроизвольное – удержание направленности объекта без волевых усилий (без нашего желания). Врожденный ориентировочный эффект – основа непроизвольного внимания (звук, движение, яркость, необычность). Всегда основано на интересе.
2 Произвольное. Для этого внимания необходимо волевое усилие (цель, мотивация) – сами себя заставляем слушать, видеть.
3 Послепроизвольное. (волевое усилие пропадает при чтении книги).
Наша главная задача -помочь нашим детишкам. Поэтому я предлагаю вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.
6)Первичное закрепление.
На примере математики, проверим приём формирования нашего внимания при самопроверке.
Алгоритм.
1.Цель.
2. План.
3.Действие.
4. Результат.
9+3=(7+2)+3=(7+3)+2=12
Какие свойства внимания были использованы?
РЕКОМЕНДАЦИИ: на что родителям необходимо обратить внимание?
1. Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для детей с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.
2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.
3. В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.
4. Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для вашего школьника ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки.
8)Включение в систему знаний.
В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10-15 минут каждая группа готовится, знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают – перед другими группами родителей. Определить родителям, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать), и можно ли самим вмести с детьми придумывать разные, интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания?
Карточка с описанием.
Упражнения для тренировки внимания и памяти дома.
- Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
- Возьмите текст ( например, диктант для начальной школы).Положите текст в комнате на рабочем столе и попросите ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из -за стола, подойти к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
- Разложить на столе ,например, спички, в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
- Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
- Прочитайте текст ,вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка все исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова. А ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение
Какие упражнения вы будете использовать для формирования внимания у своего ребёнка?
Нужно ли формировать внимания?
Для чего нужно?
Какие свойства внимания будете формировать, используя эти упражнения.
Немного отдохнём.
Итак, перед вами пять жизненных ценностей. Ваша задача: расставить их в правильном порядке.
- Деньги, работа
- Дети
- Я, личность
- Любовь
- Родители
Напишите ваш ( свой) порядок ценностей.
Сделали?
Сравните с эталоном.
Правильный ответ выглядит так:
- Я, личность.
- Деньги, работа.
- Любовь.
- Дети.
- Родители .
Логика теста проста. Вы личность, значит, вы можете развиваться и самосовершенствоваться. У вас есть работа-это деньги. Доход, а значит независимость. Появляется в вашей жизни- спутник, а значит –любовь, от этого рождаются дети и вы уже стали родителями.
9)Рефлексия.
Что должны уметь ваши дети для того, чтобы успешно учиться?
Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, и др.),учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребенок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребенку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность: сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объема внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.
- Развивать концентрации внимания.
Находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте
2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
3.Тренировка распределения внимания: выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу.
4.Развивать навыки переключения внимания: работать с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
Представители каждой группы по очереди продолжат фразу:
«Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание….»
- Другое.
Каждому родителю даётся буклет и карточка.
Светлые качества родителей.
1.Сострадание? Да.
2.Любовь? Абсолютная!
3.Терпение? Всеобъемлющее!
4.Доброта? Безграничная!
5.Спокойствие? Олимпийское!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе по теме: "Родителям о внимании и внимательности""
Разработка собрания с упражнениями по развитию внимания учащихся в домашних условиях. Предлагается памятка для родителей....
Родительское собрание "Родителям о внимании и внимательности"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ» Цели: • познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников; • изучить упражнени...
Родительское собрание на тему «Родителям о внимании и внимательности»
Цель:Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.Познакомить родителей с методиками и приемами развития внимания детей.Форма проведения: творческая лаборатория р...
Родителям о внимании и внимательности.
Уважаемые папы и мамы!Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того,...
Методические рекомендации для родителей "Развитие внимания"
Внимание - один из психических процессов, развитие которого очень важно для познавания окружающей действительности, и, несомненно, обучения в школе. В этом разделе, на примере нескольких ситуаций. игр...
Памятка для родителей "Развитие внимания младших школьников"
В данной памятке собраны наиболее актуальные и эффективные методы и упражнения, способствующие развитию внимания младших школьников....
Родительское собрание в 1 классе "Родителям о внимании первоклассников"
ØВнимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. ØВнимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём – нибудь....