Родительское собрание "Воспитание сознательной дисциплины у учащихся начальной школы"
методическая разработка (3 класс) на тему

Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна

Целью данного родительского собрания является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе воспитания сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Воспитание сознательной дисциплины у младшего школьника».

класс 3г

от  _____ 2016г.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе воспитания сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста.

Задачи: - рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;

- дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;

- познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.

Подготовительная работа:

1.Анкетирование учащихся и их родителей (Приложение 1).

(дети предварительно заполняют анкету, родители – в начале собрания).

2. Подбор игр для коррекции поведения недисциплинированных школьников.

3. Проведение с родителями теста «Мама (папа), хороший ли ты педагог?».

4. Составление памятки родителям «Кодекс истинного родителя».

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) карточки-листы с описанием игр для практикума родителей;

2) памятки для родителей «Секреты истинного родителя»;

3) запись на доске темы собрания, пословицы и поговорки о воспитании:

• Один добрый пример лучше ста слов.

• Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно.

• Понуканье – не воспитанье.

• Воспитывай лаской, а не тоской.

Повестка:

1.

2.

3.

4.

1). Введение в тему

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребёнка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Всё это создает предпосылки для ведения целенаправленной работы по коррекции поведения младших школьников и способствует воспитанию у них сознательной дисциплины.

2.Ход собрания

I. Организационная часть.

Рассаживание родителей по трем группам равных по численности.

II. Вступительное слово классного руководителя:

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими. Что такое «сознательная дисциплина», с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.

III. Основная часть:

  1. Психолог проводит упражнение в группах для родителей «Продолжите фразу…». Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Дисциплинированный ребенок – это…» (время для выполнения задания – 3 минуты). По окончании обсуждения поставленной проблемы представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Психолог обобщает мнения участников собрания.
  2. Классный руководитель:

Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

  1. Сообщение психолога о методах формирования дисциплинированности.

а) Понимаем ли мы своих детей?

Очень часто родители не желают понять ребенка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям. И самый живучий из них – взгляд на ребенка как на послушного исполнителя воли взрослого.

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его, прежде всего, своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом.

Дети очень часто видят и то, что мы хотели бы скрыть от них. Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» – и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребенок не становится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель».

Запреты родителей – «не бери», «не трогай», «не ходи», «не лезь», «не мешай» – и наказания за их нарушение оказываются серьезной помехой на пути активного развития ребенка и обретения им нравственного опыта. Чтобы ребенок стал добрым, заботливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его добрым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде поступать так же, никогда и ни в чем не допуская расхождения между словом и делом.

В воспитании, пожалуй, самое трудное – понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».

Понять человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого – это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте.

б) Умеем ли мы правильно попросить ребенка?

Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следующие правила:

• обращайтесь к ребенку доброжелательно, вежливо, исключите командный тон;

• старайтесь вызвать у ребенка ответственное отношение к выполнению вашего задания;

• обращаясь к ребенку с просьбой, дайте ему инструкцию ее выполнения;

• не просите ребенка выполнить то, что ему сделать не по силам, сначала научите;

• выразите родительскую признательность за выполненную работу.

в) Наказание и поощрение.

Когда ребенок не понимает смысла просьбы, требования, он не испытывает потребности в добрых поступках, не сможет он обрести и привычки нравственного поведения. Стремление родителей, во что бы то ни стало добиться послушания, вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас все дети трудные и без наказаний нельзя обойтись». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, что все, что они делают и говорят, справедливо, верно, так как «направлено на пользу ребенку». И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей.

Очень удобная, но неверная позиция. Ведь в этом случае происходит подмена целей воспитания. Смыслом действий взрослых становится достижение послушания, а не забота о развитии ребенка как личности. Наказание обнажает не только воспитательное бессилие родителей, но и их неуважение к ребенку, неверие в его стремление стать лучше. Унижая наказаниями достоинство детей, подавляя их потребность в самовыражении, в свободе волеизъявления, родители, не желая этого, растят людей с рабской психологией, то есть действуют вопреки интересам ребенка, лишая его будущего.

Это положение – одно из самых трудных для осмысления. «Как же так?» – возражают обычно родители. – «Ведь мы его воспитывали и по-хорошему, а не только по-плохому?». Но в том-то и дело, что это была дрессировка, а не воспитание. Ведь это «хорошее» (имеются в виду беседы, нотации, поощрения), а тем более «плохое» не затронули сознания ребенка и не вызвали у него потребности меняться, не привели к другому поведению. Следовательно, эти меры не были методами воспитания.

Но бывает ведь так, что после беседы или наказания некоторое время ребенок поступает в соответствии с требованиями родителей, а потом опять возвращается к прежнему. Почему? Потому что это был минутный порыв (если не уловка избежать очередного наказания), не ставший осознанным мотивом поведения, «нравственным законом», лично для него значимым.

Родителям, которые убеждены, что с ребенком «надо по-хорошему, а если не понимает, то по-плохому», мы объясняем, что они не занимаются воспитанием, так как не ищут причины тех или иных действий ребенка, не ищут ответа на вопрос «Почему он так поступил?» и пытаются устранять следствие, а не причину.

IV.Тестирование родителей. Тест «Мама, хороший ли ты педагог?» (Приложение 2).

Психолог предлагает десять самых обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций, а из приведенных ответов родители выбирают те, которые в наибольшей мере отвечают их представлениям о воспитании. Зачитываются ключи к тесту. Обсуждаются полученные результаты.

V. Практикум для родителей «Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры» ( все педагоги вместе).

Каждая микрогруппа родителей получает листы с описанием игр для коррекции поведения школьников. В течение 10 минут члены микрогрупп проводят коллективное чтение, затем представители из каждой группы знакомят с содержанием игр всех родителей.

1-я группа – игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками (применяются в работе с недисциплинированными школьниками).

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.

2-я группа – коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения школьников. Школьникам с протестным поведением присущи упрямство и эгоизм, из-за которых они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со сверстниками в игре заставляет ребенка учиться выражать свое мнение, учитывать пожелания партнеров, координировать с ними свои действия.

3-я группа – сюжетно-ролевые игры в коррекции демонстративного поведения детей. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребенка стоит не функциональное исполнение роли, а ее личностные характеристики.

Ребенку с демонстративным поведением целесообразно предоставить возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения: положительным и отрицательным.

VI. Обсуждение «Секретов истинного родителя» (Приложение 4) и принятие решения родительского собрания в форме памятки.

3.Литература

1. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. – 2004. – № 1.

2.Библиотека по педагогике. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / под ред. И. С. Марьенко. – М., 1982.

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st000.shtml

3. Детский портал «Солнышко». Игры :http://www.solnet.ee/mail/html;

4. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.

5. Тест «Мама, хороший ли ты педагог?» -http://isavnina.ucoz.ru/publ/vneklassnaja_rabota/informacija_dlja_roditelej/test_mama_khoroshij_li_ty_pedagog/12-1-0-5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1) Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка?

2) За что хвалите, за что наказываете?

3) Как поощряете? Как наказываете?

4) Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

5) Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1) Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2) За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3) Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают и за что?

4) Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5) Что ты любишь делать, твое любимое занятие?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Мама, хороший ли ты педагог?»

1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком. Ваши действия:

1) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;

2) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный момент его шалости могут ему дорого обойтись, – 0 очков;

3)вообще не обращаете на него внимания – 5 очков.

2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны. Ваши действия:

1) вы разговариваете с их родителями – 2 очка;

2) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5 очков;

3)объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, почему они для него являются дурным примером – 0 очков.

3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать. Как вы поступите:

1) вы ничего не предпринимаете, пусть сам научится проигрывать – 0 очков;

2) отказываетесь с ним играть до тех пор, пока он будет так болезненно воспринимать поражение – 3 очка;

3) умышленно создаете такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать – 5 очков.

4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать. Что вы предпринимаете:

1) позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя – 5 очков;

2) вы объясняете ребенку, как важен сон – 3 очка;

3) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете только тогда, когда он хорошо ведет себя днем – 0 очков.

5. Детских телепередач ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день. Ваши действия:

1) после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул – 0 очков;

2) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, выбираете для него некоторые передачи сами – 3 очка;

3) определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что ему смотреть – 5 очков.

6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет. Ваши действия:

1) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это осудят, – 5 очков;

2) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;

3)каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его – 3 очка.

7. Вашему ребенку еще немного лет, но он уже интересуется противоположным полом. Ваши действия:

1) оставляете все как есть, ведь в этом возрасте это безобидно – 3 очка;

2) пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она возникает – 0 очков;

3) по-деловому объясняете, что такое любовь, и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной – 5 очков.

8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним. Как вы поступаете:

1) учите его давать сдачи – 5 очков;

2) разговариваете с родителями обидчиков – 3 очка;

3) стараетесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он избегал конфликтов с этими детьми – 0 очков.

9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку). Что вы предпринимаете:

1) призываете к благоразумию, обычно в присутствии младших – 5 очков;

2) уделяете ему больше внимания, независимо от того, что он старше – 3 очка;

3) вообще не вмешиваетесь – 1 очко.

10. Если ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей, какими будут ваши действия:

1) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему - 0 очков;

2) стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор – 5 очков;

3) запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие – 2 очка.

Ключ к тесту: От 0 до 18 баллов. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы считаете, что послушание и уважение к старшим – лучшие качества, забывая, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества. Но вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.

От 19 до 35 баллов. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное, вы стремитесь быть современным: не используете стереотипные методы, предоставляете ребенку известную меру самостоятельности, не подавляете его своим авторитетом.

От 36 до 50 баллов. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором ценится инициатива, а эгоизм строго осуждается, в мире, где уважают независимое мышление, откровенность, активную жизненную позицию. Это вполне достойная педагогическая позиция.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточки-листы с описанием игр для практикума родителей

Карточка №1

Лото – это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для недисциплинированных школьников. От ребенка здесь потребуется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша.

Тише едешь, дальше будешь - подвижная игра

Выбирается считалочкой один водящий. На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 50 метров (насколько позволяет свободное пространство). Все игроки становятся с одной стороны "дороги", водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь. Стоп.» Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру. В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова стоп водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

Карточка №2

Игра «Собери кораблик» дидактическая игра, проводится в парах (желательно, чтобы в паре с конфликтным ребенком играл уравновешенный сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов – «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что это игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».

Игра "Чудесный мешочек" - дидактическая игра. Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

Карточка №3

Сюжетно-ролевая игра «Угадай, кто я?»

Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли

какого-нибудь сказочного героя и двигаться и изъясняться от его имени. Остальные дети должны догадаться, в кого «превратился» их товарищ. Заранее

надо договориться, можно ли использовать элементы костюма персонажа и

реквизит. Возможны групповые роли (например, три поросенка).

Впоследствии, анализируя результаты проведения этой игры, необходимо отметить успешность исполнения ребятами той или иной роли, художественные предпочтения, оформление, костюмы и т.п. При этом нельзя делать им прямые оценивающие замечания, давать строгие советы.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»: Читаются заранее детям произведения разных авторов, посвященные природе, рассказы о животных, которых дети могут увидеть только в зоопарке (верблюд, слон, обезьяны и т. д.), с показом иллюстраций; изготавливаются все необходимые для игры атрибуты (силуэтные фигуры верблюда, медведя, слона, оленя и их детенышей, деревьев, растущих в тех природных зонах, где обитают эти животные, картонные вольеры для них, указатели, инвентарь для ухода за ними и т. д.).

Приложение 4

Секреты истинного родителя

(памятка)

• Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

• Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

• Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

• Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

• Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

• Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

• Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

• Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа для учащихся начальной школы и их родителей "Родительский дом- начало начал"

Конкурсная программа для родителей и детей " Родительский дом- начало начал", 3 класс...

Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"

Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Родительское собрание "Сознательная дисциплина"

Материал поможет учителю и родителям правильно воспитывать у своих детей сознательную дисциплину....

Родительское собрание «Развитие толерантности у учащихся начальной школы»

На собрании родителям предлагается деловая игра для определения хаактеристик толерантной личности....

Формирование сознательного чтения у учащихся начальных классов

Современная методика предполагает такую читательскую деятельность, которая позволяет думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое ...

Статья на тему «Методы организации учащихся начальной школы при проведении занятий по дисциплине «Ритмика».

Методы организации учащихся начальной школы при проведении занятий по дисциплине «Ритмика»,как третий час физической культуры в школе....