"Народная культура"
рабочая программа (4 класс) на тему

Семчеренкова Марина Евгеньевна

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Народная культура" об истории Тульского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_kultura.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Апухтинская основная общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета,

протокол № ___от«_»______2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Апухтинская «ООШ»

______________Грачев А.В.

Приказ №_____

«____»_________________2016 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно - нравственного  направления

«НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

4 класс

Составитель:  учитель начальных классов

Семчеренкова   Марина   Евгеньевна

Количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

2016 – 2017 учебный год


                                             Пояснительная записка.

   В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.

   Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.

   Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

   Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

    Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Главное назначение данного курса – воспитание патриотизма, любви и уважения к своей  родине,  ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми,  совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.

 Дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, и помогает курс «Народная культура». Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям. Кроме того, с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.

Курс занятий рассчитан на 4 года. В течение этого времени дети на живом фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире.

Задачи:

  • ввести  ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
  • научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
  •    Воспитать преданность Родине.
  • Воспитать основы гражданского сознания.
  • Воспитать гуманное отношение к окружающим людям.
  • Воспитать любовь, уважение и гордость за свою Родину, и малую родину – Тульскую область.
  • Изучить духовное и культурное наследие русского народа.
  • Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
  • Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

 

     Учащиеся познакомятся с понятиями «генеалогия»,  «родословная»,  «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», с видами народного творчества;

                  узнают

  • историю возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • о профессиях предков;
  • о семейных увлечениях и традициях;

Используемые методы работы

Наглядный метод

• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

• экскурсии в музеи; наблюдения;

• целевые прогулки;

• моделирование и показ сказок

Словесный метод

• чтение стихотворений;

• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;

• ответы на вопросы педагога, детей;

• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщение дополнительного материала;

• загадывание загадок;

• рассматривание наглядного материала;

• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбор житейских ситуаций;

• проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.

Практический метод

• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• изготовление кукол к сказкам;

• постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;

• проведение экскурсии различной направленности

Формы работы с детьми

• Создание творческих проектов детьми;

• Проведение праздников.

• Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.

• Экскурсии по станице.

• Организация выставок.

Формы работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).

2) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста.

4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.

5) Знакомство с народными забавами, с устным народным творчеством.

Предполагаемый результат

   Чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

Дети научатся различать изделия разных народных промыслов;

У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;

Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.

Эмоциональное отношение через свое творчество;

Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Тематическое планирование 4 класс

«Мой родной край»

№ п/п

Тема занятия

Содержание

       Дата

1

С чего начинается Родина?

Понятия «Родина большая и малая», «родной край».

Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край»

2

Тульский край – мой край!

Как назывался родной край в разные исторические времена. Как сейчас называется мой родной край?

3

Тульский край – мой край!

Тульская область на карте. Достопримечательности края.

4

Флаг Тульской области

Как выглядит флаг Тульской области. История флага.

Творческая деятельность: рисунок на тему «Флаг Тульской области»

5

Герб Тульской области

Как выглядит герб Тульской области. История герба.

6

Герб Одоева

Как выглядит герб Одоева. История герба.

Творческая деятельность: рисунок на тему «Герб Одоева»

7

Гербы древних городов Тульской губернии.

Как выглядит гербы городов Тульской области.

8

Гимн Тульской области

Что такое гимн? История гимна Тульской области.

9

Что изучает история?

 Что изучает история?  Кого называют археологами?

10

Древнейшие жители нашего края

 Кто жил на территории нашего края в первобытные времена?

11

В борьбе с монголо-татарами.

Кто такие монголо-татары? Нашествие на Русь завоевателей.

12

Куликовская битва.

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

13

Войско литовского князя Ягайло у древней крепости Одоев.

История остановки литовского войска у Одоева – помощь нашего края в сражении с монголо-татарами на Куликовом поле.

14

Возникновение Тулы.

История возникновения города. Тула – щит Русского государства. Засечная черта.

15 - 16

Тульский кремль.

Что такое «кремль»? Название и предназначение башен старого кремля. Современный вид Тульского кремля.

Творческая деятельность: рисунок  на тему «Тульский кремль»

17 - 18

Тула оружейная

Ремесленники-кузнецы. Строительство оружейного завода в Туле.

Тульские мастера-оружейники.

19

Тула в годы ВОВ.

Героическая оборона Тулы. Решающие бои под Тулой. Значение Тулы в защите Москвы. Вклад тульских оружейников в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Тульские партизаны. Юные герои войны.

20

Земляки-герои Советского Союза. Сквер героев в Одоеве.

Беседа о земляках-героях, их подвигах во время войны.

21

Тульский пряник.

История возникновения. Пряничные доски. Технология изготовления.

22

Тульский самовар.

Фабрика Баташова. История тульских самоваров, их внешний вид.

23

Тульская гармонь.

Фабрика Белобородова. Отличие тульской гармони. Заочная экскурсия в музей Белобородова.

24 - 25

Филимоновская игрушка.

История возникновения промысла. Мастера-игрушечники. Современное развитие промысла.

Творческая деятельность: роспись игрушки по мотивам филимоновской.  

26 - 27

Традиционный народный костюм Тульской губернии.

Особенности женского и мужского народного костюма.

Творческая деятельность: аппликация на тему «Народный костюм»

28

Достопримечательности родного края: Одоевское городище – Соборная гора.

«Откуда есть пошёл» Одоев. Что находилось на территории городища в разное время. Величавый собор. Установка стелы. Зона отдыха.

29

Достопримечательности родного края: Анастасов монастырь.

История возникновения. Трагическая судьба обители в советские годы. Современное развитие исторического памятника.

30

Достопримечательности родного края: церкви Одоевского района.

Соборы и церкви Одоева и близлежащих селений. Современное состояние. Возрождение храмов на территории района.

31

Достопримечательности родного края: памятник конникам генерала Белова.

Освобождение Одоева от немецко-фашистских захватчиков. Памятник – память благодарных потомков.  

32

Музеи Одоева.

Краеведческий музей. Музей Филимоновской игрушки. Музей «Медовое подворье».

33

Экскурсия в музей.

Посещение одного из музеев.

34

Итоговое занятие.

«Тульское» чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Воспитание младших школьников средствами народной культуры

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, он...

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

Развитие языковой культуры с использованием элементов народной культуры и краеведческого материала

Слово- истина, нерукотворное хранилище исторической памяти. Слово связывает  все поколения.  Еще в первой половине 21 века В. Гумбольдт высказал  мысль, что «язык –  живая деятельн...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"

Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....