Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Каждый интересен"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Выделение качеств друга, формирование позиции «Каждый интересен», умение разбираться в своих поступках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdyy_interesen.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая часть | ||||||
Тема занятия | Каждый интересен | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Выделение качеств друга, формирование позиции «Каждый интересен», умение разбираться в своих поступках. | П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение анализировать свое состояние. Р. Умение адекватно воспринимать оценку высказываний; контроль и коррекция. К. Умение работать в группе; согласовывать свои действия с другими участниками; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Формирование ценностного отношения к другу., к его внутреннему миру. Развитие ответственности за свои слова и поступки. Способность оценивать свои поступки. | ||||
Цель занятия | Сформировать позицию, что интересен каждый человек, благодаря своему внутреннему миру | |||||
Основные понятия, изучаемые на занятии | Дружба, друг, внешность, внутренний мир, душа | |||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на занятии | Притча «Светлячок». см. Приложение 1. | |||||
Организационная структура занятия | ||||||
п/н | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | ||
Подготовительный этап | Педагог приглашает детей занять удобные места, его место среди учеников, дети ,проходя, берут жетоны для деления на группы (дети об этом не должны догадаться) | Дети проходят в класс и по желанию садятся на выбранное место | ||||
I | Эмоциональный настрой | Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» | Пожелания детей (проговаривают по очереди) | 7 мин | ||
II | Включение в диалог | Кто может объяснить, почему он выбрал именно это место? Подвести к выводу, что мое место зависит от сидящего рядом человека. Правильно ли я поняла, что ваш выбор зависел от сидящего рядом человека? Чем именно интересен вам этот человек? Кто хочет сказать эту фразу: мне интересен каждый? | Ответы детей. | 3 мин | ||
III | Формирование темы и проблемы | Кто догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать? Учитель вывешивает табличку с темой. Как вы думаете, а на какой вопрос или вопросы нам необходимо найти ответ, исходя из темы? Учитель вывешивает таблички с вопросами. | «Каждый интересен». Чем интересен? Почему интересен? | 2 мин | ||
IV | Поиск решения проблемы 1. Работа с притчей «Светлячок» а) знакомство б) рефлексия
| Послушайте притчу, которая поможет найти нам ответ на эти вопросы. Повторить вопросы на доске. Чтение притчи. (Приложение 1) Какие чувства вызвала у вас притча? Почему? Кто нашел ответы на поставленные вопросы? Какой вывод можем сделать? Важна не внешняя оболочка, а внутреннее содержание. Правильно ли я вас поняла, что интересен может любой человек, независимо от его статуса и положения в обществе, главное, чтоб душа была! О чем узнал Светлячок, благодаря слепому мальчику? Посмотрите на поставленные вопросы, кто сможет ответит на один из них? (Почему интересен) | Высказывания детей О дружбе
Хочу с ним дружить | 10 мин | ||
2. Работа по группам | Какими качествами должен обладать друг? А вы? Чтобы ответить на эти вопросы, поработаем в группах. У вас у каждого жетончики разные по цвету, но у каждого своя форма. 1 группа – (квадраты) - Ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать друг? 2 группа (треугольники) – Ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать человек, который хочет дружить? 3 группа (пятиугольники)– Ответить на вопрос: что мешает и помогает дружбе? Дети рассаживаются за столы и работают. Каждой группе раздается набор слов и понятий, которые необходимо сгруппировать и дать ответ на поставленные вопросы, см. Приложение 2 | 5 мин | ||||
3. Отчет работ групп | Обратите внимание на то, что каждая группа работала над своей проблемой, а вывод сделали почти один и тот же. Кто еще раз озвучит его? Правильно ли я вас поняла, что интересен может любой человек, независимо от его статуса и положения в обществе, от его внешнего вида, главное, чтоб он обладал определенным набором человеческих качеств! Что мы можем сказать еще об этом человеке, какой он? От кого зависит, интересны ли вы другим людям или нет? Почему так решили? | Мы считаем… Мы решили… Добрый, добропорядочный, справедливый От самих | 5 мин | |||
V | Рефлексия 1. Катарсис 2. Подведение итогов 3. Игра «Зеркало» | Учитель «нечаянно» рассыпает из книги осенние листья. Дети их собирают. Опишите свои ощущения, какой листок? Кого напоминают вам листья? Почему? Подвести к выводу, что они хрупкие, нежные, разные и похожи на нас – людей Подарите свой листочек другу, что почувствовали? А теперь те, у которых оказался листок, сожмите его. Что произошло? Что почувствовали? Почему? Похоже ли это на человеческие отношения? Какие правила необходимо соблюдать в отношениях с людьми? Подвести к тому, что отвечать надо доброжелательно и только о том, чем они хороши и приятны, тогда им захочется быть еще лучше Вспомним тему занятия, кто ее напомнит? На какие вопросы искали ответ? Как вы на них ответите? Поиграем? Учитель объясняет правила игры. | Мягкий, нежный, хрупкий, гладкий Зеркало одноклассники. Перед ними встают по очереди все желающие и обращаются со словами: Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Чем ребятам интересен? Чем бываю им полезен? | 10 мин | ||
| 4. Самоанализ | Раздать листочки, на которых учащиеся пишут продолжения данных предложений, по желанию могут озвучить или отдать учителю. На следующем уроке обязательно об этом поговорить. | Я узнал (а)……… Я почувствовал (а)….. Я понял (а)….. Было интересно….. Мне захотелось….. | 3 мин |
Приложение 1.
Рассказ «Светлячок»
Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел! Это был светлячок - маленькая букашка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, он любил жизнь! И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались каждый день и каждый хотел быть его другом! Но глупый светлячок не понимал, что всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем "что надо", а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком. А переливался всеми цветами радуги, как хорошо гранёный бриллиант.
А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком! Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвертый и т.д., а зачем-никто не знает, просто это престижно.
Светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море, травы, слёзы росы и любви. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зритель (он уже привык к вниманию),и постарался вложить в перелив своего попурри всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся, но всё же решил спросить про то, как он спел.
- Ну как? - деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
- Красиво...- сказал мальчик.
- Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, - фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно смотреть в сторону уходящего солнца!
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем - бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: "Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла". Один сказал...
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок, куда глаза глядят. И прибрёл, на свое удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
- Что случилось?
- А разве ты не видишь?
- Нет, - честно ответил мальчик
- Ну и ладно, - сказал светлячок
- Расскажи, что ты видишь, - попросил мальчик
- Что? - удивился светлячок
- Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце... Вот бы хоть разок взглянуть на это!
И тут светлячок понял, мальчик — слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему важен даже без блеска. Он ему нужен!!!
- Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
- А что это такое? Ты мне раньше не пел об этом.
- Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю!!!
Приложение 2.
Задание для группы 1
Подчеркните те характеристики, которыми, на ваш взгляд, должен обладать друг:
понимающий внимательный злой красивый богатый здоровый | доброжелательный равнодушный чуткий упрямый заботливый крепкий |
Свой ответ начните так:
Мы считаем, что друг должен обладать следующими качествами: (перечислите), потому что….
Такой человек нам будет (интересен, неинтересен)
Задание для группы 2
Подчеркните те характеристики, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, который хочет дружить:
понимающий внимательный злой красивый богатый здоровый | доброжелательный равнодушный чуткий упрямый заботливый крепкий |
Свой ответ начните так:
Мы считаем, что человек, который хочет дружить, должен обладать следующими качествами: (перечислите), потому что….
Такой человек нам будет (интересен, неинтересен)
Задание для группы 3
Разбейте слова на два столбика, которые, на ваш взгляд, мешают дружбе – помогают дружбе: Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ _____________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ | МЕШАЕТ ДРУЖБЕ _____________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Свой ответ начните так: Мы считаем, что дружбе мешает…., а помогает……
Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ | Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ | Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Станем немного добрее"
В январе у нас в школе проходил смотр занятий по этике в рамках работы эксперементальной площадки. В первом классе прошло занятие по теме "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть". Я и...
Конспект занятия: " Что такое «добро» и «зло» "
Внеклассное мероприятие для 1 класса...
Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Время надо беречь"
Цели: учить чувству времени, умению использовать его разумно, с пользой для работы, учёбы; развивать познавательный интерес, внимание, активность, культуру труда....
Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Доброта спасёт мир"
Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, с самовоспитание личности ребенка....
Конспект занятия курса "По ступенькам добра и справедливости" по теме "Твой внешний вид"
Цель: прививать детям стремление одеваться, соответственно гигиеническим требованиям, познакомить с историей костюма, изготовлением одежды, развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность, чисто...
Конспект занятия "Спеши делать добро"
Конспект занятия по внеурочной деятельности...
Конспект занятия на тему "Добрые слова на букву Д"
Цель занятия: раскрыть значения Добрых слов на букву Д . Расширить понятийный аппарат в области человеческих отношений. Сформировать у детей понятие «дружелюбие», &la...