Рабочая программа факультативного кружка
рабочая программа на тему
Рабочая программа факультативного кружка "Природа и мы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_2.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
Рабочая программа
факультативного курса
«Природа и мы»
для учащихся 3 класса
на 2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Цель – воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы в условиях интерната.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями «экология», «экологическая система», научить устанавливать причинно – следственные связи между неодушевлённой природой и живыми организмами, сформировать представления о приспособлении живых организмов к наземно-воздушной и водной среде обитания, научить использовать полученные знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях.
- Воспитывать у учащихся чувство самоуважения, сопереживания в достижении улучшения природной среды, понимание её неповторимости и красоты.
- Формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе
Чтобы решить проблему сохранения жизни на земле необходимы экологические знания. Многие страны, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение ней.
Многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С. Новобранцев, Н.М. Романенко, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что проблемы экологии находятся в самом человеке, который считает себя победителем, покорителем природы.
Содержание экологического образования не должно заканчиваться вопросами биологической экологии или охраны природы. Необходимо знакомить учащихся с элементами социальной экологии, валеологии, экологической безопасности.
В целом эта программа способствует решению основной задачи коррекционной школы 8 вида: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.
Программа рассчитана на воспитанников 13 – 15 лет, срок реализации программы (68 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
В программе выделены три блока («Дом, где я учусь», «Я – житель планеты Земля», «Я и моё село»), в которые включены практические упражнения, экскурсии, эксперименты.
На факультативных занятиях ребята не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной человеческой деятельности.
Например: на весенней экскурсии учащиеся оценивают степень загрязнённости местности мусором, наносят эти места на схему села Ериловка, привлекают общественность для ликвидации стихийных свалок. Проводят изучение состояния реки Быстрая Сосна.
В программу факультатива введён новый приём экологического обучения. Суть приёма – написание учениками писем любимым животным по заданной учителем схеме и обсуждение ответов животных (составленных учителем). Поскольку в процессе написания писем ребята общаются с животными «на равных», они осознают себя такой же частью, как и все остальные организмы.
Место и роль учебного курса
У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание, направленное на осознание того, что человек- часть природы, перед которой он в ответственности.
Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что происходит на планете.
Ребята должны научиться понимать взаимосвязь компонентов экологической системы, иметь представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ни что не исчезает бесследно.
Для реализации программы необходимы следующие условия и оборудование: хорошо оснащенный кабинет со столами, библиотека по биологии, географии, экологии, индивидуальные папки учащихся, наглядности: плакаты, таблицы, альбомы, разработки, рефераты, гербарий. Необходимо установить связь с работниками метеостанции, музея, детской библиотеки, председателем районного комитета по охране природы, учащимися, посещающими подобного рода факультативы, кружки, местными художниками, поэтами.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 66,
количество часов в неделю – 2;
Формы организации образовательного процесса
Основными методами и формами организации занятий являются:
- рассказ;
-беседа;
- сюжетная игра;
- экскурсия;
- наблюдение;
- чтение литературы;
- прослушивание музыкальных произведений;
- групповые практические занятия;
- индивидуальная работа;
- викторины, КВНы, кроссворды;
- экологические праздники.
Технологии обучения
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
-гуманно – личностная;
- уровневая дифференциация;
- информационно-коммуникационные технологии;
- компьютерные технологии;
- мультимедийные презентации;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Предполагаются следующие результаты работы по программе:
- Повысится уровень знаний учащихся о природе родного края, глобальных экологических проблемах.
- Сформируются умения систематического накапливания краеведческого материала, оказания посильной помощи окружающей природной среде.
- Произойдут позитивные изменения в отношениях учащихся к своей группе, к своему дому, родному краю, общению с людьми.
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать: понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Липецкой области», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь: наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах.
Календарно – тематическое планирование
№ | Блок. Тема. | Форма проведения | Часы | Дата | |||||
| практика | теория | |||||||
Блок 1 «Дом, где я учусь» | |||||||||
1 | Понятие об экологии. Составление плана работы на год. | Дискуссия. |
| 1 | 05.09. | ||||
2 | «Я и школа» | Конкурс рисунков | 1 |
| 07.09. | ||||
3 | Природа и мы. | Заполнение анкеты – теста. | 1 | 12.09. | |||||
4 | Посадка деревьев на пришкольном участке. | Практическая работа. | 2 |
| 14.09. 19.09. | ||||
5 | Экскурсия в осенний лес. | Изучение состояния окружающей среды. | 2 |
| 21.09. 26.09. | ||||
6 | «Красная книга Липецкой области». | Беседа. Обсуждение. |
| 2 | 28.09. 03.10. | ||||
7 | Написание писем животным из «Красной книги». | Творческая работа. | 1 | 1 | 05.10. | ||||
8 | Составление букетов (икебана) | Конкурс. | 1 | 1 | 12.10 17.10. | ||||
9 | Экологическая культура и моё здоровье. | Составление карты здоровья и программы оздоровления. | 1 | 1 | 19.10. 24.10. | ||||
10 | Сезонный праздник «Разноцветная осень». | Выставка творческих детских работ. Утренник «Осень золотая» | 2 |
| 26.10. 31.10. | ||||
11 | Экологическая этика. | Тренинг. |
| 1 | 02.11. | ||||
12 | Планета Земля. | Просмотр видеофильмов. |
| 2 | 14.11. 16.11. | ||||
Блок 2 «Я – житель планеты Земля» | |||||||||
1 | Изготовление кормушек. | Практическая работа | 3 |
| 21.11. 23.11. 28.11. | ||||
2 | КВН «Мы жители Земли» | Дидактическая игра. |
| 1 | 30.11. | ||||
. 3 | Экскурсия в зимний лес. | Исследование снежного покрова. | 2 |
| 05.12. 07.12. | ||||
4 | Стихи, рассказы, сказки о зиме. | Конкурс. |
| 1 | 12.12. | ||||
5 | Бушующая планета. | Просмотр видеофильмов. |
| 2 | 14.12. 19.12. | ||||
6 | Написание учениками писем зимующим птицам. | Творческая работа. | 1 |
| 21.12. | ||||
7
| Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. Экологические проблемы. | Беседа. |
| 1 | 26.12. | ||||
Блок 3 «Я и моё село» | |||||||||
1 | Сезонные изменения в природе. | Экскурсия. Развешивание скворечников. | 2 |
| 16.01. 18.01. | ||||
2 | Мой любимый край. | Конкурс рисунков и стихотворений. |
| 1 | 23.01. | ||||
3 | Что люблю, то храню и берегу. | Составление кодекса для туристов. | 1 |
| 25.01. | ||||
4 | Написание писем животным, обитающим в данной местности. | Творческая работа. | 2 |
| 30.01. 06.02. | ||||
5 | «День Земли». | Праздник. |
| 2 | 08.02. 13.02. | ||||
6 | Сбережём природу родного края. | Экскурсия, изучение природной среды. | 2 |
| 15.02. 20.02. | ||||
7 | Поможем реке. | Экскурсия и уборка. | 3 |
| 22.02. 27.02. 29.02. | ||||
8 | Итоговое занятие. «Что я сделал хорошего…» | Анкетирование. |
| 3 | 05.03. 07.03. 12.03. | ||||
9 | Сбережём природу родного края. | Экскурсия, изучение природной среды. Наблюдение паводка. | 2 | 14.03. 19.03. | |||||
10 | Мой любимый край. | Природная необходимость паводка. Сбережём природу родного края. Случайности и закономерности. | 3 | 21.03. 02.04. 04.04. | |||||
11 | Дом, где я живу. | Что растёт на клумбе и на подоконнике. | 1 | 1 | 09.04. 11.04. | ||||
12 | Мой любимый край. | Выбор и обсуждение объекта из «Красной Книги» для написания письма. | 1 | 1 | 16.04. 18.04. | ||||
13 | Экологические проблемы. | Экскурсия в весенний лес. Экологические связи и ниши. Нарушение «цепочки». | 2 | 1 | 23.04 25.04. 30.04. | ||||
14 | «День весны». | Подготовка к празднику. Праздник. | 1 | 1 | 02.05. 07.05. | ||||
15 | Работа на клумбах. | Разбивка клумбы: круглой и овальной формы. Разнообразие узоров. | 4 | 1 | 14.05. 16.05. 21.05 23.05 28.05 | ||||
16 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. Анкетирование. | 1 | 30.05. |
Содержание программы
8 класс
Блок 1. «Дом, где я учусь»
Теория – 11 часов. Знакомство с понятиями «экология», «взаимосвязь живой и неживой природы». Знакомство с «Красной книгой Липецкой области» и обсуждение. Выбор и обсуждение объекта из «Красной книги» для написания письма. Составление программы оздоровления, свода правил экологической этики. Просмотр и обсуждение научно- популярного фильма «Современное состояние и охрана животного мира Липецкой области».
Практика – 7 часов. Конкурс рисунков «Я и школа». Посадка деревьев на пришкольном участке. Написание писем животным «Красной книги Липецкой области» (по заданной учителем схеме). Реализация программы оздоровления (контроль со стороны медсестры и воспитателей). Изготовление поделок из природного материала по теме: «Мы и природа». Экскурсия в лес (цель – исследование экологических проблем).
Блок 2. «Я – житель планеты Земля»
Теория – 4 часа. Дидактическая игра «Мы жители Земли». Конкурс стихотворений, рассказов, сказок о зиме (включающие экологические понятия: «холод, бескормица»). Просмотр и обсуждение видеофильма «Бушующая планета». Обсуждение экологической проблемы – «Лес и человек».
Практика – 4 часа. Изготовление кормушек (совместно с учителем трудового обучения). Экскурсия с целью исследования снежного покрова. Написание писем зимующим птицам (по составленной учителем схеме).
Блок 3 «Я и моё село»
Теория – 3 часа. Конкурс рисунков, стихотворений (местных авторов) на тему: «Мой любимый край» (с учётом индивидуальных особенностей детей). Праздник «День Земли» посвящен птицам данной местности и предполагает выставку творческих работ детей (поделки, рисунки, сочинения). На итоговом занятии проводится анкетирование детей с целью выявления результативности данного курса.
Практика – 5 часов. Во время экскурсии «Весенний лес полон чудес» развешиваются скворечники. При написании писем животным, обитающим в данной местности, акцент делается на животных, занесённых в «Красную книгу Липецкой области». Во время экскурсии проводится исследование состояния окружающей природной среды и составляется план экологических мероприятий (под руководством председателя районного комитета по охране природы). При проведении акции «Поможем реке» учащиеся совместно с друзьями природы очищают берега и старицы реки Быстрая Сосна от мусора.
Библиографический список
- Атлас Липецкой области.- М., 1996 г.
- Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей – сирот. Ярославль. 1997г.
- Боярова О. Кольбенова А. С головы до пят. – М., 1967г.
- Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – М., 1997г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – СПб., 2003г.
- Журковская Р.И. Родной край. – М., 1990г.
- Земля на которой мы живём. Липецк. – 2006г.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса. М., 1993 г.
- Козлова С.А. Мой мир. – М., 2000г.
- Колесникова О.В. Мы любим страну, в которой живём. Липецк 2002г.
- Кошевой В.А. Душинина И.В. География. Мир Земли. – М., 1999г.
- Красная книга Липецкой области. Липецк 2005г.
- Лучиг М.В. Детям о природе. – М., 1989г.
- Марзоева Э. Сергиенко Е. Моя семья, мой труд, моё отечество. Народное образование № 3, 2003г.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М. 1999г.
- Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М., 1999г.
- Плешаков А.Л. Мир вокруг нас. – М., 2000г.
- Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства – СПб., 2005г.
- Разумихин Г.П. Мир семьи. – М.,1996г.
- Расташанский Ф.К. Земля при Аёве. Омск 2005г.
- Смирнова В. Тропинка в природу. СПб., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа факультативного курса "Русская литература 19-20 века"
программа расчитана на 34 часа во 2 классе...
Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»
В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...
Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г.Москва).Так же пред...