Рабочая программа факультативного кружка
рабочая программа на тему

Галина Анатольевна Бутова

Рабочая программа факультативного кружка "Природа и мы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_2.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

        

Рабочая программа

факультативного курса

«Природа и мы»

для учащихся 3 класса

на 2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка.

 Цель – воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы в условиях интерната.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «экология», «экологическая система», научить устанавливать причинно – следственные связи между неодушевлённой природой и живыми организмами, сформировать представления о приспособлении живых организмов к наземно-воздушной и водной среде обитания, научить использовать полученные знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях.
  2. Воспитывать у учащихся чувство самоуважения, сопереживания в достижении улучшения природной среды, понимание её неповторимости и красоты.
  3. Формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе.


Нормативно-правовые  документы, на основе которых

разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Сведения о программе

   Чтобы решить проблему сохранения жизни на земле необходимы экологические знания. Многие страны, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и  изменить своё потребительское отношение ней.

   Многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С. Новобранцев, Н.М. Романенко, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что проблемы экологии находятся в самом человеке, который считает себя победителем, покорителем природы.

   Содержание экологического образования не должно заканчиваться вопросами биологической экологии или охраны природы. Необходимо знакомить учащихся с элементами социальной экологии, валеологии,  экологической безопасности.

  В целом эта программа способствует решению основной задачи коррекционной школы 8 вида: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации.

   Программа рассчитана на воспитанников 13 – 15 лет, срок реализации программы (68 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.

   В программе выделены три блока («Дом, где я учусь», «Я – житель планеты Земля», «Я и моё село»), в которые включены практические упражнения, экскурсии, эксперименты.

   На факультативных занятиях ребята не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной человеческой деятельности.

   Например: на весенней экскурсии учащиеся оценивают степень загрязнённости местности мусором, наносят эти места на схему села Ериловка, привлекают общественность для ликвидации стихийных свалок. Проводят изучение состояния реки Быстрая Сосна.

   В программу факультатива введён новый приём экологического обучения. Суть приёма – написание учениками писем любимым животным по заданной учителем схеме и обсуждение ответов животных (составленных учителем). Поскольку в процессе написания писем ребята общаются с животными «на равных», они осознают себя такой же частью, как и все остальные организмы.

Место и роль учебного курса

   У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание, направленное на осознание того, что человек- часть природы, перед которой он в ответственности.

   Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что происходит на планете.

   Ребята должны научиться понимать взаимосвязь компонентов экологической системы, иметь представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ни что не исчезает бесследно.

   Для реализации программы необходимы следующие условия и оборудование: хорошо оснащенный кабинет со столами, библиотека по биологии, географии, экологии, индивидуальные папки учащихся, наглядности: плакаты, таблицы, альбомы, разработки, рефераты, гербарий. Необходимо установить связь с работниками метеостанции, музея, детской библиотеки, председателем районного комитета по охране природы, учащимися, посещающими подобного рода факультативы, кружки, местными художниками, поэтами.

Информация о количестве учебных часов.

 Количество часов на  год – 66,  

количество часов в неделю – 2;

Формы организации образовательного процесса

   Основными методами и формами организации занятий являются:

- рассказ;

-беседа;

- сюжетная игра;

- экскурсия;

-  наблюдение;

- чтение литературы;

- прослушивание музыкальных произведений;

-  групповые практические занятия;

- индивидуальная работа;

-  викторины, КВНы, кроссворды;

- экологические праздники.

Технологии обучения

      Традиционные технологии:

- объяснительно-иллюстративные

     Педагогические технологии на основе личностно  ориентированного     педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно – личностная;

  • уровневая дифференциация;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • компьютерные технологии;
  • мультимедийные презентации;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

   Предполагаются следующие результаты работы по программе:

  1. Повысится уровень знаний учащихся о природе родного края, глобальных экологических проблемах.
  2. Сформируются умения систематического накапливания краеведческого материала, оказания посильной помощи окружающей природной среде.
  3. Произойдут позитивные изменения в отношениях учащихся к своей группе, к своему дому, родному краю, общению с людьми.

Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

  Учащиеся должны знать: понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Липецкой области», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы.

  Учащиеся должны уметь: наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах.

Календарно – тематическое планирование

Блок. Тема.

Форма проведения

Часы

Дата

 

практика

теория

Блок 1 «Дом, где я учусь»

1

Понятие об экологии.  Составление плана работы на год.

Дискуссия.

 

1

 05.09.

2

«Я и школа»

Конкурс рисунков

1

 

 07.09.

3

Природа и мы.

Заполнение анкеты – теста.

1

 12.09.

4

Посадка деревьев на пришкольном участке.

Практическая работа.

2

 

 14.09.

19.09.

5

Экскурсия в осенний лес.

Изучение состояния окружающей среды.

2

 

 21.09.

26.09.

6

«Красная книга Липецкой области».

Беседа. Обсуждение.

 

2

 28.09.

03.10.

7

Написание писем животным из «Красной книги».

Творческая работа.

1

1

 05.10.

8

Составление букетов (икебана)

Конкурс.

1

 1

 12.10

17.10.

9

Экологическая культура и моё здоровье.

Составление карты здоровья и программы оздоровления.

1

1

 19.10.

24.10.

10

Сезонный праздник «Разноцветная осень».

Выставка творческих детских работ.

Утренник «Осень золотая»

2

 

 26.10.

31.10.

11

Экологическая этика.

Тренинг.

 

1

 02.11.

12

Планета Земля.

Просмотр видеофильмов.

 

2

 14.11.

16.11.

Блок 2 «Я – житель планеты Земля»

1

Изготовление кормушек.

Практическая работа

3

 

 21.11.

23.11.

28.11.

2

КВН «Мы жители Земли»

Дидактическая игра.

 

1

 30.11.

. 3

Экскурсия в зимний лес.

Исследование снежного покрова.

2

 

 05.12.

07.12.

4

Стихи, рассказы, сказки о зиме.

Конкурс.

 

1

 12.12.

5

Бушующая планета.

Просмотр видеофильмов.

 

2

 14.12.

19.12.

6

Написание учениками писем зимующим птицам.

Творческая работа.

1

 

 21.12.

7

 

Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека. Экологические проблемы.

Беседа.

 

1

 26.12.

Блок 3 «Я и моё село»

1

Сезонные изменения в природе.

Экскурсия. Развешивание скворечников.

2

 

 16.01.

18.01.

2

Мой любимый край.

Конкурс рисунков и стихотворений.

 

1

 23.01.

3

Что люблю, то храню и берегу.

Составление кодекса для туристов.

1

 

 25.01.

4

Написание писем животным, обитающим в данной местности.

Творческая работа.

2

 

 30.01.

06.02.

5

«День Земли».

Праздник.

 

2

 08.02.

13.02.

6

Сбережём природу родного края.

Экскурсия, изучение природной среды.

2

 

 15.02.

20.02.

7

Поможем реке.

Экскурсия и уборка.

3

 

 22.02.

27.02.

29.02.

8

Итоговое занятие. «Что я сделал хорошего…»

Анкетирование.

 

3

 05.03.

07.03.

12.03.

9

Сбережём природу родного края.

Экскурсия, изучение природной среды.

Наблюдение паводка.

2

14.03.

19.03.

10

Мой любимый край.

Природная необходимость паводка. Сбережём природу родного края. Случайности и закономерности.

3

21.03.

02.04.

04.04.

11

Дом, где я живу.

Что растёт на клумбе и на подоконнике.

1

1

09.04.

11.04.

12

Мой любимый край.

Выбор и обсуждение объекта из «Красной Книги» для написания письма.

1

1

16.04.

18.04.

13

Экологические проблемы.

Экскурсия в весенний лес. Экологические связи и ниши. Нарушение «цепочки».

2

1

23.04

25.04.

30.04.

14

«День весны».

Подготовка к празднику. Праздник.

1

1

02.05.

07.05.

15

Работа на клумбах.

Разбивка клумбы: круглой и овальной формы. Разнообразие узоров.

4

1

14.05.

16.05.

21.05

23.05

28.05

16

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Анкетирование.

1

30.05.

Содержание программы

8 класс

Блок 1. «Дом, где я учусь»

   Теория – 11 часов. Знакомство с понятиями «экология», «взаимосвязь живой и неживой природы». Знакомство с «Красной книгой Липецкой области» и обсуждение. Выбор и обсуждение объекта из «Красной книги» для написания письма. Составление программы оздоровления, свода правил экологической этики. Просмотр и обсуждение научно- популярного фильма «Современное состояние и охрана животного мира Липецкой области».

   Практика – 7 часов. Конкурс рисунков «Я и школа». Посадка деревьев на пришкольном участке. Написание писем животным «Красной книги Липецкой области» (по заданной учителем схеме). Реализация программы оздоровления (контроль со стороны медсестры и воспитателей). Изготовление поделок из природного материала по теме: «Мы и природа». Экскурсия в лес (цель – исследование экологических проблем).

Блок 2. «Я – житель планеты Земля»

   Теория – 4 часа. Дидактическая игра «Мы жители Земли». Конкурс стихотворений, рассказов, сказок о зиме (включающие экологические понятия: «холод, бескормица»). Просмотр и обсуждение видеофильма «Бушующая планета». Обсуждение экологической проблемы – «Лес и человек».

   Практика – 4 часа. Изготовление кормушек (совместно с учителем трудового обучения). Экскурсия с целью исследования снежного покрова. Написание писем зимующим птицам (по составленной учителем схеме).

Блок 3 «Я и моё село»

   Теория – 3 часа. Конкурс рисунков, стихотворений (местных авторов) на тему: «Мой любимый край» (с учётом индивидуальных особенностей детей). Праздник «День Земли» посвящен птицам данной местности и предполагает выставку творческих работ детей (поделки, рисунки, сочинения). На итоговом занятии проводится анкетирование детей с целью выявления результативности данного курса.

    Практика – 5 часов. Во время экскурсии «Весенний лес полон чудес» развешиваются скворечники. При написании писем животным, обитающим в данной местности, акцент делается на животных, занесённых в «Красную книгу Липецкой  области». Во время экскурсии проводится исследование состояния окружающей природной среды и составляется план экологических мероприятий (под руководством председателя районного комитета по охране природы). При проведении акции «Поможем реке» учащиеся совместно с друзьями природы очищают берега и старицы реки Быстрая Сосна от мусора.

Библиографический список

  1. Атлас Липецкой  области.- М., 1996 г.
  2. Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей – сирот. Ярославль. 1997г.
  3. Боярова О. Кольбенова А. С головы до пят. – М., 1967г.
  4. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – М., 1997г.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – СПб., 2003г.
  6. Журковская Р.И. Родной край. – М., 1990г.
  7. Земля на которой мы живём. Липецк. – 2006г.
  8. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса. М., 1993 г.
  9. Козлова С.А. Мой мир. – М., 2000г.
  10. Колесникова О.В. Мы любим страну, в которой живём. Липецк  2002г.
  11. Кошевой В.А. Душинина И.В. География. Мир Земли. – М., 1999г.
  12. Красная книга Липецкой области. Липецк 2005г.
  13. Лучиг М.В. Детям о природе. – М., 1989г.
  14. Марзоева Э. Сергиенко Е. Моя семья, мой труд, моё отечество. Народное образование № 3, 2003г.
  15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М. 1999г.
  16. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М., 1999г.
  17. Плешаков А.Л. Мир вокруг нас. – М., 2000г.
  18. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства – СПб., 2005г.
  19. Разумихин Г.П. Мир семьи. – М.,1996г.
  20. Расташанский Ф.К. Земля при Аёве. Омск 2005г.
  21. Смирнова В. Тропинка в природу. СПб., 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»

В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...

Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.  (г.Москва).Так же пред...