план работы с одаренными детьми на 2016-2017 гг
рабочая программа (3 класс) на тему

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  работы с одаренными детьми 3 класса А 2016-2017

Актуальность программы

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому в МБОУ СОШ № 48 г.Улан-Удэ своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  1. не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  2. создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  3. формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  1. выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. 
  2. развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
  3. создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  4. развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.


Задачи программы:

  1. выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  2. формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  3. создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  4. стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  5. развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

  1. - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  2. - призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  3. - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  4. - развитие творческого и логического мышления учащихся

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

 

План работы с одарёнными детьми на 2016/2017учебный год.

мероприятие

1

Мониторинг учебной успеваемости учащихся для выявления и развития одаренных детей

2

Анализ результатов участия детей в конкурсах за предыдущий год.

3

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам

4

Вовлечение учащихся в кружки по интересам.

5

Организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми

6

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня.

7

Участие в дистанционных конкурсах всероссийского уровня.

8

Участие в школьных неделях по предметам.

9

Участие в предметных школьных олимпиадах среди учащихся 3-4 классов

10

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Чип» и т.д.

11

Поощрение учащихся на уровне класса, школы (ежегодном итоговом празднике «Слет хорошистов и отличников»).

12

Ведение портфолио одаренных детей. Конкурс в классе на лучшее портфолио.

13

Проведение просветительской работы с родителями одарённых детей (беседы, индивидуальные встречи, консультации)

14

Оказание методической помощи детям, родителям при выборе средств развития способностей учащихся

15

Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

16

Проведение семейной игры “Кто хочет стать миллионером”.

Главные принципы реализации программы.

  1. Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  2. Гуманизм в межличностных отношениях.
  3. Научность и интегративность.
  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  5. Применение принципов развивающего обучения.
  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  1. объединения дополнительного образования;
  2. групповые занятия с сильными учащимися
  3. занятия исследовательской и проектной деятельностью
  4. факультативы;
  5. кружки по интересам;
  6. работа по индивидуальным планам
  7. конкурсы и конференции;
  8. интеллектуальный марафон;
  9. участие в олимпиадах.

Работа с родителями.

  1. Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий
  2. Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
  3. Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
  4. Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
  5. Лекция “Развитие личности ребенка”.

Ожидаемые результаты программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  1. сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  2. создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  3. совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  4. сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

  1. Учёт посещаемости занятий .
  2. Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  3. Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.


Мониторинг результативности работы с учащимися

  1. отслеживание уровня развития творческого мышления.
  2. отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;


После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  2. определять учебную задачу;
  3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. владеть своим вниманием;
  5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  7. использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  8. самостоятельно мыслить и творчески работать;
  9. владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Список одаренных учащихся 3 «А» класса

  1. Сбродов Максим
  2. Ожигов Артем
  3. Карпова Анна
  4. Середкина Валерия
  5. Копылова Камила
  6. Содномов Олег
  7. Горшкова Мария


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....

План работы с одаренными детьми

План работы на год с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми.

Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

План работы с одаренными детьми на 2016-2017 учебный год

В данном материале можно найти цели, задачи, ожидаемые результаты, формы работы, план работы с одаренными детьми...

План работы с одаренными детьми 2016-2017

Я знаю, что каждый ребенок  талантлив, мне остается только помочь им раскрыть свои сильные стороны....