Учебно-исследовательская работа "Учебник будущего"
опыты и эксперименты (4 класс) на тему
Каждый будний день на всей нашей необъятной планете посещают учебные заведения дети с семи до семнадцати лет. Все она разные: мальчики, девочки, высокие и не очень, голубоглазые, кареглазые, блондины и брюнеты. Но объединяет их одно: неизменный рюкзак за спиной или портфель в руке. Этот «багаж знаний», который дети вынуждены носить на себе каждый день, иногда настолько тяжел, что превышает все допустимые нормы. Как помочь детям и облегчить ежедневное давление на еще неокрепший организм ребенка? Действительно ли учебники так важны ученикам и без них невозможно обучение? Всегда ли учебники имели такой вид и параметры? Можно ли найти им замену? На эти и многие другие проблемные вопросы нам предстоит ответить в ходе исследования.Определив круг проблем, мы сформулировали цель работы: рассмотреть все «плюсы» и «минусы» печатных и альтернативных учебников и сделать вывод о целесообразности введения электронных учебников в школах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю появления учебников;
2. Выявить роль печатного и альтернативного учебника на качество обучения учеников начальных классов
3. Проанализировать влияние веса школьного портфеля с комплектом учебников на здоровье младших школьников
4. Рассмотреть влияние альтернативного учебника на здоровье учеников
5. Сделать выводы о пользе и вреде печатного и электронного учебника.
Гипотеза исследования: предположим, что замена комплекта печатных учебников на альтернативные приведет к уменьшению количества заболеваний у учащихся, мобильности книжного фонда гимназической библиотеки и повышению интереса к процессу учения.Определив круг проблем, мы сформулировали цель работы: рассмотреть все «плюсы» и «минусы» печатных и альтернативных учебников и сделать вывод о целесообразности введения электронных учебников в школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_uchebnik_budushchego.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа «Учебник будущего»
Здравствуйте. Мы, ученики 4 в класса гимназии № 231 представляем вашему вниманию исследовательскую работу на тему «Учебник будущего». | |
Будучи учениками, мы сталкиваемся с учебниками ежедневно. Без них слабо представляется обучение. Каждый будний день на всей нашей необъятной планете посещают учебные заведения дети с семи до семнадцати лет. Все она разные: мальчики, девочки, высокие и не очень, голубоглазые, кареглазые, блондины и брюнеты. Но объединяет их одно: неизменный рюкзак за спиной или портфель в руке. Этот «багаж знаний», который дети вынуждены носить на себе каждый день, иногда настолько тяжел, что превышает все допустимые нормы. Как помочь детям и облегчить ежедневное давление на еще неокрепший организм ребенка? Действительно ли учебники так важны ученикам и без них невозможно обучение? Всегда ли учебники имели такой вид и параметры? Можно ли найти им замену? На эти и многие другие проблемные вопросы нам предстоит ответить в ходе исследования. | |
Определив круг проблем, мы сформулировали цель работы: рассмотреть все «плюсы» и «минусы» печатных и альтернативных учебников и сделать вывод о целесообразности введения электронных учебников в школах. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: предположим, что замена комплекта печатных учебников на альтернативные приведет к уменьшению количества заболеваний у учащихся, мобильности книжного фонда гимназической библиотеки и повышению интереса к процессу учения. | |
Для решения первой задачи исследования мы изучили историю появления учебника как инструмента для эффективного обучения человека. На уроках окружающего мира мы узнали, что учебники, то есть тексты, используемые для обучения, существуют с незапамятных времён: их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. Это было 5 тысяч лет тому назад. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, учебник Евклида «Начало» был создан около 300 лет до нашей эры. Эта книга служила «стабильным учебником» геометрии на протяжении многих веков. Она побила все рекорды, так как была переиздана 2500 раз! Это не считая рукописных изданий! В средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного писания. Одним из первых учебников, который уже немного походил на настоящий учебник, был «Мир чувственных вещей в картинках», который создал великий учёный-педагог Ян Амос Каменский. Это был первый учебник, иллюстрированный картинками. Он стал образцом для создателей учебников в течение нескольких столетий. | |
Первые печатные учебники в России появились в конце XVI века, когда в нашей стране было налажено книгопечатание. Один из первых русских букварей вышел из типографии Ивана Фёдорова – первого книгопечатника Руси. Учебник Федорова вовсе не походил на нынешний. Он был написан на старославянском языке, много места отводилось молитвам. Выучился по одному из этих букварей известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. А, став взрослым, издал в 1864 году свой собственный букварь «Родное слово», который сразу начинался с простейших слов. Ну почти как наш современный букварь! Как видим, первые учебники появились много тысячелетий назад, с тех пор, как дети стали обучаться. Это говорит о том, что учебник во все времена был очень важен в процессе обучения. | |
Что же представляют из себя современные учебники? Уже более десяти лет назад было принято решение об отмене единой системы учебников и в школах были введены учебные комплекты определенных авторов. Государство осуществляет контроль качества учебников. Проводится экспертиза, на основании которой учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе. В современное время, когда всё больше и больше в нашу жизнь входят компьютеры, стали создаваться электронные версии учебников. Можно сделать вывод: Сейчас в школе учебник в процессе обучения играет не последнюю роль. Он также необходим, как и столетия назад. Но в прошлом вряд ли могли представить то, какие изменения произойдут в оформлении и содержании учебников. | |
Так за какими же учебниками будущее? Чтобы ответить на этот вопрос мы решили изучить положительные и отрицательные стороны печатного и электронного учебника. На данном этапе нам понадобилась помощь одноклассников и медицинского работника гимназии. В качестве эпиграфа к первому эксперименту мы выбрали слова Иоганна Гёте, который писал: «Учебники должны быть привлекательными. Таковыми они становятся, когда представляют науку в наиболее привлекательном, ясном и доступном виде». Как Вы уже поняли, ученикам предстояло ответить на вопрос, какой учебник привлекает их больше наличием иллюстративного и познавательного материала? Анализ ответов на данный вопрос, показал, что______% учащихся охотнее занимаются по электронному учебнику, объясняя это тем, что обучение по нему больше напоминает познавательную игру, чем монотонный труд, несмотря на практически одинаковое содержание. | |
Эксперимент № 2 - измерение массы школьного ранца с комплектом учебников и школьного ранца с планшетом, содержащим в себе все учебники в электронном виде. Измерения показали, что ранец ученика 4 класса с комплектом стандартных учебников составляет__________, а масса ранца с планшетом - ___________. У медицинской сестры мы поинтересовались, какова допустимая масса школьного портфеля для учеников нашего возраста. Оказалось, что вес портфеля не должен превышать 3-3,5 кг. Как видно из эксперимента нормы допустимой массы нарушены. К каким последствиям в будущем может привести перегрузка, которую испытываю сегодня я и мои одноклассники? Видеорепортаж (Вопросы Приложение 1) Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребенка не пройдет бесследно, в ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, испортит осанку, походку, а затем может привести к стойкому радикулиту. Таким образом можно сделать вывод, что с точки зрения профилактики заболеваний опорно-двигательной системы электронный учебник занимает лидирующие позиции. | |
Рассмотрев минусы и плюсы внешнего вида и объема печатных учебников, мы решили обратить пристальное внимание на достоинства и недостатки учебника электронного. Интересно, а что думают по этому вопросу сами учителя? Мы провели анонимное анкетирование учителей нашей гимназии и выявили достоинства и недостатки электронного учебника с их точки зрения. (Эксперимент № 3) Среди достоинств наши респонденты выделяют наличие тестового материала и материала для устной работы, скрытого в иконках на страницах учебника, его мобильность. А среди отрицательных сторон - материальную сторону вопроса приобретения личного электронного устройства и влияние гаджета на осознанность восприятия материала и нарушение зрения. Учитель информатики А.М. рассказала нам, как избежать нагрузки на зрение. Пользоваться электронным учебником на уроке можно только _________минут, выполняя через определенное время гимнастику для глаз. Вот и получается, что каждый вид учебников имеет как свои достоинства, так и недостатки. | |
Мы решили проверить все вышеизложенное «на себе». В течение недели на каждом уроке, в отличии от наших одноклассников, члены нашей исследовательской группы пользовались и печатным, и электронным учебником, внимательно сравнивая их друг с другом. Вот к какому выводу мы пришли. | |
В печатном учебнике присутствует справочный материал: оглавление, условные обозначения, выделенные фрагменты текста для запоминания. | |
В электронном учебнике существует функция поиска страницы и нужных сведений по ключевому слову, достаточно просто выделить его и добавить в Заметки. Когда необходимо вернуться к нужному определению, нужно нажать на ключевое слово. | |
В печатном учебнике можно делать различные пометы, например, вставить пропущенные в словах буквы, тем самым подготовиться к ответу у доски. | |
В электронном учебнике такая функция возможна только при демонстрации учебника учителем на интерактивной доске. | |
Текст печатного учебника дополняют иллюстрации, а по некоторым предметам – рубрики «Это интересно знать», «Путешествие в прошлое» | |
В электронном учебнике мы увидели те же самые иллюстрации, но есть функция звукового сопровождения, можно просмотреть видеоролик и дополнительный иллюстративный материал. | |
При работе над содержанием текста и для чтения, печатный учебник гораздо удобнее, чем электронный. | |
Ты права, иногда нам было очень сложно найти нужный фрагмент текста, да и скорость чтения значительно снижается. | |
Для проверки понимания текста в печатном учебнике предусмотрены контрольные вопросы. | |
В электронной версии в качестве проверки используют тестовые задания и тренажеры. | |
Своим учебником я могу пользоваться в любое время. Правда за дополнительной литературой придется идти в библиотеку. | |
Для работы электронного учебника необходимо наличие интернета. Правда платформа ЛЕКТА позаботилась о специальном приложении, через которое учебник можно просто скачать и пользоваться в режиме оффлайн. | |
А вы знаете, что электронный учебник используют в Корее аж с 2007 года? А странах Европы прогнозируют переход полностью на электронные варианты учебников к концу 2017 года. И все это ради поддержания благоприятной экологической обстановки на планете и развития экономики. Ведь с появлением электронного учебника сокращаются затраты на производство бумаги, а следовательно, сохранятся леса, фабрики не будут загрязнять воздух отходами производства. | |
В настоящее время образование человека по степени важности занимает одно из первых мест. Как показали исследования, учебник играет в этом очень важную роль. И в прошедшие времена и сейчас учёные пытаются создать самые лучшие учебники для учащихся. Для учеников качество учебника тоже очень важно: если учебник интересен, чаще всего увлекает и сам предмет, появляется желание учиться. Проделав нашу работу мы пришли к выводу, что несомненно есть определенные положительные стороны введения в школах электронных вариантов учебников и в условиях компьютеризации такой переход неизбежен. Конечно, электронные учебники не вытеснят и не заменят полностью традиционные средства. Они являются дополнительным помощником учителям, родителям и учащимся. А сочетание традиционных форм и активного использования электронных учебных пособий поможет достичь высоких результатов обучения. | |
Спасибо за внимание. Над исследованием работали Романова Полина, Бахтыгалиева Диляра, Гунько Кристина, Попружный Кирилл. Научный руководитель Брылякова Нина Александровна |
Приложение 1
Вопросы анкеты |
Растет ли с |
возрастом количество |
заболеваний опорно- |
двигательного |
аппарата? |
На сколько процентов |
за время обучения в |
школе увеличивается |
количество детей, |
имеющих проблемы со |
стороны опорно- |
двигательного |
аппарата? |
Как Вы думаете, чем |
вызван такой рост |
количества |
заболеваний, по мнению |
докторов? |
Как тяжелая масса |
портфеля влияет на |
организм ребенка? |
Если масса портфеля |
будет меньше, тот как |
это отразится на |
организме школьников |
Как лично Вы |
относитесь к идее |
замены бумажных |
учебников |
электронными? |
Следующий слайд представляет сравнение медицинских показателей статистических
данных на 1000 человек (слайд № 5)
Исходя из всего сказанного выше, хочу сделать следующие выводы:
1.Несмотря на то, что нет статистики о том, как на количество заболевание повлияет внедрение планшетов, оттолкнусь от обратного: считаю, что, если, по мнению врачей,
тяжелые портфели приводят к увеличению числа заболеваний опорно-двигательного аппарата, то замена портфелей планшетами приведет к уменьшению этого количества.
- Все больше и больше школ во всем мире, в т.ч. и в России, начинают активно использовать мобильные средства обучения, переходят на электронные учебники, а следовательно, если мы хотим соответствовать требованиям современного мира, быть его частью, это процесс должен стать нашим очень близким будущим.
- Современные дети – мои друзья, в большей степени психологически готовы к такому переходу, чем их родители, т.к. являются теми, кто с самого младшего возраста тесно связан со всеми новинками прогресса – компьютерами, мобильными телефонами и т.д. и не имеет представления, как мир существовал без них. А значит проблема перехода на электронный учебник не только в его дороговизне , но и в разъяснениях, которые необходимы перед таким переходом.
- заключение своего выступления, хочу сказать, что очень надеюсь на то, что мне доведется во время моего обучения в школе, использовать на уроках электронные учебники.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно-исследовательская работа "Изучение особенностей гнездования садовой камышевки"
В данной работе автор ведет наблюдения за особенностями гнездования в естественных условиях садовой камышевки, которую в народе называют малиновкой. Работа содержит фото материалы....
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"
Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе
Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....
Учебно-исследовательская работа "Учебник будущего"
Каждый будний день на всей нашей необъятной планете посещают учебные заведения дети с семи до семнадцати лет. Все она разные: мальчики, девочки, высокие и не очень, голубоглазые, кареглазые, бло...