Из опыта работы
методическая разработка на тему

Тишкина Елена Анатольевна

Методические материалы для работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_zanyatiya_s_pedagogami.docx72.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ

«Профилактика эмоционального выгорания.

Психологическая помощь педагогам»

СОСТАВИТЕЛЬ:

Тишкина Е.А.

педагог-психолог

гп. Излучинск

2016

Пояснительная записка

Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками. К проблемам профессиональной деятельности могут добавляться проблемы в общении с коллегами,  трудности в семейной, личной жизни и т.д.

Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей – все это осложняет жизнь педагога.

Работа с людьми, высокая ответственность, эмоциональные нагрузки могут привести к вероятности возникновения профессионального стресса, истощения, отсутствия положительных эмоций, усталости, вызванных собственной работой, утраты радости по отношению к жизни. В психологии данное состояние называется «эмоциональное выгорание».

Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения специалиста. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива.

По последним данным, данному синдрому эмоционального выгорания подвержен почти каждый педагог (около 90% учителей средней школы). Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива.

«Эмоциональное выгорание» не является неизбежным,  возможна организация профилактических мероприятий, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Для этого разработана данная программа психологической помощи педагогам.

Представленный  комплекс занятий помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, направлен на выработку таких качеств, как позитивное отношение к жизни, расширение диапазона способов эффективной саморегуляции; способствует актуализации  личных ресурсов, сохранению психологического здоровья, обеспечению профессионального самосохранения.

Ожидаемые результаты: умение педагогов владеть приемами  и способами саморегуляции и восстановления себя; снижение симптомов «эмоционального выгорания»; повышение уровня эмоциональной культуры педагога.

Цель программы: повышение уровня психологической компетентности педагогов в вопросах профессионального здоровья и профилактики профессионального выгорания.

Задачи:

  • развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
  • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • формировать мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности;
  • способствовать сохранению благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, снижению уровня конфликтности.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой педагогов 10-15 человек, 1 раз в месяц в течение учебного года. Длительность одного занятия — от 30 до 60мин. Занятия проводятся в отдельном просторном кабинете.

Формы работы: практическое занятие, занятие с элементами тренинга, занятие-презентация.

Материально-техническое оснащение: помещение не менее 20 м2; столы и стулья из расчета на группу; ковровое покрытие; компьютер; интерактивная  доска;  проектор; бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки из расчета на одного человека.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.
  2. Снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления, уровня конфликтности.
  3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности.
  4. Оптимизация отношений внутри педагогического коллектива, улучшение психологического климата.

Используемые методы и методики.

Самооценка и самоанализ педагогами своего состояния «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (Водопьянова Н.Е.)

Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С Джексон.

Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н. Лутошкин).

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Тематический план

Мероприятие

Время проведения

1

Вводное занятие «Профессиональное выгорание – что это такое?».  Диагностика уровня профессионального выгорания.

сентябрь

2

Психологическая гостиная «Сказочное путешествие»

октябрь

3

Практическое занятие  «Давайте в жизни искать позитив»

ноябрь

4

Практическое занятие на сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

декабрь

5

Практическое занятие  «Ларец счастья»

январь

6

Практическое занятие «Ресурсы личности».

февраль

7

Практическое занятие  «Корзина Изобилия».

март

8

Практическое занятие «Идеальный образ»

апрель

9

Практикум «Психологическое здоровье педагога».

май

Комплекс занятий с педагогами

Занятие 1. Вводное.

Теоретическое вступление.

Педагог с нарушениями профессионального здоровья имеющий психологическое нездоровье, транслирует его на окружающих, в том числе, и на детей. Следовательно, педагог не имеет право быть психологически больным, он просто обязан быть здоровым и счастливым. В первую очередь разведем понятия, связанные с состоянием профессионального здоровья, истощением, синдромом хронической усталости, эмоционального выгорания и профессионального выгорания.

 Презентация.  Профессиональное  выгорание педагогов: симптомы и профилактика.

Беседа.  Какие признаки указывают на нарушение профессионального здоровья педагога? Может ли редукция снизить значимость достигнутых результатов собственного труда? Чем характеризуется деперсонализация? По каким признакам можно предположить нарушение профессионального здоровья?

Проведение самодиагностики.

Зная основные составляющие профессионального выгорания, проведем самодиагностику своего уровня выгорания.

Обсуждение полученных результатов.

Кто удивлен результатом? Кто удовлетворен результатом? Почему? Как вы думаете, в чем причина выявленных признаков профессионального выгорания? Встает вопрос, что со всем этим делать, и можно ли что-то исправить? Делать можно, нужно и необходимо!

Упражнение «Все, что радует!» (3минуты)

Запишите на листе бумаги 10 способов поднять себе настроение.

Обсуждение. Перечислите свои способы. Какие способы повторяются часто? Как часто и как долго вы занимаетесь тем, что Вас радует? Если не часто и мало, то почему?

Если провести анализ всех способов, можно выстроить пути профилактики выгорания.

Средства профилактики эмоциональных срывов

1. Релаксация и аутогенная тренировка (это нужно вводить в систему).

2. Юмор и самоирония.

3. Арт – терапия (рисование, музыка, чтение) Какую книгу вы прочитали последний раз?

4. Досуг (театры, музей, природа).

5. Спорт.

6. Трудотерапия.

7. Арома-терапия.

8. Творчество.

9. Общение с близкими людьми.

Заповеди психологического здоровья

1. Принимать окружающих такими, какие они есть, не переделывая их на свой лад.

2. Не оставаться один на один с неприятностями.

3. Постоянно себя совершенствовать.

4. Быть реалистом (позитивное мышление: Все, что с нами происходит, это результат нашего выбора), не ожидать «манны небесной».

5. Умение смотреть на себя со стороны.

6. «Отпускать»  из сознания тревожные мысли.

Оцените, насколько это соответствует Вашему поведению.

Рефлексия занятия.

Участникам группы предлагается рассказать о своих впечатлениях от занятия, высказать свои пожелания или неудовлетворенность.

Занятие 2. Сказочное путешествие

Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Задачи: 

  • содействовать снижению эмоционального напряжения;
  • обучать навыкам самопознания;
  • формировать умение понимать другого;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков; повышению творческой активности;
  • формировать мотивацию сохранения психологического здоровья.

Форма организации мероприятия: тренинговое занятие.

Методы и технологии: арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия. 

Материалы: стулья; столы; по 2 листа формата А4 на каждого участника; ручки, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти; музыкальное сопровождение; открытки с рецептами.

Участники: педагоги образовательного учреждения.

Продолжительность:  1ч 35мин.

План занятия:

  1. Приветствие. (0,5 мин.)
  2. Правила группы (3мин.)
  3. Разминка  (2мин + 5мин)
  1. – выбор насекомого (2мин)
  2. – характеристики насекомого в 2 столбика (5 какой Я?) (5мин)
  1. Введение в сказку. (2мин)
  2. Анализ характеристик. (1мин)
  3. Продолжение сказки. (1мин)
  4. Игра «Межгрупповая встреча» (бабочки и жуки). (30мин)

1). Работа в подгруппах – составление 3 списков (20 мин.)

2). Обмен списками, обсуждение в подгруппах.

- Какая информация для вас оказалась новой?

- Как можете объяснить обнаруженные несовпадения?

- В чем ошибались вы сами, а в чем другие?

(Сравнение результатов в группах 5 мин.)

3).  Обмен впечатлениями от этого задания. (5мин)

  1. Продолжение сказки. (0,5 мин)
  2. Игра «Отражение». Работа в парах. (5мин)

Обмен впечатлениями о совместной работе:

– Насколько успешно удавалось взаимодействовать?

10. Игра «Рисунок поляны». Работа в парах. (18 мин.)

– Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

– Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

– Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

– Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

  1. Окончание сказки. (1мин)
  2. Обсуждение игры, обмен впечатлениями. (15мин)

– Что особенно понравилось и запомнилось? Чего им не хватило? Какой вывод для себя они сделали?

  1. Завершение занятия. (20мин)  Чаепитие.
  2.  Домашнее задание (1мин)

Ход занятия: 

  1. Приветствие.

Ведущий и участники садятся в общий круг. Ведущий приветствует всех участников и предлагает прикрепить на один из плакатов стикер, отражающий актуальное эмоциональное состояние участника (грустное – на плакат с тучкой, веселое – на плакат с солнышком, спокойное – на плакат, где и солнышко, и тучка).

  1. Составление правил группы.

– Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время, надеюсь, это время будет для нас приятным. Этот  круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве находимся мы с нашими чувствами, переживаниями, эмоциями. С помощью друг друга через наше общение мы сможем  что-то изменить в самих себе. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

 «Здесь и теперь». Отключитесь от того, что было, главное, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим.

Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…».

Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

Правило конфиденциальности.  Нельзя рассказывать о том, что происходило на занятии, можно говорить только о себе, своих переживаниях и чувствах.

Правило активности.

Правило безоценочного выслушивания говорящего.

3. Разминка.

Ведущий предлагает участникам группы продолжить фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы...». Затем по кругу каждый называет то насекомое, которое он представил.

Вывод: мы можем быть и такими, и такими. Можем быть разными.

– Возьмите лист бумаги, напишите название насекомого  и  в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какая(ой)  я?»

– А теперь напротив каждой характеристики напишите противоположную ей (антоним). Рядом с каждой характеристикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и знак «–», если нет.

  1. Введение в сказку.

Ведущий. Сегодня вы познакомитесь со сказкой, которая называется «Бабочка». Вы окажетесь на волшебной поляне и встретитесь там с разными насекомыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее –то место, где они живут.

Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая.

Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлением темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солнца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды, опустившись на травинку, бабочка услышала:

– Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недовольно смотрящего на нее.

–  Извините, это вы мне? – учтиво поинтересовалась Бабочка.

– Вам, – буркнул Жук. – Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он недовольно зашевелил своими усами.

  1. Анализ характеристик.

Ведущий. Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?

Первый список – особенности характера, наиболее присущие вам, а второй – те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили знак «–», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характеристики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя.

  1. Продолжение сказки.

– Полет – моя жизнь, я наслаждаюсь им, – сказала Бабочка. – А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цвести. Хотите, будем вместе ее украшать?

– Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! – фыркнул Жук. – Я занят настоящим делом – челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные – любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

– А зачем перекусывать прутики? – поинтересовалась Бабочка.

– Ну, вообще-то я их не перекусываю, – уточнил Жук. – Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А потом толстею и добрею.

– А я красоту люблю, – сказала Бабочка, – вот и помогаю нашей поляне цвести.

  1. Игра «Межгрупповая встреча».

Ведущий. В нашей сказке встретились два разных характера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия сравнил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй – жуки, божьи коровки и др.

(Группа делится на две подгруппы.)

Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особенностях своих насекомых –тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить следующие задачи:

1. Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

– Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через 20 минут я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников. ( В течение 20 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу).

– А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем – другие? У вас есть 5 минут.

В заключение ведущий собирает всех для общего обсуждения и предлагает обеим группам обменяться впечатлениями.

  1. Продолжение сказки.

Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:

– Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда – несерьезно, баловство какое-то.

– А давайте полетим вместе, – предложила Бабочка. – В полете и поговорим.

И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

  1. Игра «Отражение».

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они – отражение. На выполнение задания отводится 1 минута.

Затем ведущим становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (1 минута).

В течение следующих 3 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удавалось взаимодействовать).

– Какие трудности возникли при невербальном общении?

– Что мешало или помогало эффективной коммуникации?

  1.  Игра «Рисунок поляны».

Ведущий. Вот так Жук полетал и, посмотрев на поляну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете найти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

Ведущий включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны.

Через 18 минут ведущий выключает музыку.

Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмотрите, какие разные у вас поляны.

А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

– Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

 – Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

– Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

– Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

После обсуждения ведущий продолжает сказку.

  1.  Окончание сказки.

Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удивлением заметил множество ярких и нежных цветов.

– Сядем на колокольчик, – предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий стебелек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

– Не тот вес, – сказал он и, посмотрев на бабочку, добавил: – Извини, порхающее создание. Я понял – ты создана для своей жизни, так же как я – для своей. Спасибо.

Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимого занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?

  1.  Обсуждение игры.

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

  1.  Завершение занятия. Чаепитие.
  2.  Домашнее задание. Выбрать рецепт понравившегося блюда из предложенных и приготовить дома, побаловать себя и своих близких (по материалам журнала «Домашний Очаг»).

Занятие 3. «Давайте в жизни искать позитив».

Девиз:

Жизнь одна, но в ней порой причудливо переплетено позитивное и негативное. Достойно принимать превратности судьбы и хранить ее счастливые моменты – простая премудрость жизни.               Дина Дин

Ход занятия:

Слайд 1.

- Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы относимся к происходящему. Но почему на одно и то же событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимыми. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

  • то, во что мы верим;
  • кем мы станем;
  • что мы говорим;
  • как относимся к другим;
  • как реагируем на события;
  • с каким настроением живем и учим.

Какие настроения преобладают: оптимистические или пессимистические скрыто в каждом из нас. Позитивное мышление – могучая сила.

Позитивное мышление позволяет вам выйти из сложной происходящей ситуации без разочарования. Дело в том, что независимо от того, о чем вы думаете, о хороших или плохих вещах, ваша жизнь принимает соответствующую форму. Негативные мысли могут отвлечь ваше внимание от ваших планов, тем самым сбив вас с пути. Даже нечто хорошее при плохом настроении может показаться настолько незначительным, что вы даже не замечаете этого.

Слайд 2.

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Что человеку помогает справляться с трудными ситуациями в жизни, переживать неудачи с меньшими душевными потрясениями? Что  заставляет думать о любых преградах возникающих на пути как посильных, легко преодолимых? Что рисует на лице человека улыбку, которая остается даже в трудные моменты его жизни?

Слайд 3.

Позитивный настрой, позитивное мышление – вот ответ на эти вопросы. С помощью каких приемов настроить себя на позитив? Об одном из способов мы сейчас с вами поговорим.

Слайд 4.

Упражнение визуализация «Волшебная чашка».

Педагоги под музыку для релаксации выполняют задание.

- Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Медленно наполните ее до краев вашим любимым напитком. Пока наполняется ваша чашка, вспомните самые приятные моменты в вашей жизни. Не торопитесь, представьте, что ваши позитивные мысли заполняют вашу любимую чашку до краев. Эта чашка – чашка вашего позитивного настроения! Она наполнена вашим позитивом! А теперь представьте, как вы наслаждаетесь тем, что у вас есть такая чашка, чашка позитивного настроения. Откройте глаза. Мысленно, спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!».

Практическая часть.

Участникам предлагается нарисовать свою чашку, и во время рисования продолжать наполнять ее своими позитивными мыслями.

Обсуждение, демонстрация своих работ (по желанию).

- В очередной раз, когда вы будете пить свой любимый напиток, вспоминайте про эту чашку и пускай она всегда будет с вами, напоминая о приятных моментах вашей жизни, ведь они есть у каждого.

Слайд 6.

- Ларошфуко говорил: «Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя. И вы измените окружающий мир». Все в ваших руках, дерзайте и будьте счастливы!

Слайд 7.  Благодарю за внимание!

Занятие 4.  

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного

взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата;
  • создание условий для адаптации новых членов коллектива;
  • диагностика психологической атмосферы в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение коллектива.

Ход занятия

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Материалы: заготовки для визиток, фломастеры, булавки.

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. В качестве имени выбрать имя сказочного героя. Когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, назвать причину выбора этого героя.

2. «Правила группы»

Материалы: правила, напечатанные на отдельных листах.

Проявлять активность.

Слушать друг друга, не перебивая.

Говорить только от своего лица.

Избегать критики при выполнении упражнений

В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, тренировка невербального взаимодействия.

 Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Обсуждение: Почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «Поиск сходства»

Цель: сплочение группы, навыки группового взаимодействия.

Материалы: листы бумаги, фломастеры

Участникам необходимо разделиться на 2 команды. Первая команда должна написать на листе черты сходства участников команды, вторая -  различия  в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Обсуждение: Подвести  к мысли, что, хотя  все такие разные, сходства гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

5. Упражнение «Дом»

Цель: осознание стиля поведения, эмоциональная разгрузка.

Ведущий дает инструкцию: коллективно всем участникам нужно создать полноценный дом.

- Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой.

Обсуждение: Почему Вы выбрали именно эту роль?

Вывод: каждая часть «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

6. Упражнение «Друг к дружке»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют пары. По заданию ведущего они должны прижаться друг к другу той частью тела, которую он назовет (бедро, голова, ухо и т.д.). По команде «Друг к дружке» участники меняются парами.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно, кому легко? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

7. Диагностика психологической атмосферы в коллективе

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены 10 пар слов противоположных по смыслу, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в коллективе. Обведите в кружок, ближе к признаку  в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в нашем  коллективе

Дружелюбие             1   2   3   4   5   6   7   8         Враждебность                                        

Согласие                   1   2   3   4   5   6   7   8         Несогласие                                                  

Удовлетворенность    1   2   3   4   5   6   7   8       Неудовлетворенность                    

Продуктивность        1   2   3   4   5   6   7   8         Непродуктивность                            

Теплота                     1   2   3   4   5   6   7   8         Холодность                                                    

Сотрудничество          1   2   3   4   5   6   7   8         Несогласованность                              

Взаимная поддержка  1   2   3   4   5   6   7   8    Недоброжелательность                

Увлеченность             1   2   3   4   5   6   7   8         Равнодушие                                            

Занимательность         1   2   3   4   5   6   7   8        Скука                                                

Успешность                1   2   3   4   5   6   7   8        Безуспешность                                          

8. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение занятия, рефлексия.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

«Давайте наградим себя за активное участие  аплодисментами!»

9.Обсуждение: «Наше занятие подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?

«Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Занятие  5.  Тренинговое занятие.

Цель: профилактика эмоционального выгорания

Задачи:

  • психологическая разрядка; снижение тревожности;
  • повышение самооценки;
  • формирование благоприятного психологического климата; сплочение коллектива;
  • актуализация внутренних ресурсов.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Анализ настроения.
  • Сегодня мы попытаемся научиться  регулировать свое эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, которые позволяют убрать неприятные эмоции и настроиться на позитивные минуты общения.

   2. Разминка. Игра «Ассоциации»

Задачи: настрой на групповую работу; развитие беглости мышления, воображения.

Инструкция:

  1. – Сейчас каждый из вас по кругу назовет ассоциацию на то слово, которое скажет сидящий перед вами человек. Думать долго не нужно, называйте первое слово по ассоциации, приходящее вам в голову.
  2. – Назвать ассоциацию на предложенные ведущим слово, фразу.

Работа, отпуск, удачная покупка, хорошее настроение, лето, морозное утро.

  1. Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция:

– Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: «лес – роща» и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине.

Анализ: – Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?  Ваши чувства, когда вы были деревьями?

  1. Упражнение по кругу

– Давайте составим список особо полезных для вашего здоровья дел: Как я могу позаботиться о себе?

Обсуждение: собираем копилку (Записать на листе ватмана все предложенные варианты).

Выберите один, который вы реализуете в ближайшее время. (Озвучить по кругу).

– Ежедневно старайтесь приносить собственному здоровью для начала, хотя бы одну пользу. Главное, постоянно что-нибудь предпринимать в данном вопросе. И ежедневно, засыпая, строго с себя спрашивать: «Какую пользу Я принёс сегодня собственному организму?». Никакие отговорки о нехватке времени не принимаются! Пусть вам не хватает времени смотреть телевизор, или болтать по телефону, или ходить по магазинам, но находить время на оздоровительные процедуры просто обязательно  и  обязательно ежедневно заботиться о себе.

  1.  Упражнение – визуализация «Ларец счастья».

– Закройте глаза. Представьте, что вам дали волшебный ларец. Он может быть размером с коробку из-под обуви, величиною с дом или даже больше. В этом ларце могут находиться только радостные вещи. Вы можете положить в ларец все то, что вас радует, и там это будет в сохранности. Вы можете заглянуть в свой ларец в любой момент, когда нужно будет взбодриться. Что вы положите в ларец? Подумайте о том, что доставляет вам радость. Создайте свой ларец счастья и наполните его изображениями того, что нравится.

  1. Составление коллажа.

Дать возможность участникам выбрать листы бумаги разного формата.

  1. Обсуждение.
  2. Подведение итогов, анализ настроения.

Занятие 6. Практическое занятие «Ресурсы личности».

  1. Приветствие.
  2. Анализ эмоционального состояния.

Выбрать из предложенных флажков (красный, желтый, синий, зеленый) тот, который соответствует эмоциональному состоянию. Прикрепить на плакат «Мы начинаем:».

  1. Информационный этап.

Ресурсное состояние – наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для предстоящих задач.

Основные виды ресурса человека – это физический и психологический. Физическое ресурсное состояние – это отдохнувший, бодрый, здоровый, энергичный человек. Психологическое ресурсное состояние – это состояние уверенности, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, желание и способность выполнить задачу.

  1. Упражнение «То, что радует» 

Вспомните предыдущие занятия и через 1 минуту озвучьте то, что вы делали для себя, чтобы восстановиться после трудового дня.

Обсуждение. Можно ли все наши занятия назвать ресурсами? Ресурсы можно найти там, где мы даже не подозреваем.

Хорошее и приятное

  1. Упражнение «Комплименты»

Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)

Общение с приятными людьми; взаимопонимание

  1. Игра «Мы похожи, мы отличаемся» (в парах)

В течение 2-3 мин каждой паре необходимо найти у себя по 1 сходному и 1 отличительному качеству (можно больше). Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.

Чтение книг, журналов

  1. Игра «Фраза по кругу»

Нужно прочесть предложенную фразу (например, из журнала «Домашний очаг») с разными интонациями или разными чувствами: вопросительно, оптимистично, испуганно, восторженно, удивленно, шепотом, обиженно, ласково, торопясь, грустно, громко.

Двигательная активность

  1. Игра «Посмотри и угадай»

Каждый участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая ее никому. Все по очереди изображают то, что написано в карточке с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это  может быть.

Варианты ситуаций:

-учитель ругает учеников;

- человек находится под холодным дождем без зонта;

- человек обжегся о горячий утюг;

- у девушки сломался каблук;

- человека обрызгала машина;

- электрик вкручивает лампочку;

- человек купается в проруби;

Смех, улыбка, юмор

  1. Игра «Начало и конец рассказа»

Разбиться на группы по 3 человека. Играющим дается карточка, на которой написано начало и конец его. Нужно придумать середину рассказа.

Например:

1.«Мама купила рыбу и принесла домой… Поэтому вечером ужинали при свечах»

2. «Девушка сломала каблук… Поэтому вечером ужинали при свечах».

3. Сегодня было самое обыкновенное утро… Поэтому вечером ужинали при свечах».

Приятные неожиданности

  1. Упражнение «Подарок»

– Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок,  – предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. Нужно научиться отдыхать – особенно....от своих мыслей.

3. В споре умей выслушать собеседника до конца.

4. Уважай чувства других людей.

5. Любую проблему можно решить.

6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.

7. Не расстраивайся из-за ерунды. Ерунда же из-за тебя не расстраивается...

8. Начни свой день с улыбки.

9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.

10. Взгляни на своего обидчика –  может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.

13. Никогда не опаздывает тот, кто не торопиться.

14. Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.

15. Не делай добра, не делай зла, делай дела свои.

16. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

17. Научись даже в самой плохой ситуации находить что-то хорошее, оно обязательно есть.

18. Все вещи и явления имеют ровно то значение, которое придаете им Вы.

19. Если вы хотите чтобы в вашей жизни произошло что-то новое - освободите для него место.

20. Мне всегда восемнадцать, всё остальное – стаж!!!

21. Иногда, чтобы решить проблему достаточно изменить точку зрения.

22. Неудачи – это неотъемлемая часть успеха.

23. Если план "А" не сработал, есть ещё 32 буквы, чтобы попробовать.

Обсуждение. Каждый зачитывает то, что написано на его листочке, и определяет насколько это пожелание для него сейчас актуально. После этого может подарить эти слова всем присутствующим.

  1. Подведение итогов, анализ настроения. Выбрать из предложенных флажков (красный, желтый, синий, зеленый) тот, который соответствует эмоциональному состоянию. Прикрепить на плакат «Мы заканчиваем:».

Приложение.

Способы активации внутренних ресурсов

  1. Подумать о чем-нибудь хорошем и приятном.
  2. Выспаться.
  3. Принять душ или ванну, сходить в баню, выпить стакан чистой питьевой воды.
  4. Слушать музыку по настроению.
  5. Больше двигаться: танцевать, делать зарядку, бегать или ходить пешком.
  6. Сделать рисунок на свободную тему (что хочется, стараясь не думать о том, что рисуешь).
  7. Прогуляться на свежем воздухе.
  8. Поговорить с интересными людьми.
  9. Сделать уборку в доме, поработать в саду и т. д.
  10.  Сходить в парикмахерскую или походить по магазинам.
  11.  Разрешить себе сделать то, что хочется.
  12.  Позволить себе право на ошибку.
  13.  Ввести в жизнь какие-нибудь приятные ритуалы (вечернее чаепитие, красивая сервировка, прием ванны и т. д.)
  14. Совершить приятный ритуал. Например, выпить чаю или кофе в приятной обстановке, почитать любимую книгу, разобрать свои украшения и т.д.
  15.  Использовать ароматерапию.
  16.  Проанализировать имеющуюся проблему, разбив ее на этапы.
  17.  Посмотреть свои фотографии.
  18.  Обратиться к символу (молитва, любимая вещь, хобби).
  19.  Сменить обстановку.
  20.  Совершить экстремальный поступок.
  21. Посидеть в тишине с закрытыми глазами.
  22.  Постоять на голове.
  23.  Взглянуть на ситуацию со стороны.
  24.  Спеть.
  25.  Посмотреть на небо, огонь или проточную воду.
  26.  Относиться к происходящему с юмором.
  27.  Хорошо выглядеть.
  28.  Разобрать свой гардероб.
  29. Обратиться к внутреннему образу спокойствия.
  30. Встретиться с друзьями.

Занятие 7. Корзина изобилия или Корзина счастья.

Цель: профилактика эмоционального выгорания

Задачи:

  • психологическая разрядка; снижение тревожности;
  • повышение самооценки;
  • формирование благоприятного психологического климата; сплочение коллектива;
  • поиск ресурсов, поддержки.

Ход занятия.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. Упражнение «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Я люблю ...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

  1. Упражнение «Стратегии самопомощи».

«Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?».  Ведущий просит каждого поделится своим опытом с группой.

  1. Упражнение «Корзина изобилия».

– Сегодня у вас есть возможность получить необычный подарок от своих коллег – корзину счастья.

Во всех культурах большое значение придавалось сбору урожая. Может потому, что осуществление планов, обретение результатов, изобилие во многих культурах  ассоциировалось с корзиной. Интересно, что корзина атрибутом различных богов. Использовалась корзина и в обрядах: пасхальных, свадебных, поминальных.

До сих пор корзина используется в определенных культурах. В Северной Осетии и сейчас существует такой обычай: мать должна изготовить на свадьбу специальную корзину. Интересно, что у китайцев корзина с цветами означает долгожительство, плодотворную долгую жизнь. В Словакии молодая хозяйка, придя в новый дом, переворачивала полную корзину яблок, чтобы в хозяйстве было изобилие. Корзина символизировала женское начало. К примеру. У казахов корзину располагают на женской правой стороне юрты.

Инструкция:

Каждый из нас сегодня получит свою корзину изобилия (корзину ресурсов), составят ее участники группы.

1 этап. Рисование корзины.

– Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте корзину.

2 этап. Поиск ресурса, ассоциации.

– Посмотрите на каждого участника и подумайте, какой ресурс ему необходим и придумайте символ в виде фрукта или овоща (например: я подарю яблоко, оно у меня ассоциируется с молодостью или подарю долготерпение, оно ассоциируется с мандарином). Вырежьте этот символ из цветной бумаги. Вам необходимо подготовить набор из фруктов и овощей по числу участников в группе.

3 этап. Дарение. Определяемся с кого начнем, и каждый дарит свой подарок этому участнику со словами: - Я дарю тебе банан, потому что он символизирует ….. .

4 этап. Наполнение корзины (наклеить все полученные «фрукты, овощи» в свою  корзину).

  1. Обсуждение.
  2. Подведение итогов.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/62-workshop/1428-programma-psixologicheskoj-pomoshhi-pedagogam-po-profilaktike-emoc
  2. https://infourok.ru/programma-profilaktiki-emocionalnogo-vigoraniya-pedagogov-1256683.html
  3. http://festival.1september.ru/articles/644305/
  4. http://spkaltan.ucoz.net/praktikum/samyj_posledn_pravl_kaltanmetodicheskie_rekomendac.pdf
  5. http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1372.7Xsx87hAcUniUeCJ4INXnFKhBjV82R3QMgGYjEsYbEJ1kWoB5xXDCADI5usZx26JcUrngMWkCDdR7yeuGOowXUVpHddE5zoYRsoWTTkHHE4NGcCFBSzKG5kmqdJTHKkizQU6l0i9__dPuXbmHdaFTrbH_MMe0S2CskHtBGZqQbA.d7f10c6efaa15eb3002c4cc5810139200aa91951&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9T6U0-imFY
  6. http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/11/мон_1.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...