Диагностика УУД в начальной школе
консультация на тему

Оксана Витальевна Влавацкая

Предварительный просмотр:

Диагностическая  карта формирования УУД  1 класс.

ФИ ученика ______________________________ класс 1 «__»

УУД

Критерии

Балл

1 полу-

годие

год

Регулятивные УУД

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Организует своё место в соответствии с требованиями учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание учителя.

1

1

Не может организовать своё место.

0

0

2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание о целях заданий учителем.

1

1

Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя.

0

0

3

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий с помощью учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание о плане выполнения заданий учителем.

1

1

Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя.

0

0

4

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Может использовать в своей деятельности простейшие приборы.

2

2

Необходима помощь учителя в использовании простейших приборов.

1

1

Не может пользоваться простейшими приборами даже после дополнительной помощи учителя.

0

0

5

Оценка результатов своей  работы.

Умеет объективно оценивать свою работу  и соотносить  с готовым результатом.

2

2

При соотношении работы обнаруживается расхождение в оценке.

1

1

Не может соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Познавательные УУД

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Умеет ориентироваться в учебнике.

2

2

Ориентируется в учебнике после повторного напоминания учителя.

1

1

Не умеет ориентироваться в учебнике.

0

0

2

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника.

2

2

Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике.

1

1

Не отвечает на вопросы учителя.

0

0

3

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки)

2

2

Сравнивая предметы при помощи наводящих вопросов учителя.

1

1

Не может сравнить предметы.

0

0

4

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

2

2

Группирует предметы, объекты на основе несущественных признаков.

1

1

Не может сгруппировать предметы.

0

0

5

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2

2

При подробном пересказе требуется помощь учителя, главным в теме определяет несущественное.

1

1

Не может определить тему, не может пересказать прочитанное.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Коммуникативные УУД

1

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Участвует в диалоге.

2

2

Участвует в диалоге по просьбе учителя.

1

1

Не участвует в диалоге.

0

0

2.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2

2

Испытывает трудности при ответах на вопросы.

1

1

Не отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

0

0

3

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

2

2

Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания учителя.

1

1

Не  соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

0

0

4

Слушать и понимать речь других.

Слушает и понимать речь других.

2

2

Старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников.

1

1

Не слушает и не понимает речь других.

0

0

5

Участвовать  в паре.

Может участвовать в паре с любым учеником

2

2

Участвует в паре только избирательно.

1

1

Отказывается работать в паре.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Личностные УУД

1

Самооценка

чувствует необходимость учения, предпочитает классные занятия занятиям дома

2

2

положительное отношение к школе, привлекает в первую очередь не учение. а внеучебная деятельность

1

1

отрицательное отношение к школе, стремится к дошкольному образу жизни

0

0

2.

Мотивация

стремится к получению высоких оценок, проявляет устойчивый интерес к новому

2

2

стремится к получению хороших оценок, проявляет частичный интерес к новому

1

1

к школе безразличен, учебные мотивы слабые или отсутствуют

0

0

3

Личностный моральный выбор

справедлив в отношениях с одноклассниками. правдив, имеет представление о нравственных нормах

2

2

не всегда справедлив в отношениях с одноклассниками. правдив, имеет неполное или неточное представление о нравственных нормах

1

1

неправильное представление о моральных нормах, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками

0

0

ИТОГО: 6-5 баллов  высокий уровень,

4-3 баллов  средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

ИТОГИ  ФОРМИРОВАНИЯ     УУД (регулятивных, познавательных , коммуникативных, личностный)

36-33 баллов - высокий уровень;32-18 баллов  - средний уровень;  0-17 баллов - низкий уровень.

Подпись учителя:_______________________                                 Подпись родителей:

 

Рекомендации психолога родителям

Рекомендации педагога родителям



Предварительный просмотр:

Диагностическая  карта формирования УУД  2 класс.

ФИ ученика ______________________________ класс 2 «__»

УУД

Критерии

Балл

1 полу-

годие

год

Регулятивные УУД

1

Организовывать свое рабочее место.

Организует своё место в соответствии с требованиями учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание учителя.

1

1

Не может организовать своё место.

0

0

2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях.

Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя или самостоятельно. Помнит цель при выполнении задания, может объяснить результат

2

2

Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя, может дать ответ о своих действиях

1

1

Требуется повторное напоминание о целях заданий учителем. Быстро отвлекается от цели в процессе работы.

0

0

3

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях.

Определяет план выполнения заданий с помощью учителя или самостоятельно. Четко ему следует

2

2

Определяет план выполнения заданий с помощью учителя, может пропускать некоторые шаги

1

1

Требуется повторное напоминание о плане выполнения заданий учителем. Забывает шаги плана, путает их.

0

0

4

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Отработанные способы применяет безошибочно, все ошибки у себя и у других учеников может увидеть и исправить

2

2

Отработанные способы применяет практически безошибочно, не все ошибки может увидеть и исправить

1

1

Правил не знает, сделанные ошибки исправляет неуверенно, пытается угадать правильность действий

0

0

5

Оценка результатов своей  работы.

Умеет объективно оценивать свою работу  и соотносить  с готовым результатом. Может оценить действия других учеников

2

2

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения

1

1

Не может соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Познавательные УУД

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Умеет ориентироваться в учебнике. Может самостоятельно найти нужный источник информации

2

2

Ориентируется в учебнике по алгоритму, не всегда может найти нужную информацию в учебнике.

1

1

Не умеет ориентироваться в учебнике, «выпадает»  по этой причине из пространства урока.

0

0

2

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сам задаёт вопросы, отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника.

2

2

Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике, затрудняется сам задавать вопросы к тексту

1

1

Не отвечает на вопросы учителя. не может сам задавать вопросы

0

0

3

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие по нескольким основаниям.

Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки). Выделяет закономерности

2

2

Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки) по одному основанию. Не всегда выделяет закономерности

1

1

Сравнивая предметы при помощи наводящих вопросов учителя.

0

0

4

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

2

2

Группирует предметы, объекты на основе несущественных признаков.

1

1

Не может сгруппировать предметы.

0

0

5

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2

2

При подробном пересказе требуется помощь учителя, главным в теме определяет несущественное.

1

1

Не может определить тему, не может пересказать прочитанное.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Коммуникативные УУД

1

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Стремится к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, совместно решает задачу (проблему).

2

2

Участвует в диалоге по просьбе учителя, выборочно, когда уверен в знаниях.

1

1

Не участвует в диалоге.

0

0

2.

Читать вслух и про себя тексты учебников. художественной литературы, понимает прочитанное.

читает много, часто посещает библиотеку, делится впечатлениями от прочитанного

2

2

читает, но в основном в школе по команде учителя

1

1

читает, но не понимает прочитанного

0

0

3

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций

Обладает хорошим словарным запасом, активно им пользуется, усваивает материал, дает обратную связь (рассказ, пересказ)

2

2

высказывает свои мысли по алгоритму, словарный запас достаточен

1

1

не может рассказать, пересказать, словарный запас скудный

0

0

4

Слушать и понимать речь других. Участвовать  в паре.

Слушает и понимать речь других. Может участвовать в паре с любым учеником

2

2

Старается высказать своё мнение, не  слушая других собеседников. Участвует в паре только избирательно.

1

1

Не слушает и не понимает речь других. Отказывается работать в паре.

0

0

ИТОГО: 8-7 баллов  высокий уровень,

6-3 баллов  средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

Личностные УУД

1

Самооценка

чувствует необходимость учения, предпочитает социальный способ оценки своих знаний, имеет свою точку зрения

2

2

положительное отношение к школе, проявляет точку зрения в отдельных вопросах, частично зависит от ситуации успеха

1

1

в школу ходит для общения со сверстниками, не имеет своей точки зрения, переоценивает свои результаты

0

0

2.

Мотивация

стремится к получению высоких оценок, проявляет устойчивый интерес к новому, желание учиться, принятие школьного распорядка

2

2

стремится к получению хороших оценок, проявляет частичный интерес к новому, не всегда присутствует желание учиться

1

1

к школе безразличен, плохое настроение, учится время от времени, нет интереса к занятиям

0

0

3

Личностный моральный выбор

понимает важность соблюдения моральных норм поведения, правдив, формируется система нравственных нормах

2

2

частично понимает важность соблюдения моральных норм поведения, правдив, имеет неполное или неточное представление о нравственных нормах

1

1

нравственные нормы не стали нормой поведения ребенка, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками

0

0

ИТОГО: 6-5 баллов  высокий уровень,

4-3 баллов  средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

ИТОГИ  ФОРМИРОВАНИЯ     УУД (регулятивных, познавательных , коммуникативных, личностный)

34-31 баллов - высокий уровень;30-16 баллов  - средний уровень;  0-15 баллов - низкий уровень.

Подпись учителя:_______________________                                 Подпись родителей:

 



Предварительный просмотр:

Диагностическая  карта формирования УУД  3-4 класс.

ФИ ученика ______________________________ класс ___ «__»

УУД

Критерии

Балл

1 полу-

годие

год

Регулятивные УУД

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Организует своё место в соответствии с требованиями учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание учителя.

1

1

Не может организовать своё место.

0

0

2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях самостоятельно.

Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель. Учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов  действия

2

2

Четко выполняет требование задания. Самостоятельно формулирует цели выполнения.

1

1

Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя. Включаясь в работу, быстро отвлекается.

0

0

3

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно строит действие в соответствии с целью, может выходить за пределы требований программы.

2

2

Четко выполняет требование задания. Осуществляет решение задания, не изменяя его и не выходя за его требования, сверяя план выполнения с целью.

1

1

Не может составить полный план выполнения задания, осознает только частичные шаги по достижению цели. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.

0

0

4

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Ошибки исправляет самостоятельно.

Контролирует процесс решения задачи другими учениками. Контролирует соответствие выполняемых действий способу,

2

2

Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает свои ошибки, вносит коррективы.

Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

1

1

Без помощи учителя не может обнаружить свои ошибки. Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.

0

0

5

Оценка результатов своей  работы.

Умеет самостоятельно оценить свои действия  и соотнести  с готовым результатом. Может оценить действия других учеников

2

2

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения

1

1

Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Познавательные УУД

1

Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных

Самостоятельно предлагает информацию не только среди предложенных источников, но и предлагая свои источники.

2

2

Самостоятельно предлагает информацию, но допускает ошибки в отборе источников.

1

1

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Не может правильно отобрать информацию из предложенных источников.

0

0

2

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сам задаёт вопросы, отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника.

2

2

Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике, затрудняется сам задавать вопросы к тексту

1

1

Не отвечает на вопросы учителя. не может сам задавать вопросы

0

0

3

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИВТ

 Умеет представить результаты работы (исследования)  в виде текста, таблицы, схемы, составить текст отчѐта и презентацию с использованием ИКТ.

2

2

Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в  виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

1

1

Затрудняется  перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

0

0

4

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно

2

2

Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками.

Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

1

1

Логические связи устанавливать не может. Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей.

0

0

5

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.  Владеет навыками осмысленного чтения.

2

2

Не всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.  

1

1

Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Коммуникативные УУД

1

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Умеет договариваться,  находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Владеет адекватными выходами из конфликта. Всегда предоставляет помощь.

2

2

Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность. Предоставляет помощь только близким, знакомым.

1

1

Не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен. Не предоставляет помощь.

0

0

2.

Читать вслух и про себя тексты учебников. художественной литературы, понимает прочитанное.

Читает много, часто посещает библиотеку, делится впечатлениями от прочитанного

2

2

Читает, но в основном в школе по команде учителя

1

1

Читает, но не понимает прочитанного

0

0

3

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций

Имеет богатый словарный запас и активно  им пользуется, бегло читает, усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ).

2

2

Читает, но понимает  смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов, высказывает свои мысли по алгоритму.

1

1

молчит, не может оформить свои мысли, читает, но ни понимает прочитанного

0

0

4

Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.

2

2

понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.

1

1

-редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.

0

0

ИТОГО: 8-7 баллов  высокий уровень,

6-3 баллов  средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

Личностные УУД

1

Самооценка

чувствует необходимость учения, адекватное представление о себе как личности и своих способностях

2

2

положительное отношение к школе, одноклассникам, учителю, выполняет нормы школьной жизни, интерес к учебе

1

1

Ситуативный интерес к учебе, не имеет своей точки зрения, не умеет адекватно оценить свои способности

0

0

2.

Мотивация

стремится к приобретению новых знаний и умений, проявляет желание учиться, устанавливает связи между учением и будущей деятельностью

2

2

стремится к получению хороших оценок, склонность выполнять облегченные задания, ориентирован на внеурочную деятельность

1

1

Слабо ориентирован на процесс обучения, фиксируется на неуспешности

0

0

3

Личностный моральный выбор

Сформированы представления о моральных норм поведения, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

2

2

Положительное отношение к моральным нормам поведения, но не всегда им следует, иногда  может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

1

1

нравственные нормы не стали нормой поведения ребенка, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками

0

0

ИТОГО: 6-5 баллов  высокий уровень,

4-3 баллов  средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

ИТОГИ  ФОРМИРОВАНИЯ     УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностный)

34-31 баллов - высокий уровень;30-16 баллов  - средний уровень;  0-15 баллов - низкий уровень.

Подпись учителя:_______________________                                 Подпись родителей:

 Рекомендации психолога родителям

Рекомендации педагога родителям



Предварительный просмотр:

Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе

Вид коммуникативных УУД

Показатели

Уровни сформированности

Диагностика

высокий

средний

низкий

1 класс

Коммуникация как кооперация

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.  Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать  в паре.  

- отвечает на все вопросы.  - осознанно стремится к сотрудничеству. Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых  заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.  

- частично отвечает на  вопросы. -работает в паре  ситуативно.

Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативн ых навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.  

не идет на контакт (агрессивен или пассивен).

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу.  

Наблюдение

Методика «Рукавички»

Коммуникация как интеракция

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать речевое обращение другого человека.

- тактичен, вежлив, соблюдает этикет.

 - понимает речевое обращение другого человека

Рекомендации:  продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.  

- частично соблюдает этикет. - не всегда понимает речевое обращение другого человека Рекомендации:  изучение правил речевого этикета, проведение групповых  заданий на уроке, положительное одобрение.  

- молчалив или агрессивен.

- не понимает речевое обращение другого человека.

Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу.  

Наблюдение    Методика «Левая и правая стороны»  

Коммуникация как интериоризация

Слушать и понимать речь других.

- слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь  Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.  

- слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

- не слышит, не может дать обратную связь  Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.  

Наблюдение

Методика "Узор под диктовку"

2 класс

Коммуникация как кооперация  

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- осознанное стремление к сотруднич..  - доброжелатель- но идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) Рекомендации:  поддержка и развитие коммун. навыков, проведение совмест. заданий на уроке, положит. одобрение, поддержка актив. позиции в диалоге.  

- участвует  выборочно в диалоге.  -  идет на контакт, когда уверен в своих знаниях

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.

- не идет на контакт (агрессивен или пассивен)  Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.  

Наблюдение  Методика "Рукавички"

Коммуникация как интериоризация  

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.  Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.    

- обладает хорошим словарным запасом и активно  им пользуется - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого.  

- читает, высказывает свои мысли по алгоритму.  Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.   Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативн ых навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.  

Наблюдение

3 класс

Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.    

- активно принимает участие в работе  группы, умеет договариваться с другими людьми, - понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.  Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.  

- понимает смысл высказ. других людей, но  испытывает трудности при выражении обратной связи.  - ведомый  Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно полож. одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях

- не хочет участвовать в диалоге. - не слушает и не понимает других. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативн ых навыков,  поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассникам и  (в парах и группах).  

Наблюдение

Коммуникация как интериоризация    

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.  Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  

- владеет большим  словарным запасом  и активно им пользуется. - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах  

- читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.  

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов,  (по алгоритму),  привлечение к  участию в литературных конкурсах  

-молчит, не может оформить свои мысли -читает, но не понимает прочитанного Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассникам и.

Наблюдение

Коммуникация как интеракция  

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры Понимать точку зрения другого.  

- отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен. - умеет  слушать и слышать, дает обратную связь Рекомендации:  продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.  

- ситуативно  отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен. - слушает, но не всегда дает обратную связь Рекомендации:   продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.  

- пассивен или агрессивен. - молчит, игнорирует другого человека Рекомендации: консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассникам и.  

Наблюдение

Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.  Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.      

- имеет богатый словарный запас и активно  им пользуется, бегло читает, - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах.  

-читает, но понимает  смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов, - высказывает свои мысли по алгоритму Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативн ых навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов,  (по алгоритму),  привлечение к  участию в литературных конкурсах  

-молчит, не может оформить свои мысли -читает, но ни понимает прочитанного Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассникам и.

Наблюдение

  Задание «Дорога к дому»

4 класс

Коммуникация как кооперация        

Умение договариваться,  находить общее решение.  Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.    

- умеет договариваться,  находить общее решение, - умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. -  владеет адекват. выходами из конфликта. - всегда предоставляет помощь. Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, пров. совместных заданий на уроке (в парах и группах), положительное одобрение, выступление на шк. конференциях, олимпиадах.

- не всегда может договориться. - не всегда может сохранить доброжелательн ость.  - предоставляет помощь только близким, знакомым. Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативн ых навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции при общении.

-не может и не хочет договариваться. -пассивен или агрессивен.  - не предоставляет помощь.  Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассникам и (в парах и группах), выработка активной позиции при общении., продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативн ых навыков

Наблюдение  

Задание «Совместная сортировка»  

Коммуникация как интеракция        

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Уважение позиции других людей, отличную от собственной. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

-различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.    Рекомендации:  продолжение изучения  правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие  в диспутах и дебатах городского уровня  

-понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательн.,   дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.  Рекомендации:   Продолжение изучения  правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие  в диспутах и дебатах городского уровня  

-редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.   Рекомендации: консультация специалистов (умение контролировать свои эмоции), изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассникам и.  

Наблюдение  Методика «Кто прав?»

        

Список  методик для проведения мониторинга по  формированию коммуникативных УУД:

 1. Узор под диктовку.

 2. «Рукавички».

 3. «Левая и правая стороны»

 4. «Совместная  сортировка»

 5. «Дорога к дому»

6. «Кто прав?».



Предварительный просмотр:

Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

УУД

Нормативный  показатель УУД

Класс

Уровни сформированности

Диагностика

высокий

средний

низкий

Самопознание и самоопределение

Самооценка

1

- чувство необходимости учения,

 - формир. своей точки зрения,

 -  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

 - адекватное  предст. о школе;

-  предпочтение классных коллектив. занятий инд. занятиям дома,

  -  предпочтение социального способа оценки своих знаний  Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных полож. личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- положительное отношение к школе;

  - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

  - школа привлекает внеучебной деятельностью Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу - Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.  

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

2

- чувство необходимости учения,

 - формируется собственная точка зрения,

 -  предпочтение социального способа оценки своих знаний.  

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- полож. отношение к школе;  

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах. Частично зависит от сит.успеха.

 Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Посещение школы с цель общения со сверстниками. Нет стремления иметь собственную точку зрения. Полностью зависит от ситуации успеха. Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,  давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

"Лесенка"

3

- чувство необходимости учения,

 - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,  

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успев., выполн. норм школьной жизни, полож. отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  организовать самостоятельную деят. на уроке.

Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативна.

 Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

"Лесенка"

4

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание  способов поддержания своей самооценки.  

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,  интерес к учению

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативна Самооценка зависит  не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.

 Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом

"Лесенка"

Смыслообразование

Мотивация

1

- интерес к новому;

 - сформированность учебных мотивов  – стремление к  получению высоких оценок,  

Рекомендации: - способствовать развитию  высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

 

- частично сформирован интерес к новому; -

 частично сформированы учебные  мотивы,

  – стремление получать хорошие оценки,  

Рекомендации:  - формирование мотивации достижения и успеха.

-к школе безразличен;

 - сформированность учебных мотивов недостаточна,  Рекомендации:  - консультация специалистов, - включение ребенка в активную деятельность на основе использования его  интересов.  

Анкета по оценке уровня школьной мотивации

2

- формируются  познавательные мотивы и интересы,

 - сформированы учебные мотивы.- желание учиться желание выполнять дела согласно школьному распорядку.

Рекомендации: Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов  

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

 - в стадии формирования учебные мотивы;

Рекомендации: - организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение, - учебный материал усваивает фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет.

 Рекомендации: -консультация специалистов; - организация успеха в рамках учебной программы.

Анкета по оценке уровня школьной мотивации

3

- сформированны познавательные мотивы и интересы,

 - сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),  

Рекомендации: - учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.

- частично сформир. познават. мотивы и интересы,

 -частично сформир.  социальные мотивы (чувство долга, ответст.),

 - склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции) Рекомендации: - включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.  

- сформирована мотивация избегания наказания,

 - фиксация на неуспешности   Рекомендации: - консультация специалистов, - найти зону успешности ребенка, - ориентировать на внеурочную деятельность.

Мотивация учения и эмоциональ ного отношения к учению (А.Д. Андреева)

4

Ученик:

 - устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

 - стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

 - мотивирован  на высокий результат учебных достижений

 Рекомендации: Привлечение ученика к проектно- исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

Ученик:

 - частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,  – стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;  

Рекомендации: - придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,  

-частично сформированы  социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

 - склонность выполнять облегченные задания

 - ориент. на внеуроч. деятельн.,

- слабо ориент. на процесс обуч.

Рекомендации:  - консультация специалистов, - использовать облегченные виды работы, дифф. задания на уроках.

Мотивация учения и эмоциональ ного отношения к учению (А.Д. Андреева)

Нравственно - эстетическая

1

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости) - учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, - имеет начальное представление о нравственных нормах

Рекомендации: - закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..

- ориентирован на моральную норму (справедл. распределения,  взаимоп.,  правдивости)

 - частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

 - имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Рекомендации: -  формирование основ толерантности, - развитие эмпатии, - расширить представления о моральн. нормах.

- неправильное представление о моральных нормах,

- низкий уровень развития эмпатии

 Рекомендации: - консультация специалистов, - стимулирование чувствительности к переживаниям других людей, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»  

2

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

 -  может выделять морально-этическое содержание событий и действий,  

- формируется система нравственных ценностей

Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)  

- ребенок частично понимает, что нарушение моральные норм

- частично выделяет морально- этическое содержание событий и действий,

  -формируется система нравственных ценностей Рекомендации: -построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,  -закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

-  недостаточно знает суть нравственных норм,

 - низкий уровень эмпатии, - отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное

Рекомендации: - консультация специалистов, - стимулирование чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

3

- может  и имеет опыт осуществления личностного морального выбора

  - может оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм - ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы

Рекомендации: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)  

- делает попытки осуществления личностного морального выбора,  - пробует оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм

Рекомендации: - воспитание личной ответственности   за сказанное слово, дело, данное обещание, - воспитание  потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов

- недостаточно знает суть нравственных норм,

 - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

 - отношение к нравственным нормам неопределенное  Рекомендации: - стимулировать чувствительность к переживаниям других,  - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).    

Методика «Незаконченные предложения»  

4

- сформированы представления о моральных нормах,

 - имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,

 - может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

  Рекомендации: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.)  

 

- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении,

  - частично сформирован уровень развития моральных суждений,

 - имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора,

 - иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации:  - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме.

- знает суть нравственных норм,  - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное  Рекомендации: -стимулировать  чувствительность к переживаниям других, - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.

Список методик для мониторинга:

1. «Лесенка» (1- 4 класс).

2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).

3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению

   (А.Д. Андреева)  ( 3 -  4 класс.)

4.  «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).

5. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).



Предварительный просмотр:

Технологическая карта формирования познавательных УУД в начальной школе

УУД

Нормативный  показатель УУД

Класс

Уровни сформированности

Диагностика

высокий

средний

низкий

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1

Выполняет самостоятельно

Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно- исследовательска я деятельность, задания повышенной сложности

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

Рекомендации: Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

Большинство умений не сформированы

Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Наблюдение

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях

2

Выполняет самостоятельно Рекомендации: Дифференцирова нный подход, проектно- исследовательска я деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией

Рекомендации: Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Большинство умений не сформированы

Действует по образцу. Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Наблюдение Опрос

Самостоятельно предполагать, информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

3

Выполняет самостоятельно

Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно- исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Рекомендации: Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Наблюдение, опрос, контрольные задания

Самостоятельно предполагать информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала,  отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста.  Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).  

4

Выполняет задания репродуктивного характера

Выполняет самостоятельно

Рекомендации: Проектно- исследовательская деятельность, задания повышенной сложности.

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки.

Рекомендации: Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также  к проектно- исследовательской деятельности.

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты

Логические учебные действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

1

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям

«Найди отличия» (сравнение картинок)

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

2

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности

Рекомендации:  Проектно- исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

Владеет логическими операциями частично, группирует по  несущественным признакам

Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Не сформированы логические операции

Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям

  Выделение существенных признаков

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

3

Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения  различных задач

 Рекомендации:  Проектно- исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков  

Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей

Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Тест «Логические закономерности»

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.  

4

Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно

  Рекомендации:  Проектно- исследовательска я деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям  

Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита   аналитико- синтетическая деятельность. Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям

«Исследование словесно- логического мышления младших школьников

Постановка и решения проблем

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

1

Самостоятельно ориентируется  в учебнике.  

Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно- исследовательская деятельность.

Ориентируется самостоятельно, но делает  ошибки. Задает много вопросов  

Рекомендации: Побуждение к действию,  задания проблемно- поискового характера

Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

 Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Задания проблемно- поискового характера    

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.   Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

2

Хорошо  ориентируется в изученном материале. Может   самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно- исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

Рекомендации: Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы

Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Самостоятель-ные и практические работы

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,   иллюстрация и др.), для решения проблем планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

3

Делает самостоятельно

Самостоятельные и практические Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно- исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Рекомендации: Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Делать самостоятельно не может

Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Самостоятель-ные и практические работы. Творческие работы

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

4

Делает самостоятельно

Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно- исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Рекомендации: Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Делать самостоятельно не может

Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении

Самостоятель- ные и практические работы. Творческие задания. Проекты  

Список методик для мониторинга:

1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).                

2. Выделение существенных признаков (2 класс).

3. Логические закономерности (3 класс).                                    

4. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).



Предварительный просмотр:

Технологическая карта формирования регулятивных УУД

УУД

Нормативный  показатель УУД

Класс

Уровни сформированности

Диагностика

высокий

средний

низкий

Целеполагание - постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятел.

1

-Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения. -Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.  

Рекомендации:  поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания  

-Предъявляемое требование осознается лишь частично. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. -Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсут. адекват. способов решения

Рекомендации: - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.    

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

 -Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.

 -Не может ответить на вопросы  о том, что он собирается делать или  что сделал.

Рекомендации:  консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.  

Наблюдение

2

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  -Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания  

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  -Охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения  

Рекомендации: - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.    Развитие понятийного мышления.

-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие цели.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

Наблюдение

3

-Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познават. цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить   за пределы треб. программы.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.  Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи. Рекомендации: - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.    Развитие понятийного мышления.

-Включаясь в работу, быстро отвлек. или ведет себя хаотично.

- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия,   пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.  

4

-Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов  действия Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..

- Четко выполняет требование познавательной задачи.

 -осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

- Самостоятельно формулирует познавательные цели.  -Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.    Развитие понятийного мышления.

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя -Включаясь в работу, быстро отвлекается.

- Осуществляет решение позн. задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия,   пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.  

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

1.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

1

-Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

 -Высокие показатели объема и концентрации внимания.

 -Осознает  правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.

 - Ошибки исправляет самостоятельно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля

-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.  

     - Средние показатели объема и концентрации внимания.

 - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруж. неадекватность спос. и пытается ввести коррективы.

Рекомендации:  включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.  

-Низкие показатели объема и концентрации внимания.

- Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

 - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

 Рекомендации:  консультация специалистов, коррекц. занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.

-Методика «Рисование по точкам»

2

-осознает  правило контроля. - Ошибки исправляет самостоятельно -контролирует процесс решения задачи другими учениками

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

 Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняют.безошибочно.

Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.  

- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

 - Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развив.внимание.  

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)

3

- Ошибки исправляет самостоятельно. -Контролирует процесс решения задачи другими учениками. - Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения. Рекомендации: в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоотв.усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. -Задачи, соответств. усвоенному способу выполняют  безошибочно. Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.  

-Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям. -Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)

4

- Ошибки исправляет самостоятельно. -Контролирует процесс решения задачи другими учениками. - Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

Рекомендации:  в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. -Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.

-Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям. -Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Степень развития  произвольного внимания.

1

-Работает точно по образцу. - Может оценить действия других учеников. Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки.

-Может ориентироваться на образец, но делает ошибки. -Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении. Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки

-Неумение опираться на образец. -Низкий уровень развития произвольного внимания. -Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля

Наблюдение

2

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. - Может оценить действия других учеников. Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта.

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуции успеха на уроках

- не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи. Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход

Наблюдение

3

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия - Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. -Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,. Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач.

- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения. Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания

Наблюдение

4

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. - Может оценить действия других учеников. - Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. -Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,. Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач  

- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.  

Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания.  

Наблюдение

Методики для мониторинга.

1. «Рисование по точкам (1 класс)

2. Корректурная проба (2- 4 класс)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая диагностика 1 класс "Начальная школа 21 века

Итоговая диагностика личностных и метапредметных планируемых результатов. 1 класс....

Выступление по методической теме "Системно-комплексная диагностика образования выпускника начальной школы"

Материал раскрывает систему работы по организации  диагностики предметных и метапредметных умений  младших школьников на примере внедрения методик в работе с учащимися одного класса....

Диагностика УУД для начальной школы

Диагностика универсальных учебных действий для начальной школы...

Методики диагностики УУД в начальной школе.

Для диагностики УУД в начальной школе представлены разные методики с описанием....

Диагностики коллектива учащихся начальной школы

Диагностики коллектива учащихся начальной школы...

Методики диагностики УУД в начальной школе

Для диагностики УУД в начальной школе представлены разные методики с описанием....

Диагностика УУД в начальной школе

Диагностика УУД в начальной школе...