"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида
на 2015-2016 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы
| Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
Разработчики программы
| Социально-педагогическая служба МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида |
Цель программы | Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений |
Задачи программы | Обеспечение работы единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений в МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида |
Сроки реализации программы | 2015-2016 гг.
|
Исполнители программы | Социально-педагогическая служба МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Анализ правонарушений, беседы с подростками показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Закон «Об образовании»
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Цели программы:
- Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений
Задачи программы:
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Содержание программы
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутри семейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды | Диагностика подростка
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
| Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
| Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
|
Самовоспитание
| Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, руководители кружков.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
- планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ГДН ОУУП и ПДН ОМВД Росии по Ширинскому району
- организация работы школьного Совета профилактики;
- проведение тематических педагогических советов;
- педагогический всеобуч для родителей;
- социально-педагогическая работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуаци
- составление социального паспорта классов, школы;
- ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
- проведение акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу).
- выявление и постановка на учёт детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
- анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ;
- анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-9 кл.);
- проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
- заполнение карты здоровья учащихся;
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с ОДН;
- классные часы по пожарной безопасности;
- организация правового всеобуча;
- профориентационная работа;
- проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.
Организация досуговой деятельности обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (далее ТЖС):
- Вовлечение обучающихся, находящихся в ТЖС в кружки и секции;
- Вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе и участие в них;
- Интересный и содержательный досуг в течение всего учебного года;
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в ТЖС:
- Выявление причин отклонений в поведении;
- Беседы социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, администрацией школы с подростком;
- Приглашение на школьный Совет профилактики;
- Беседы с инспектором ОДН;
- Вовлечение в общественную жизнь класса, группы, школы;
- Направление ходатайств в КДН и ЗП, ОДН;
Профилактическая работа с родителями:
- «День открытых дверей» для родителей;
- привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
- привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
- выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
- посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении;
- направление ходатайств в УСПН;
- Организация консультаций специалистов;
- Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения;
План мероприятий, направленных на реализацию направлений программы
№ | Содержание работы | классы | сроки | ответственные |
| ||||
1. | Изучение и систематизация социальной структуры семей учащихся школы | 1-9
| сентябрь
| Классные руководители 1-9 кл. Социальный педагог |
2. | Выявление детей, оказавшихся в ТЖС, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1-9 | сентябрь | Классные руководители 1-9 кл. Социальный педагог |
3. | Организация заполнения в классах социальных паспортов | 1-9
| сентябрь | Классные руководители 1-9 кл. Социальный педагог |
4. | Составление банка данных и социального паспорта школы | 1-9
| до 01.10
| Социальный педагог
|
5. | Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений учащихся совместно с КДН и ЗП, ГДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Ширинскому району | 1-9
| сентябрь- октябрь
| Социальный педагог
|
6. | Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану | 1-9
| 1 раз в месяц
| Заместитель директора по ВР
|
7. | Вовлечение обучающихся, состоящих на учёте в работу кружков и секций | 2-9
| сентябрь-октябрь | Классные руководители 1-9 кл. |
8. | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; в) приглашение на Совет профилактики школы | 1-9 | по мере необходимости | Социальный педагог
|
9. | Сверка документации школы и ОУУП и ПДН ОМВД России по Ширинскому району по учащимся, стоящих на учете | 1-9
| сентябрь
| Социальный педагог |
| ||||
1. | Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов (программа по правовому воспитанию) | 1-9 | 1 раз в месяц | Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
2. | Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 1-11
| По мере необходимости | Социальный педагог школы, педагог-психолог
|
3. | Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
| 1, 5
| Сентябрь-октябрь
| Классные руководители 1, 5кл., социальный педагог, педагог-психолог |
4. | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через "Службу доверия" | 1-9
| Постоянно
| Администрация школы, Классные руководители 1-9 кл., социальный педагог
|
5. | Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы) | 1-9
| Постоянно
| Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-9 кл., педагог-организатор |
6. | Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | 8-9
| В течение учебного года
| Соц. педагог, учителя обществознания
|
7. | Охват организованным, интересным, содержательным досугом в течение года | 1-9
| В течение года
| Педагогический коллектив школы |
8. | Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей, состоящих на учете | 1-9
| Ежедневно
| Администрация школы, Классные руководители 1-9 кл., социальный педагог |
9. | Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время | 1-9
| По мере необходимости
| Классные руководители 1-9 кл., Совет профилактики школы |
| ||||
1. | Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий |
1-9
| Сентябрь
| Классные руководители 1-9кл., социальный педагог |
2. | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей | 1-9
| Сентябрь
| Классные руководители 1-9 кл., социальный педагог |
3. | Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану) | 1-9
| 1 раз в четверть
| Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог. |
4. | Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися | 1-9
| Постоянно
| Классные руководители 1-9 кл
|
5. | Консультирование родителей: а) педагогами школы; б) соц. педагогом; в) медработником | Родители 1-9 кл.
| По мере необходимости
| Коллектив школы
|
6. | Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения | Родители 1-9кл. .
| Декабрь- февраль
| Классные руководители 1-9 кл, администрация школы
|
| ||||
| ||||
1. | Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам | 5-9
| Сентябрь
| Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек | 7-9
| 1 раз в четверть
| Заместитель директора по ВР
|
Рассмотрена на Согласовано: Утверждаю:
педагогическом совете зам.директора директор школы
школы ________20___г. по ВР _______ ___________________
протокол № ______ Минченко М.А. Н.А. Делявская
______20__г. приказ №_______
Программа
по правовому воспитанию
«Закон обо мне. Мне о законе»
на 2014-2015 учебный год.
Направленность: правовая ответственность
Возрастная группа: 6-17 лет.
Срок обучения 1 год
Составила: Патрушева Е.Ю
с. Целинное
2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА № 1539-КЗ «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ».
Доклад для выступления на конференции...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Материал для родителей...
"Работа классного руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Материал для выступления классного руководителя...
Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Памятка Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзор...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
quot;Трудные" дети – это запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимание взрослые, не принялих мер к коррекции их поведения. В эту категорию обучающиеся, у которых не сложились пр...
Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
laquo;…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям». М. А. Ковальчук...