Выступление на педсовете "Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся"
материал на тему
Выступление на педсовете "Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_pedagoga_po_povysheniyu_uchebnoy_motivatsii_uchashchihsya.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся
с целью улучшения качества образования
Суроегина Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №9 г.о.г.Выкса Нижегородской области
СЛАЙД 1. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. В своей практике я применяю следующие технологии, методы и приёмы:
- Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе в 1-м и 2-м классе. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения” или игра «Карусель» на определение количества слогов. СЛАЙД 2
- На уроках математики - игры на отработку состава числа “Домики”, СЛАЙД 3 “Наряди елочку”. СЛАЙД 4
- Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: собери грибы, построй замок. СЛАЙД 5
- СЛАЙД 6 Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. А в первом классе очень эффективно использовать задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. У детей это находить очень большой отклик, они активны, чувствуется искренний интерес.
- Задачи в стихах
На плетень взлетел петух
Повстречал там ещё двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
- Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
СЛАЙД 7 «Найди лишнее число в каждом ряду», СЛАЙД 8 «Расшифруй анаграммы и найди лишнее слово», СЛАЙД 9 «Найди различия». СЛАЙД 10 В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. СЛАЙД 11 Подставив вместо чисел соответствующие буквы расшифруй слово», «Запиши его».
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
- СЛАЙД 12 В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
• полное внимание к однокласснику;
• серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
• терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно". - СЛАЙД 13 Основное средство воспитания устойчивого интереса — это использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Поэтому в своей работе я использую метод проектов, так как считаю его очень эффективным. В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности каждого. Проекты могут быть разными по сроку исполнения. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4—6 уроков. В УМК «Школа России» предусмотрено выполнение большого количества проектов. Особый интерес у учащихся вызвала работа над такими проектами: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» 2 класс, «Словарь второклассника» 2 класс, «Живая азбука» 1 класс, «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» 2 класс.
- СЛАЙД 14 Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Фразами… учитель поддерживает и мотивирует ученика.
Преодоление страха | «Ничего страшного….Бывает, что люди боятся…» |
Скрытая инструкция | «Ты же помнишь, что …» |
Авансирование | «У тебя получится…» |
Персональная исключительность | «Только у тебя может получиться…» |
Усиление мотивации | «Нам это нужно для…» |
Высокая оценка детали | «Вот эта часть у тебя замечательна!» |
- СЛАЙД 15 Использование ИКТ на уроках мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля, для проведения физминутки для глаз. СЛАЙД 16
11. Подведение итога урока.
- Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка» ». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка, «Мудрый совет» Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.
СЛАЙД 17 Вывод: Использование названных технологий и приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся, что является необходимым условием для успешной учебной деятельности и сохранения здоровья ребенка.
СЛАЙД 18 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"
Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальней...
Выступление «Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»
«Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»...
Деятельность педагога по повышению учебной мотивации учащихся с целью улучшения качества образования
Выступление на педагогическом совете....
Пути повышения учебной мотивации учащихся
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. В ней я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мо...
Повышение качественной успеваемости через формирование и развитие учебной мотивации учащихся путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Статья раскрвает влияние ИКТ на развитие учебной мотивации младших школьников...
Буклет "Рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации у обучающихся"
Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, это необходимое условие осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации...
Беседа для родителей. Рекомендации педагога родителям для повышения учебной мотивации детей. Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника.
В данной беседе с родителями говорится о том, как повысить учебную мотивацию для детей по отношению к школе, к учебной деятельности....