Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infoznayka.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «ИНФОЗНАЙКА»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «ИНФОЗНАЙКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от от 6 октября 2009 г. № 373 и предназначена для обучающихся 2 классов общеобразовательных школ. В основу программы внеурочной деятельности положена авторская программа по информатике для начальной школы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, которая адаптирована к внеурочной деятельности.
Целесообразность реализации данной программы обусловлена тем, что современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов обучающихся 2 классов обладает пропедевтическая подготовка в области информатики, направленная на овладение практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ; формирование мировоззренческих, творческих и познавательных способностей.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 2-х классов.
Цели внеурочной деятельности "ИНФОЗНАЙКА"
- формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности;
- формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики;
Для достижения поставленной цели в процессе внеурочной деятельности в 2 классе необходимо решить следующие задачи:
Задачи внеурочной деятельности "ИНФОЗНАЙКА"
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
В основу программы внеурочной деятельности положен принцип практико-ориентированности, обеспечивающий отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
Основным методом организации познавательной деятельности обучающихся является проведение практических работ на компьютерах, ориентированных на овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности, формированию умений и навыков самостоятельной работы.
Программой предполагается организация проектной деятельности. Предполагается использование графические и текстовые редакторы для организации мини-исследований, создания анимированных решений задач и представления полученных результатов. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы: презентация и защита проектов перед родителями, сверстниками.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия внеурочной деятельности, соответствует требованиям материального и программного обеспечения. Практические занятия на компьютерах ведутся в соответствии с требованиями СанПин.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будет формироваться познавательный интерес к учебному предмету информатика, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
Личностные, метапредметные результаты курса
внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
- сознательное принятие и соблюдение правил работы,
- актуализация собственного жизненного опыта,
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
- соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья обучающихся и его одноклассников;
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного и логического мышления;
- интерес к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Метапредметные результаты:
- организация собственной творческой деятельности;
- умение выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи проектной деятельности;
- решение творческих задач, используя известные программные компьютерные средства;
- анализ и оценка результатов собственной и коллективной работы.
- умение наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
- умение соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.);
- в процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения;
- при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление развитие личности во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин), всего 34часа.
Формы организации внеурочной деятельности:
При проведении занятий используются беседы, интегрированные занятия, практикумы, работа в группах, деловые игры.
Содержание программы
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер (8 часов).
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Практические работы:
- Работа с компьютерной мышкой;
- Человек и информация;
- Виды информации;
- Источники и приемники информации;
- Компьютер и его части;
- Клавиатурный тренажёр.
Творческая работа: «Какие профессии связаны с использованием компьютера»
Глава 2. Кодирование информации (8 часов)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Практические работы:
- Современные носители информации;
- Различные виды кодирования информации;
- Разговорный и компьютерный языки;
- Текстовая информация;
- Клавиатурный тренажёр.
Творческая работа: «Составить генеалогическое дерево своей семьи и закодировать его с помощью английского алфавита».
Глава 3. Информация и данные (7 часов)
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Двоичное кодирование: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование, числовое двоичное кодирование.
Помощники человека при работе с информацией: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Практические работы:
- Числовая информация;
- Десятичное кодирование;
- Двоичное кодирование;
- Графическая информация;
- Помощники человека при работе с информацией.
Творческая работа: «Кодирование и декодирование информации»
Глава 4. Документ и способы его создания (9 часов)
Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Практические работы:
- Клавиатурный тренажёр (слепой десятипальцевый метод набора текста);
- Создание тестового документа;
- Поиск нужной информации в Интернете;
- Редактирование и форматирование текста;
- Рисование в графическом редакторе.
Творческая работа: «Рисование в текстовом редакторе»
Проектные работа (2 часа)
Темы проектов:
«Виды информации»;
«Какие профессии связаны с использование компьютера»;
«Радио и телефон как устройство для передачи информации»;
«Носители информации»;
«Помощники человека при работе с информацией»;
«Интернет в вашей жизни»
«Безопасный Интернет»
Учебно-тематический план 2 класс
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Виды информации. Человек и компьютер
8
2
Кодирование информации
8
3
Информация и данные
7
4
Документ и способы его создания
9
5
Проектные работа
2
Всего
34
Планируемые результаты
Данная программа внеурочной деятельности направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности.
В результате реализации программы внеурочной деятельности, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и познавательный интерес к предмету информатики и ИТ-технологиям, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Список использованной литературы
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 2 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова. Информатика. Рабочие тетради для 2 классов. №1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...