Внеурочная деятельность "Путешествие по реке Времени" 2 класс (2016-2017)
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа курса посвящена изучению сложнейшей для понимания младшего школьника категории "Время". Дети учатся наблюдать за изменениями в окружающем мире, фиксировать их в дневниках наблюдений, оформляют календарь событий в классе за год, выполняют другие проектные работы. Знакомство со временем - процесс длительный. Осознать время как процесс развития как для каждого человека, так и для человечества, для всей нашей планеты, Вселенной возможно только в активной совместной исследовательской деятельности. Работа начинается со 2-ого класса и продолжается до окончания начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2 класс, внеурочная деятельность"Путешествие по реке времени" (2016- 2017) | 821.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, примерной программы учебного курса «Окружающий мир» В. В. Степановой.
Программа ориентирована на детей 7-9 лет, направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по окружающему миру, является составной частью единого комплекса занятий в урочное и внеурочное время.
Цели и задачи курса
Цель: развитие индивидуальности каждого учащегося в процессе освоения категории «время», изучения культуры и истории своего края, своей страны; привитие любви к Родине.
Задачи:
- социальная адаптация учащихся;
- развитие группового взаимодействия: умения планировать совместные действия с группой одноклассников, договариваться по поводу решения возникающих задач,
реализовывать задуманное и т.д.
- развитие хронотопичного мышления, т.е. способности человека видеть процессы в развитии; представлять возможное прошлое и будущее любого явления, факта, объекта окружающего мира;
- развитие творческих способностей;
- повышение мотивации учащихся.
Место курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на 1 год, 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса
Пространство и время – основные понятия, категории нашего мира. Их освоение – важнейшая задача для становления целостной картины мира у учащихся начальной школы. Поэтому программа курса «Путешествие по реке времени» связана (интегрирована) тематически и методологически с другими курсами внеурочной деятельности, например, « Математика вокруг нас», «Как прекрасен этот мир!» а также с уроками литературного чтения, окружающего мира и др.
Категория времени является одной из самых сложных для понимания детьми младшего школьного возраста. Идея, понимание времени как развития, изменения очень важна для понимания сути многих физических, биологических, исторических и культурных явлений, закономерностей.
Отсутствие глубокого понимания этой идеи (на ее освоение в начальной школе отводится очень незначительное время) ведет, по мнению В. В. Степановой, к фрагментарности и деформированности формирующейся у ребенка картины мира.
Изучение времени начинается с работы над проектами, связанными с анализом событий прошедшего дня и наблюдениями за погодой (дети ведут дневники, в которых отмечают все изменения в своей жизни и жизни природы). Благодаря ежедневной работе в течение всего года дети приобретают ощущение, а затем и понимание того, что такое сутки, неделя, месяц, год. Затем из страничек дневника «вырастает» календарь. Это следующий проект, отражающий важнейшие события, происходящие в классе за каждый месяц, а также изменения погоды и фазы луны.
Наблюдения за изменением формы и размеров лунного диска на небе приводят детей к заключению, что мера времени «месяц» появилась не случайно, что она связана с лунным циклом. Становится понятным астрономическое значение слов «месяц» и «год» (12 месяцев).
Следующий важный проект «Родословная», работа над которым начинается на уроках окружающего мира и продолжается на занятиях курса «Путешествие по реке Времени». Проект является личностно значимым для каждого ребенка и для каждой семьи. Кроме того, работа над данным проектом, способствует усвоению более длительных промежутков времени, которые невозможно пронаблюдать (десятилетие, век).
Дети вынуждены обращаться за информацией о своей семье к родителям и другим ближайшим родственникам. Вместе с родителями дети находят фотографии, семейные реликвии, связанные с жизнью людей ушедших поколений (прабабушки, прадедушки).
Обобщая информацию о жизни ближайших родственников, дети знакомятся с событиями, прошедшими через жизнь каждой семьи (Великая Отечественная война, первый полет человека в космос и др.). Ближайший по времени ХХ век становится более зримым, понятным, эмоционально близким.
Затем время продолжает «двигаться вспять». Следующий, ХIХ век, знакомство с которым происходит через призму великих имен А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Дети находят из дополнительных источников информации подробности об их жизни и времени. Происходит погружение в культурное пространство того времени: важно выяснить, как люди одевались, передвигались, чем питались, какими вещами пользовались и мн.др. Огромное влияние на мировоззрение писателей и поэтов ХIХ века оказали события Отечественной войны 1812 года. Работа над этой темой очень важна с точки зрения дальнейшего изучения этого вопроса на уроках литературы и истории России в старших классах.
Следующий шаг: знакомство с первыми шагами человечества. Изучение отдельных страниц древнейшей истории дает представление о том, с чего все начиналось.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Все проекты, включенные в данный курс, дают возможность ученикам получить необходимый опыт наблюдения за определенным явлением, фиксации изменений, анализа и обобщения накопленных фактов.
В результате у детей появляется хронотоп как способность воспринимать мир в пространственно-временных отношениях.
Расхождение авторской и рабочей программ
Рабочая программа соответствует распределению часов авторской программы, которая используется в полном объеме.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- воспитание любви к Родине, к природе родного края;
- формирование чувства гордости за право называться смолянином;
- формирование целостного взгляда на мир в единстве человека и природы.
Метапредметные результаты
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• смысловое чтение как извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;
• моделирование — умение преобразовать собственное представление из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих закономерностей;
• анализ и синтез объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Предметные результаты
1)уважительное отношение к своей семье, природе и культуре родного края, родной страны;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы и людей;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 2 класса
обучающиеся научатся:
- проводить наблюдения за объектами окружающего мира;
- фиксировать изменения наблюдаемых объектов;
- понимать меры времени и их взаимосвязи.
обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать собственный опыт;
- анализировать содержание познавательных текстов и других источников информации;
- делать выводы и умозаключения при анализе явлений, фактов, событий;
- соблюдать основные правила поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела и темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
1 | Что такое время Наша планета | 16 ч | 08.09 | |
2 | Почему бывают дни и ночи? Из чего состоят сутки? | 15.09 | ||
3 | В.Бианки «Кузяр-бурундук и Инойка-медведь» | 22.09 | ||
4 | Мифы и легенды древних народов о Солнце. Работа над проектом «Астрономическая модель года» | 29.09 | ||
5 | Движение Земли вокруг Солнца (год). | 06.10 | ||
6 | Проект «Календарь нашего класса за год» | 13.10 | ||
7 | Почему приходит осень? Наблюдаем за высотой Солнца над горизонтом | 20.10 | ||
8 | Почему люди стали мерить время месяцами? Наблюдаем за изменением Луны | 27.10 | ||
9 | Как появились названия дней недели? | 10.11 | ||
10 | Что мы знаем о Луне? | 17.11 | ||
11 | Сказка «Почему у месяца нет платья?» | 24.11 | ||
12 | Луна – спутник Земли | 01.12 | ||
13 | Откуда взялись имена у двенадцати месяцев? | 08.12 | ||
14 | Почему Новый год приходит 1-го января? | 15.12 | ||
15 | Сказка В. Даля «Старик-годовик» | 22.12 | ||
16 | Проект «Лента времени» | 12.01 | ||
17 | Календарь, часы и время История календаря | 18 ч | 29.01 | |
18 | Древнеегипетский календарь | 26.01 | ||
19 | Юлианский календарь | 02.02 | ||
20 | Юлианский календарь | 09.02 | ||
21 | Григорианский календарь (современный) | 16.02 | ||
22 | История часов | 23.02 | ||
23 | Кто первый сделал часы? Солнечные часы, водяные часы | 02.03 | ||
24 | Огненные часы, песочные часы | 09.03 | ||
25 | Механические часы. Первые башенные часы. | 16.03 | ||
26 | Карманные часы и другие виды современных часов | 23.03 | ||
27 | Работа над проектом «Родословная» | 06.04 | ||
28 | Когда я родился? | 13.04 | ||
29 | Мои родители | 20.04 | ||
30 | Мои бабушки и дедушки | 27.04 | ||
31 | Мои прабабушки и прадедушки | 04.05 | ||
32 | Презентация проектов | 11.05 | ||
33 | Презентация проектов | 18.05 | ||
34 | Презентация проектов | 25.05 |
Учебно-методические средства обучения
- В. В. Степанова «Время. Меры времени» - Смоленск: Универсум, 2012.
- В. В. Степанова «Введение в учебную деятельность» – Смоленск: Универсум, 2012.
- Н. Н. Толстых «Хронотоп: культура и онтогенез». – Смоленск – Москва: Универсум, 2010.
- Астрономия. Энциклопедия окружающего мира / С. Аткинсон. – М.: Росмэн, 1999.
- http://school-collection.edu.ru/
- http://www.museum.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год
ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Компетенции в области постановки целей и задач в обучении. Авторское тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Здоровый школьный этикет" 1 класс (2016-2017 уч.г.)
Тематическое планирование представлено в интегрированной форме (в урочной и внеурочной деятельности)...
Рабочая программа внеурочной деятельности Разговор о правильном питании 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Мягкая игрушка 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Музыкальные нотки 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...