Классный час " Учитель- это профессия или призвание?"
классный час (4 класс) на тему

Труд учителя в разные времена остается неизменным - служить детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       « УЧИТЕЛЬ – Это профессия или призвание?»

             

   

                                                                Выполнила:

                                                 Учитель начальных классов

                                                 Юрченко Валентина Николаевна

 Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя…Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей.

 Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый.

                                «Учительство - когда в глазах холодных
                              Зажжется понимания заря,
                              И ты поймешь: старался не бесплодно
                               И знания разбрасывал не зря.»

   В наше время существует множество профессий: интересных, творческих, которые требуют таланта, терпения. Однако есть такие, которые трудно назвать профессиями. Есть такое  выражение: «Профессия учителя – это профессия от Бога». На мой взгляд, это скорее призвание или дело всей жизни, которому отдается не только большая часть времени, но и души. Таких учителей на день Учителя и день Знаний заваливают цветами и поздравлениями. Именно такого учителя можно назвать учителем от Бога. Именно таким учителям посвящается стихотворение:

«Учителя, учителя...

 Профессий нет добрей!

 Стоите твердо у руля,

 Открыв ребенку дверь.

 Учитель - самый верный друг,

 Не выдаст, не предаст;

 А если что случится вдруг,

 Он руку всем подаст.

 Как напpяженен этот труд:

 Пойми и научи.

 Всегда к учителю идут

 Студенты и врачи...

 Зайдете в светлый класс когда,

 Не замечать нельзя

 Такие милые всегда,

 Усталые глаза.

 О, как отважен этот труд:

 Задиры, шалуны...

 Порой в глаза упрямо лгут.

 Вы их понять должны.

 Учителя, учителя...

 Профессий нет добрей!

 Стоите твердо у руля,

 Открыв ребенку дверь.»

Я считаю, что нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя…Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу.

Древний мыслитель  и философ Китая КОНФУЦИЙ ( учитель Кун) в возрасте 20 лет прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: « Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?»-обращается к нему ученик. « Обогати ее», - отвечает учитель.  « Но она и так богата. Чем же ее обогатить? – спрашивает ученик. « Обучи ее!»(приложение)

         Макаренко Антон Семенович – советский педагог и писатель.          Макаренко всячески стремился к  тому, чтобы у каждого ученика было бы 2-3 « любимых» предмета в школе, кружки, секции. Он воспитывал беспризорников.( приложение)

           Сухомлинский Василий Александрович – педагог, автор около 30 книг                 по обучению и воспитанию молодежи. Одна из известных книг    «Сердце отдаю детям». Он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.( приложение)

Людей этой профессии выдающиеся личности, передовые, лидеры. Учителя не только словом воспитывали в своих учениках чувство любви к Родине и готовность ее защитить, а личным примером учили, и воевать, и помогать фронту, и оказывать помощь всем, кому она была необходима. Маршал Советского Союза А. М. Василевский говорил : « Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать

В годы Великой Отечественной войны встали перед учителями трудные задачи. Школьные здания были отданы под госпитали. Школы работали в 4-5 смен. Занятия шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Не хватала еды, не было тетрадей, учебников, топлива. Учителя не бросали обучение детей. Это был подвиг.

Перечитывая документы, я узнала о Ярцевой Марии Ивановне. Учителем она стала в 1940 году, о Журавлевой Надежде Яковлевне. Вместе с учениками они  выращивали огород, копнили, вручную пололи просо, пшеницу,  молотили подсолнухи под снегом. Делали все, чтобы не пропал урожай. Часто выполняли задания подпольных групп, партизанских отрядов, рискуя своей жизнью.( Приложение)

 И в наши дни учителя остаются верными своей профессии, верные своим ученикам.

В Беслане всего семь школ. До среды все они были закрыты. Какая там учеба, когда город, как в аду. Дети, которым удалось спастись из спортзала, еще не скоро наберутся смелости сесть за парты, да и родители их с трудом отходят от шока. Разговаривать с учителями - бывшими заложниками - трудно, они рыдают без слез, кричат, хватаясь за головы. За последние два дня они хоронили друзей, родных и близких. В маленьком городке все друг друга знают, и школа для учителей и учеников - не просто учебное заведение, а настоящий второй  дом, семья. 
От рассказов очевидцев, вырвавшихся из этого ада, леденеет кровь и останавливается сердце. Разум отказывается воспринимать ужасающие подробности издевательства над детьми в нашпигованном взрывчаткой спортзале. Здесь им не давали подниматься с пола, трое суток не давали еды, не разрешали пить, выходить в туалет и даже плакать. Умирающим от жажды детям прикладывали к губам смоченные в их собственной моче тряпки... Это была самая настоящая пытка, совершаемая людьми, у которых (это выяснено точно!) были собственные дети.

В невыносимые, мученические дни и ночи, как могли, изо всех сил поддерживали школьников их учителя. Среди стонов, криков, боли и страха, которыми был буквально пропитан спортивный зал, они, по словам свидетелей, держались чрезвычайно достойно: поддерживали взрослых, утешали детей, верили, что кошмар закончится, и эту надежду вселяли в пленников.

Их главный час, час профессионального и человеческого подвига пробил тогда, когда спецназ и войсковые подразделения начали акцию освобождения. Акцию, старт которой неожиданно для себя дали именно боевики, по одной из версий, случайно взорвавшиеся на собственных растяжках в школьном дворе. От двух мощных взрывов детонировали самодельные устройства в зале, забитом людьми.

Окна были выбиты, взрослые стали толкать к ним детей, кричали: «Спасайтесь, бегите!» Учителя подсаживали маленьких, ослабевших ребятишек на разбитый подоконник, с которого те спрыгивали и бежали в разные стороны. А в спину им стреляли боевики. Но этого педагоги не видели, они продолжали спасать детей, пока на них не обвалилась часть загоревшейся крыши.

На шестое сентября в списке погибших педагогов 11 человек. Они отдали свой единственный шанс на спасение ученикам, уступив им место у окна, ведущего к свободе. Все жители Беслана, республики, России преклоняют колени перед их бессмертным подвигом. Высота и благородство человеческого духа, безмерная ответственность за своих учеников оказались намного сильнее бандитского беспредела.( приложение)

Отдавая дань уважения учителям, хочется создать книгу благодарения и памяти, книгу любви учеников к учителям. Я знаю, что любимых учителей было бы  много. Хочу рассказать о скромной, всеми любимой  учительнице Невзоровой  Марии Гавриловне.  Я с ней работала долгие годы. Начала трудовую деятельность  она 29 августа 1947 года. Назначена учительницей Утинской начальной школы. 1 февраля 1948 года переведена заведующей и учительницей Утинской нач. шк. 1 августа 1949 года переведена учительницей и заведующей Маршановской нач. шк. 1 сентября 1986 года уволена в связи с выходом на пенсию. Несколько строчек..А за ними вся жизнь. « Учитель – это судьба» - это сказано про нее. Воспитала своих семерых детей и огромное количество учеников, учителей. К ней шли за знаниями, советом, поддержкой. Всегда и для всех она находила доброе слово. Была примером. Мария Гавриловна достойно пронесла через всю свою нелегкую жизнь имя « УЧИТЕЛЬ». Мария Гавриловна в мирное время была награждена многими орденами и медалями за свой труд. ( приложение)

 Она часто рекламировала стихи Р. Рождественского:

«…Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить земля,-

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя!»

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует то, несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя.

 Сколько прекрасных строк посвящено этим героическим людям, имя которым  «УЧИТЕЛЬ». (звучит песня « Журавли)

И  снова в позолоте тополя,
А школа - как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.

На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые.
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.

Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: "Это мой учитель."

Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель...
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан - учитель!

          Школьная жизнь… Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный        праздник, для кого-то – тоскливое присутствие. Один видит ее как место для сотрудничества, другой, как казарму. Время в школе - время познаний и споров, поиска истины и себя, время побед и неудач, время трудностей и переживаний, время жизни… Жизни порой весёлой, а порой печальной, сложной или беззаботной.

Школа для меня – это второй дом, где я живу, провожу большую часть своего времени, это мир, в котором я живу, мои любимые ученики и их родители. Я всегда буду с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа  стала для меня  миром открытий и откровений, жизненной радости , миром спокойствия, гармонии . Школа помогает мне жить.

Источники:

- « Общие основы педагогики» М. А. Ерофеева

- Краткий справочник по курсу « История образования и педагогической мысли» В. Лещинский

- Семейный архив Невзоровых

-  Сборник стихов об учителях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле»

Сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя....

Классный час "Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле"

Классный час для учащихся начальной школы, посвященный Дню Учителя....

Классный час на тему Профессия врач – самая важная профессия в мире!

Классный час  на тему: Профессия врач – самая важная профессия в мире!...

Классный час " Учитель- это профессия или призвание?"

Труд учителя в разные времена остается неизменным - служить детям....

Классный час "Учитель – профессия на все времена"

Цели классного часа:1.    Познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»;2.    Воспитывать уважительное отношение к учителям;3.    ...