Классный час для 3 класса "Давай поговорим о дружбе!"
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: Давай поговорим о дружбе!
Дата проведения: 03.02.2017год
Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.
Задачи:
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
- исследовать самооценку учащихся;
- познакомить учащихся с правилами дружбы;
- воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Оборудование: бланк для диагностики самооценки, памятка “Правила дружбы”, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, иголка с ниткой (для педагога).
Ход мероприятия
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например, французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?
Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”.
- А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении”. На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
- Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание. Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
- По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. Где проявляются эти качества? (В поступках).
Исследование самооценки.
- Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга.
Каждому учащемуся раздается бланк. Приложение 1
- На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.
- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.
Игра “Пусть встанут те, кто….”
Учитель называет, а дети должны встать. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п.”
- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?
Сказка о дружбе и её потере.
Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.
- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.
- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
“Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.
И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.
Учитель:Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)
Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:
“Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.
“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.
Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.
На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.
Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:
- Одно только уничтожит их дружбу ...
Учитель: Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?
В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
“Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.
Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
Учитель: О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).
- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).
- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?
- Хотите ли вы быть самыми дружными в школе? Для этого давайте вместе составим правила дружбы, напечатаем их на специальном бланке и повесим на видное место, чтобы никто не забывал.
Дети составляют правила дружбы.Учитель показывает распечатанную заранее памятку “Правила дружбы” и обобщает сказанное. Приложение 2
- Эти правила закреплены печатью и их необходимо выполнять.
Моделирование ситуации.
На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.
- Если бы я обидел своего друга, то я…
- Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
- Если бы мой друг обидел меня, то я…
- Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
- Если бы мой друг получил двойку, то я…
- Если бы у меня были конфеты, то я…
- Если бы у меня была интересная игра, то я…
- Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
- Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
- Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
- Если мой друг не умеет решать задачи, то я…
На экране фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” - “Ловись рыбка”.
- Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?
Практическое задание “Дружные ладошки”.
- Ребята, возьмите альбомный лист, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Раскрасьте ладошку. У меня есть иголка с ниткой. Когда все ладошки будут готовы, я соберу их на нитку и завяжу крепко-крепко, чтобы такой же крепкой была и ваша дружба.
(Во время выполнения задания звучит песня “Про дружбу” из мультфильма “Маша и Медведь”)
Подведение итога.
- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. В заключение нашего занятия предлагаю вам станцевать вместе. (Танцуют под песню “Дружба” Барбарики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Поговорим о дружбе"
Данный классный час предназначен для учащихся 3-4 классов, направлен на сплочение классного коллектива....
Классный час на тему «Поговорим о дружбе"
Данный материал может быть использован для проведения классного часа для учащихся 2-3-х классов...
Классный час с презентацией "Поговорим о дружбе" для 3 класса
Методическая разработка классного часа с презентацией "Поговорим о дружбе" для 3 класса. В игровой занимательной форме дети знакомятся с понятиями "друг", "дружба", определяют качества друга, законы д...
Презентация к классному часу на тему:"Поговорим о дружбе"
Классный час для 2 класса...
классный час по теме: Поговорим о дружбе"
Данное мероприятие предназначено для работы в 3 классе....
Конспект классного часа на тему: "Поговорим о дружбе" для 1 класса
В данной публикации представлен план-конспект классного часа на тему: "Поговорим о дружбе". Работа носит учебно-методический характер и является рекомендацией в качестве примера для самостоя...
Классный час на тему "Поговорим о дружбе"
Классный час учит доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости,печали...