Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Апресян Зоя Асцатуровна

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_analiz_uroka_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos_noo_1.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Цель посещения:  

Дата:

Класс, учитель:  

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока[1]

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Выводы и рекомендации:

Приложение 1

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок  первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых

предметных ЗУНов,

Воспроизведение своими

словами правил, понятий,

алгоритмов, выполнение

действий по образцу,

алгоритму

 Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцоввыполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Приложение 2

Дидактические задачи урока

Основные дидактические (обучающие) задачи урока

Содержание наблюдения

Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей

Усвоение = понимание + запоминание

Правильное воспроизведение

1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам.

2.Формы организации учебной деятельности

3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.

Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач

Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.

2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников

Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)

Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач

1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации

2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)

3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)

Формирование УУД в условиях решения практических задач

Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач

Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира

Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД

1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.)

2.Методы повторения (обобщение, систематизация)

Контроль за степенью усвоения ЗУНов

Результаты вы выполнения контрольных работ

Приложение 3

Организационные формы обучения

Формы обучения

Приемы обучения

Содержание наблюдения

Фронтальная форма обучения

Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Индивидуальная форма обучения

Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад)

Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации

Коллективная форма организации обучения

Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок

Приложение 4

Основные этапы урока

Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности


Приложение 5

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); 

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

№2

СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКОВ В СИСТЕМЕ РО

на основе типологии уроков в рамках формирования УУД

(рабочий вариант)

                               1 ТИП УРОКА - УРОК ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она

выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной

ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

- использование известных знаний, способов работы детей;

- формы организации учебной работы учащихся;

- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

- позиция учителя и его роль на данном этапе;

- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для

создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у

детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в

любой форме: графической, знаковой, словесной).

     4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как

на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументированно

говорить,  ставить  вопросы  на  понимание,  выдвигать гипотезы с указанием

аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной

деятельности  поставленным  целям  урока?  Какой уровень владения методикой

организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя? Были ли

созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

                   2 ТИП УРОКА - УРОК МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛИ

     1. Каким образом учитель создает ситуацию, при которой дети  принимают

учебное действие - моделирование  (преобразование модели) и используют  его

как инструмент для решения ранее поставленной УЗ?

     2.  Какие  виды  моделей  используются  на  данном  уроке (однотипные,

разнотипные)? Кто это действие задает (в зависимости от уровня класса,  его

возраста)? Обоснованность выбора как моделей, так и их исполнителей.

     3.  Каким   образом  используется   этап  моделирования   для  решения

поставленной   УЗ?   Какие   формы   организации   учебного  сотрудничества

использовал учитель на данном этапе? Их необходимость и целесообразность?

     4.  Каков  уровень  понимания  детьми  построенных  моделей   (уровень

абстрагирования)? Помогают ли они (модели) достижению поставленных целей?

     5. Как связан процесс  моделирования с другими учебными  действиями на

уроке? (Переход от одного вида модели к другой).

                     3 ТИП УРОКА - УРОК РЕШЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

                                      ОТКРЫТОГО СПОСОБА (ПОНЯТИЯ)

     1.  Каким   образом  учитель   контролирует  осознанность   выполнения

домашней работы учащимися?

     2. Какими средствами учитель  вводит ребенка в ситуацию  использования

открытого способа (понятия) в решении частных задач?

     3. Все ли дети овладели этим способом и в какой мере?

     4. Какие  формы использовал  учитель для  организации решения  частных

задач?   Как  организовано,  на   каком  уровне  на  уроке   взаимодействие

ученик-ученик,  ученик-учитель,  ученик-группа?  Позиция  и роль учителя на

уроке такого типа?

     5. Уровень  задач, их  "интересность" с  точки зрения  математического

или лингвистического  материала? Использование  "ловушек" для  объективации

открытого способа (понятия)?

                                                4 ТИП УРОКА - УРОК КОНТРОЛЯ

     1. Обоснованность  выбора способа  контроля и  его целесообразность на

данном этапе обучения детей.

     2.   Степень   автоматизированности    контроля   (его    протекание).

Представляет ли он собой  самостоятельное развернутое действие или  включен

в процесс выполнения других действий.

     3. Уровень организованности детей на выполнение действия контроля.

     4.  Каков   уровень  направленности   контроля  (ЧТО   контролируется?

Контролируется процесс выполнения действий или лишь их результат?)

     5.  Каковы  критерии,  на  которых строится контроль (материализованно

или идеально представлена схема- образец)?

     6. Время осуществления контроля  (после действия, в процессе  действия

или до его начала).

     7. Отбор предметного содержания для проведения действия контроля.

     8.  Понимают  ли  дети  значимость  данного  этапа  работы для решения

главной задачи обучения?

                                                  5 ТИП УРОКА - УРОК ОЦЕНКИ

     1. Какую структуру  урока определил учитель  для себя для  оптимальной

работы над действием оценки у учащихся? Ее обоснованность.

     2. Испытывают учащиеся  или не испытывают  потребность в оценке  своих

действий?

     3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или  прибегают

к оценке учителя? Определяется уровень (этап) этого состояния.

     4. При  действии оценки  на уроке  учитывается содержание выполненного

действия детьми или случайные признаки?

     5.  Каков  уровень  возможностей  детей  на  данном  этапе обучения по

оценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи?

     6.  Прослеживается  ли  в  уроке  цикличность  в действии оценки (т.е.

оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет  им

адекватно определить свои возможности в ее решении и в соответствии с  этим

в  дальнейшем  спланировать  свою  деятельность  или  производится   только

итоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)?

     7. Какой арсенал средств и форм использует учитель для освоения  этого

действия с детьми?

       Данная типология и схема анализа не являются истиной в последней

  инстанции, а могут служить рабочим материалом для обсуждения и глубокой

      проработки этой тематики. Приглашаем принять участие в обсуждении

   предложенной проблемы на страницах нашего журнала. Ждем ваших писем...

               ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА В СИСТЕМЕ

                        РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

     При  осуществлении  любой  деятельности   (в  том  числе  и   учебной)

исполнитель (в нашем случае учитель) должен:

-  осознать  цель  своей  деятельности,  ее  задачи  и  сориентироваться  в

условиях ее протекания;

- выработать план действий в соответствии с результатами ориентировки;

- реализовать намеченное;

- осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом.

     (Последние  два  этапа  могут  совмещаться:  учитель контролирует свои

действия не  только после  их выполнения,  но и  по ходу  и по  возможности

может вносить коррективы).

                              1 ЭТАП - ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ И ОРИЕНТИРОВКА

                                       В УСЛОВИЯХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Это  процесс  многоплановый,  многокомпонентный,  и  именно здесь, как

правило, не все продумывается учителем.

     1)  Ориентировка  в  предметном  содержании  урока   (лингвистическом,

математическом и другом материале).

-  Что  именно  предстоит  изучать?  Зачем?  Какова  роль этого материала в

предмете?

- Что я сам(а) об этом материале знаю?

- С  какими другими  математическими, лингвистическими  или иными понятиями

связано изучаемое:  с какими  стоит в  одном ряду,  на какие опирается, для

каких служит  базой? Почему  это понятие  вводится именно  в данный  момент

обучения?

     2) Ориентировка в конкретных условиях обучения.

- Что  учащиеся об  этом понятии  знают, что  узнают в  будущем? Что должны

узнать, отработать на данном уроке, и какой степени, до какого уровня?

- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

- На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?

- Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

-  Какие  конкретные  трудности  должны  быть  преодолены? Каковы возможные

ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

     3) Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.

-  Какие  способы  организации   учебной  работы,  виды  заданий,   средств

обучения, отвечающие замыслу, я знаю как учитель?

-  Какой  материал  предлагает  учебник?  Какова  цель  каждого из заданий,

логика их расположения?

-  Как,  по  каким  критериям  оценить,  освоили ли ученики понятие, способ

действия?

     Результат данного этапа для учителя:

- уяснение темы урока и его места в ряду других;

-   актуализация    собственных   лингвистических    или    математических,

методических знаний в рамках темы;

- примерное определение  основной направленности работы  (главных акцентов)

и возможных содержательных границ.

                         2 ЭТАП - СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА (МОДЕЛИ) БУДУЩЕГО УРОКА

     1. Какова  цель урока,  т.е. каким  должен быть  "конечный" результат?

(Какое понятие ввести, какие  его признаки помогут учащимся  данное понятие

принять, осознать, открыть, какие действия они должны освоить?

     2.  Как  прийти   к  достижению  цели   урока,  через  решение   каких

промежуточных задач?

     3.  Какие  дополнительные  задачи  обучения  из других областей знаний

языка или математики следует реализовать на этом уроке? Почему?

     4. Как организовать урок:

     а) как поставить перед детьми  учебную задачу (УЗ), чтобы включить  их

в активную деятельность по принятию задачи:

- что нужно  сделать, чтобы учащиеся  обнаружили, что какого-то  знания или

умения им недостает;

- как  сделать, чтобы  это знание  или умение  оказалось им "нужным", чтобы

возникло желание узнать, научиться, преодолеть "барьер"?

     б) как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (Можно  ли

организовать урок  так, чтобы  дети сами  "открыли" нужный  признак, закон,

способ  действия.  Если  да,  то  как  этого  добиться;  если  нет,  то как

поступить:  отослать  детей  к  учебнику,  сообщить  все в готовом виде или

организовать совместный поиск окончательного ответа и т.п.);

     в)  как  добиться  освоения  детьми  необходимых  действий  и  в целом

осознанного овладения материалом?

     Таким образом, на этапе  планирования учитель должен решить  следующие

три задачи:

-   поставить    основную    цель,   промежуточные    задачи    и    задать

последовательность их решения;

- определить основные виды деятельности детей на каждом этапе урока;

- выбрать средства и способы организации деятельности детей.

                    Внимание! Для руководителя!

     Очень важно, чтобы все решения, которые будет принимать учитель,

     были для него достаточно обоснованы - он должен быть в состоянии

 объяснить каждый из пунктов плана урока (в первую очередь, самому себе).

              Это важнейшее условие подготовки к уроку.

                       

ОЦЕНКА ПЛАНА УРОКА

- все ли лингвистически  (математически) грамотно в плане  урока, правильно

ли отражена сущность изучаемого явления;

-  удалось  ли  органично  соединить  обучение  детей  с  развитием  у  них

личностных качеств;

- получился ли урок целостным,  завершенным, ясна ли логика движения  мысли

ученика, логика его действий;

-  удалось  ли  учителю  отвести  себе  в  уроке  роль  человека,   активно

участвующего  в  коллективном  познавательном  процессе, интересно ли будет

ученикам на уроке.

     Такой  анализ  (оценка)  составленного  плана  -  необходимый  элемент

самоконтроля,  который  должен  присутствовать  на  всех  этапах работы над

уроком.

                          3 ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ НАМЕЧЕННОГО ПЛАНА

                                                         (ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА)

     Здесь от учителя требуется ряд умений:

- умение организовать деятельность учащихся  на каждом из этапов урока  (от

постановки УЗ до  получения задуманного результата):  грамотно пользоваться

способами обучения, избранными для достижения целей;

- умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

-  умение  контролировать  ход  работы,  т.е.  сопоставлять  замысел  с его

реализацией  и   при  необходимости   по  ходу   урока  вносить   возможные

коррективы.

                             4 ЭТАП - РЕФЛЕКСИЯ (ИТОГОВАЯ САМООЦЕНКА) УРОКА

     Этап включает:

- решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;

-  анализ  конкретных  результатов  обучения,  выявление  достижений, удач,

недостатков, просчетов;

- внесение  необходимых уточнений,  изменений в  план дальнейшей  работы по

№3

                                     Анализ урока

                    (Перспективная начальная школа)

1. Постановка цели   (дидактической задачи) урока

  • Наличие постановки цели (ДЗ)
  • Кем, когда сформулирована цель (ДЗ)
  • Соответствие цели (ДЗ) этапу обучения
  • Соответствие цели индивидуальному развитию школьников
  • Соответствие цели (ДЗ) и отобранного содержания
  • Результативность достижения цели (решения ДЗ)

2. Методы, приёмы, формы обучения

  • Какие методы, приёмы, формы использованы учителем
  • Адекватность  выбранных методов, приёмов, форм цели (ДЗ) урока
  • Соответствие  УМК

3. Самостоятельная работа школьников (как форма организации учебной деятельности)

  • Уровень самостоятельности школьников при достижении цели (решении ДЗ) урока
  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, творческий)

4. Практическая направленность урока

  • Использование опыта ребёнка
  • Использование заданий, упражнений, учебных задач, ориентированных на практическое применение знаний в жизни
  • Актуализация событий, значимых для края, страны, мира (при необходимости) 

5. Формирование и развитие УУД

  • Обеспечение условий для формирования и развития

                        - личностных УУД

                        - регулятивных УУД

                        - познавательных УУД

                        - коммуникативных УУД

6. Рефлексия урока

  • Достигнута ли цель урока (ДЗ)
  • Организована ли рефлексия урока
  • На какой результат направлена оценка (личностный, метапредметный, предметный)
  •  На что направлена рефлексия – на результат или на процесс

№4 Схема  анализа урока в рамках деятельностного подхода

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

- использование известных знаний, способов работы детей;

- формы организации учебной работы учащихся;

- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

- позиция учителя и его роль на данном этапе;

- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?

        Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

     4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной деятельности  поставленным  целям  урока?  

        Какой уровень владения методикой организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя?

        Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Критерии и показатели оценки деятельности  учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

                                       1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную  цель урока

(формирование  системы  ценностей по данному предмету)

1-2

низкий

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

3-4

средний

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам

5-6

Выше  среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий )

7-8

Хороший

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

9-10

Высокий

                                         2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания.

1-2

Низкий

В течение всего урока  применяет формы, методы,  приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность  учащихся  

3-4

Средний

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

5-6

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

7-8

Хороший

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

9-10

Высокий

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

1-2

Низкий

Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей  целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран  с учетом работы с мотивацией

3-4

Средний

 

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно

5-6

Выше

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

7-8

Хороший

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата

9-10

Высокий

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Работает с классом  фронтально на всех этапах урока

1-2

Низкий

Использует парную или  групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

3-4

Средний

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

5-6

Выше

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

7-8

Хороший

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний

9-10

Высокий

                                      5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения

1-2

Низкий

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

3-4

Средний

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

5-6

Выше

среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

7-8

Хороший

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления

9-10

Высокий

                                                 6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся,  комментируя  оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

1-3

Низкий

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

3-4

Средний

Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать

5-6

Выше

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)

7-8

Хороший

Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета.

Домашнее  задание носит дифференцированный  хар-р  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке

9-10

Высокий


[1] Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО  основывается на источник: Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкн...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Выступление на семинаре МО. Типы и виды анализа урока....

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

АНАЛИЗ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Таблица "Структура анализа урока"....

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НООЦель посещения: Дата:Класс, учитель: Количество учащихся в классе:Присутствовали на уроке: Тема урока:Тип урока:Дидактическая за...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подхо...