Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Сорокина Надежда Александровна

Представленный материал проведения игры-викторины «Что? Где? Когда?» можно использовать как внеклассное  занятие для учащихся 3-4 классов начальной школы.

Цели этого внеклассного занятия:

        1. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь,    познавательные интересы.

          2. Содействовать воспитанию духа командного соперничества, взаимоуважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

      Цели: 1. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь,    познавательные интересы.

                   2. Содействовать воспитанию духа командного соперничества, взаимоуважения.

Оборудование и наглядные пособия:

               Конверты с заданиями, диск со стрелкой, табло, железный треугольник с   палочкой, секундомер, призы.

Ход викторины:

  1. Организационный момент

       - Сегодня мы с вами проведем викторину «Что? Где? Когда?». Вам знакома эта игра? Викторина состоит из вопросов-заданий, отсюда и название «Что? Где? Когда?»

 

II.     Ознакомление с правилами игры

          Правила игры:

  1. Играющие отвечают на тот вопрос, напротив которого останавливается стрелка. Вопросы находятся в конвертах. Каждый конверт имеет свой номер.
  2. На обсуждение дается 1 минута. Начало и конец обсуждения объявляется ударом по треугольнику.
  3. На некоторых конвертах имеется памятка «Блиц». Это означает, что в конверте находятся три небольших вопроса. На каждый вопрос отводится 20 секунд обсуждения. Если хотя бы на один вопрос не будет ответа, то вопрос снимается с обсуждения. Команда получает 0 баллов.
  4. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Победителем окажется та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
  5. Команда, не ответившая на вопрос, получает 0 баллов.
  6. Команда может сэкономить минуту обсуждения, если даст правильный ответ сразу же после объявления вопроса. Эту минуту команда может использовать для более трудного задания.
  7. Обязанности капитана: следить за ходом обсуждения, самому принимать активное участие в обсуждении, следить за дисциплиной.
  8. Ответ на вопрос команда дает только после обсуждения его всеми членами команды, чтобы ответ был единым. Отвечать должен только один член команды.
  9. Если болельщики будут кричать, нарушать дисциплину, то жюри наказывает команду, снимая 1 балл.
  10.  Если команда, сидевшая за столиком со стрелкой, не ответит на вопрос, то ее место занимает следующая команда, которая дает правильный ответ на вопрос.
  11.  Игру судят жюри. На доске вывешено табло, по которому вы сможете узнавать в течение игры, каков счет.
  12.        
  1. Представление жюри, жеребьевка команд.

Познакомьтесь с членами жюри:

  1.  …
  2.  …

- Для того, чтобы начать игру, проведем жеребьевку. Выясним, кто первым займет место за столиком (заранее подготовлены листочки с номерами №1, №2, №3).

- Прошу капитанов команд подойти ко мне. Если капитан вытянет №1, то его команда будет выступать первой.

Жеребьевка

- Прошу команду №1 занять свое место за игровым столом.

IV.      Выполнение заданий, ответы на вопросы

- Итак, игра начинается. Предоставляется капитану право запустить стрелку.

Стрелка останавливается. Объясняется номер задания. Текст задания остается у команды. Читается вопрос 1 раз. После объявления вопроса включается секундомер. Один из членов жюри ударяет по треугольнику. Команда приступает к обсуждению, через минуту – удар по треугольнику. Один из членов команды говорит версию. Затем сообщается правильный ответ. Жюри объявляет результат и вывешивает табло. Если стрелка остановилась у музыкального ключа, то объявляется музыкальная пауза.

Игра длится 30 минут.

ВОПРОСЫ – ЗАДАНИЯ:

  1. Ниже приведены отрывки из знакомых вам стихотворений, но только 2 последние строчки четверостиший вы должны вспомнить и дописать:

    Унылая пора! Очей очарование!

    Приятна мне твоя прощальная краса

    …

                                             А. Пушкин

    Лес, точно терем расписной

   Лиловый, золотой, багряный

   …

                                           И. Бунин

   Однажды в студеную зимнюю пору,

   Я из лесу вышел, был сильный мороз,

   …

                                          Н. Некрасов

  1. Росли 4 березы, на каждой березе по 4 большие ветки, на каждой большей ветке по 4 маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?

(Ни одного, на березах яблоки не растут)

  1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

(Через 72 часа, т.е. через трое суток будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

  1. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ними 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15см.

Вопрос: Через какое время покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?

(Вода никогда не покроет третьи ступеньки, т.к. с водой поднимется и корабль, и лестница)

  1. «БЛИЦ»

Отгадайте загадки:

  1. Новая посудина, а вся в дырах. (Решето)
  2. Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой. (Тень)
  3. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

  1. «БЛИЦ»

Отгадайте загадки:

  1. Полон хлевец белых овец. (Зубы)
  2. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  3. Какой колокольчик не звенит. (Полевой цветок)

  1. Почему многие растения имеют длинные корни и тонкие листья?

(Длинные корни добывают влагу из глубоких недр земли, а тонкие листья способствуют экономному расходованию воды) 

  1. «Блиц»
  1. Какие звери летают? (Лет. мышь, белки – летяги)
  2. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Лет. мышь)
  3. Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (Майский)

  1. Почему летом мы носим преимущественно светлую одежду, а не темную?

(Белый цвет отражает лучи солнца и поэтому светлая одежда мало нагревается солнцем, а черный цвет наоборот поглощает лучи солнца, сильно нагревается им).

  1.                    Неизвестно как случилось

                   Только буква заблудилась

                   Заскочила в чей-то дом

                   И хозяйничает в нем:

                   Но едва туда вошла буква-озорница

                   Очень странные дела начали твориться.

  Назовите нужное слово с «заблудившейся» буквой. Замените   словом,   подходящим по значению и по рифме:

Образец: На виду у детворы

                Крысу красят маляры.

 Нужно прочитать правильно:

                На виду у детворы

                Крышу красят маляры.

  1. Посмотрите-ка, ребятки!

Раки выросли на грядке. (Маки)

  1. Жучка будку не доела

Неохота. Надоело. (Булка)

  1. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (Лес)

  1. Мишка дров не напилил

Печку кепками топил. (Щепками)

  1. Синеет море перед нами

Летают майки над волнами. (Чайки)

  1. Говорит один рыбак

В речке выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (Сом)

  1.  «БЛИЦ»
  1. Какая обезьяна самая большая? (Горилла)
  2. Почему весной не бьют пушных зверей.

(Весной звери линяют, у них появляются детеныши)

  1. Какая рыба названа именем человека? (Карп)

  1.  1) Что легче: пуд железа или пуд сена? (Весят одинаково)

 2) Что случилось 31 февраля?

 (Ничего, потому что 31 февраля нет)

  1.  1) Почему человек назад оглядывается?

(Потому что у человека на затылке нет глаз)

2) Какой самый короткий месяц в году?

(Май, всего три буквы)

  1.  Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее?

(Облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остывать земле, потому что при безоблачном небе морозы бывают сильнее)

  1.  Старинная задача:

Мельник пришел на мельницу. В каждом из 4-х углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе 3-х котят. Спрашивается, сколько было ног на мельнице?

(2 ноги у мельника, а у коши – лапы)

  1.  Старинная задача:

Что такое: 2 головы, 2 руки, 6 ног, а в ходьбе только 4?

(Всадник на коне)

  1.  1) Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

Жирным. Жир греет и питает спящего медведя)

2) Что значит выражение «волка ноги кормят»?

(Волк догоняет добычу бегом, а не стережет ее)

   

  1.      Подведение итогов

Во время подведения итогов – игра.

                -  Из данного слова составьте как можно больше других слов (им. сущ. в им. падеже). Одни и те же буквы в этом слове не должны повторяться.

Например, ИГРОТЕКА – игра, река, катер, рот, крот, тир, тигр, кора, ток, грек, гектар и др.

Побеждает та команда, у которой больше слов.

Каждой команде дается слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ.

 

  1.        Награждение

Жюри объявляет результаты викторины, вручаются призы.  

 

   

   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?"

Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?" Разработала учитель начальных классов МОУ "СОШ № 34" города Саратова Ежова Наталья Александровна....

Игра-викторина "Устное народное творчество"

Игра-викторина по Устному народному творчеству направлена на формирование представлений о русских народных обычаях, истории и культуре русского народа. В этой викторине вопросы собраны по разделам: за...

Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"

Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...

Игра- викторина "Лучший пешеход"

"Лучший пешеход" для 4 класса...

Игра-викторина Своя игра

Игра по математике. Правила командной игры-викторины «Своя игра» похожи на правила телевизионной версии, но в более простом варианте. Игра состоит из 1 раунда, где даны математические задания на решен...

Игра-викторина по литературному чтению для 4 класса "Своя игра"

Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению знаний по пройденному разделу «Летописи, былины, сказания, жития».Задачи:-Формировать представление о героическом прош...

Игра-викторина "Хочу играть" для учащихся ДШИ по ДООП "Основы изобразительного искусства"

Игра- викторина содежит тесты промежуточной аттестации для учащихся 1 класса ДШИ...