Игра-викторина по литературному чтению для 4 класса "Своя игра"
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Выговская Анна Васильевна

Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению знаний по пройденному разделу «Летописи, былины, сказания, жития».

Задачи:

-Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;

-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле

-Учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

- развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Учебные материалы: карточки с заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra.rar2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению знаний по пройденному разделу «Летописи, былины, сказания, жития».

Задачи: 

-Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;

-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле

-Учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

- развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Учебные материалы: карточки с заданиями.

Ход игры

- Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивать ответ.

Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.

Проведение игры.

 Вопросы:

 1. Машина времени.

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?(В 11 веке.)

 20 Одним из первых русских летописцев был … (монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одаренный человек)

 30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли?

(В 1224 г.)

 40 Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. (В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)

 50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

 2. Богатыри.

 10 Прямо ехать убитому быть!

 Влево ехать – женатому быть!

 Вправо ехать – богатому быть!

 Всё судьбой сие предписано!

 Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки»)

 20 «Богатыри», «Витязь на распутье» Кто автор этих картин и кто на них изображён? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.)

 30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)

 40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (Объединил большинство племен, основал Древнерусское государство.)

 50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем отличаются?

 3.Живая картинка.

 10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

 20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил Русь? (Сергий Радонежский.)

 40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднимается сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей взятых в плен, и сказал …. Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»)

 50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благославил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов богатырей – Пересвета и Ослаблю.)

 4. Колесо истории.

 10 Объясните, что такое былина?

 (Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)

 20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

 30 Ту дороженьку расчистил я

 Богатырь …… .

 Вырыл клад, да без клада назад

 Воротился и опять небогат!

 А судьбу я за гриву ловлю,

 Норовистую объезживаю,

 И судьбина для меня – за коня!»

 Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне.)

 40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

 50 Стоял такой великий стон,

 Шёл бой с такою кровью,

 Что был в багрец окрашен Дон

 До самого низовья.

 А князя Дмитрия ….

 С тех пор прозвал народ,

 И слава добрая за ним

 До наших пор живёт.

 Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

 5. Памятники культуры.

 10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)

 20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

 30 Ими покрывались стены храма. Так назывались изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь? (Стены храма покрывались фресками.)

 40 Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

 50 Назовите автора иконы «Троица». (Её создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв.)

 На доску прикрепляется карточка со значком ☺. Это подарок участникам игры. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.

- Ребята, вы знаете, что раньше богатырям желали вернуться с поля боя со щитом, а не на щите. Что это значит?

- У вас на партах рисунок щита. Зелёным, если у вас все получилось легко.

Желтым, если были затруднения

Красным, если было трудно.

- Ну вот и закончилась наша игра. Вы ответили на все вопросы. Показали свои знания. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения в форме игры "Литературное лото"

Игра проводится на уроке литературного чтения (урок закрепления и систематизации знаний).•Класс делится на команды (по 2-3 человека)•Учитель заранее готовит игровое поле и фишки (для каждой кома...

Литературное чтение Тема урока: «Играть - это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник») 1 класс

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема урока: "Играть - это увлекательно! (рассказ Е, Чарушина "Никита - охотник"УМК "Школа 2100"...

Урок литературного чтения Д.Хармс «Игра»

Урок литературного чтения Д.Хармс «Игра»...

Игра - викторина по литературному чтению «По дорогам сказок»

Проведение внеклассного мероприятия по чтению помогают расширить знания детей о русских народных сказках, учат понимать эмоционально-образное содержание произведения, воспитывают любовь к народному тв...

Игра-викторина по литературному чтению «Знатоки сказок»

В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании  литературных произведений...

Игра – викторина по литературному чтению, 1 класс. Самуил Маршак «Почта»

Первоклассники только начинают знакомство с миром литературы, но сколько трудностей их ждёт впереди. Многие ещё и читать не умеют, а хочется всех заинтересовать, увлечь. Для этого мы организуем различ...