статья
статья на тему

Юдинцева Наталья Сергеевна

В своей статье я рассказываю о работе, которая проводится в нашей школе по социальной адаптации детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей с ОВЗ»

Я работаю с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития).  Классы, в которых учатся такие дети, называются «Особый ребенок». Почти каждый знает людей, которые растят и воспитывают особого ребенка, ребенка со сложностями в развитии. Все мы знаем, как это непросто. Поэтому цель моей работы - это помочь улучшить качество жизни ребенка, помочь им стать более самостоятельными, а самое главное социально адаптироваться в обществе. Свое выступление начну с понятия социальной адаптации.

Социальная адаптация-это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.). Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Работа в нашей школе направлена на то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно, начинается с эпизодической интеграции, затем организуются регулярные контакты детей с ограниченными возможностями здоровья с их более сохранными сверстниками. Это совместные праздники, концерты, участие в различных конкурсах.

Большинство детей в классах являются «неречевыми», с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Исходя из этого, в  своей работе с такими детьми, я обращаю особое внимание на варианты альтернативной (невербальной) коммуникации, способствующей развитию вышеуказанных детей. Такая система включает в себя целый спектр разнообразных средств, помогающих людям выражать свои мысли и эффективно общаться. Одним из действенных методов работы с «неречевыми» детьми является метод пиктограмм. Пиктограмма – схематическое изображение различных предметов и явлений, символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью (в этом случае необходимо сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться); как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; как средство облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (формирования элементарных представлений и понятий); как подготовительный этап в освоении письма и чтения детьми с проблемами в развитии. В качестве пиктограмм чаще использую черно-белые изображения, заменяющие слова. Изображения прикрепляются к соответствующим объектам. Педагог в ситуативно-деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенком. Пиктограммы ребенок может использовать не только в школе, но и в повседневной жизни. Главное, чтобы такая работа проводилась систематически, а не от случая к случаю.

 Также помощь в социальной адаптации детей нам оказывает служба сопровождения, в которую входят: дефектологи, психологи, логопеды. Работая в тесной связи с учителем, они разрабатывают рекомендации по вопросам организации сопровождения и взаимодействия с ребенком, а также помогают корректировать поведение особых детей.

Логопеды нашей школы уже не первый год используют  в своей работе канистерапию. Канистерапия-это метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапия способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Общение с собакой помогает детям с особыми потребностями поднять самооценку, стабилизировать эмоциональное состояние, почувствовать себя не таким одиноким, как раньше. Тесный контакт с теплой шерстью пса помогает убрать высокий мышечный тонус. Поглаживая и угощая собаку, ребенок учится общаться, снимает эмоциональное напряжение.

Дефектологи и психологи широко используют арт-терапию. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии (терапевтической сессии).  Индивидуальную программу арт-терапевтической сессии специалист подбирает, учитывая индивидуальные особенности и задачи дальнейшего развития ребенка.

Также очень много мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей с ТМНР проходит в рамках  родительского клуба, который работает в нашей школе. На встречах в теплой дружеской обстановке родители делятся проблемами и вместе находят пути их решения. Такие встречи не только учат лучше понимать своего ребенка, его потребности и желания, но и также при всем этом чувствовать себя комфортно: не ущемляются желания и потребности родителей. Также в рамках родительского клуба проходят семейные праздники, направленные на сплочение и поддержку семьи, в которой воспитывается особый ребенок. Много мероприятий проходит и вне школы: вместе с детьми и их родителями, мы посещаем театры, мастер-классы, встречи на природе, что играет огромную роль в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...