Рассказ о горячем и холодном сердце.
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Урок по внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» В.А.Синицына
Цель: формировать у учащихся представления о сердце с точки зрения нравственности.
На уроке использован метод "Толстых и тонких вопросов".Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_seminar.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ НШДС №13 |
Рассказ о горячем и холодном сердце. |
урок по курсу «Мастерская выразительного чтения» В.А.Синицына |
Брезина Н.Н учитель первой квалификационной категории |
Цель: формировать у учащихся представления о сердце с точки зрения нравственности.
Задачи:
Предметные:
- расширить значение понятия «сердце» через рассказ, народную мудрость и высказывания великих людей.
- формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям через размышление над понятиями «добро», «сердечность», «добромыслие».
- способствовать развитию связной речи, мышления, умения делать выводы, выделять главное, анализировать и обобщать;
- помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость изучаемого материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение строить речевое высказывание в устной форме, искать и выделять необходимую информацию; под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, выражать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению собеседника; развивать навыки партнерского взаимодействия, умения работать в группе; использовать в общении правила вежливости; владеть монологической и диалогической формой речи; участвовать в диалоге;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, осуществлять контроль и самоконтроль по результату и способу действия, проговаривать последовательность действий на занятии; работать по составленному плану; учить понимать цель и смысл выполняемых заданий;
Личностные:
- формировать нравственные качества: доброжелательность, сердечность, благородство, щедрость души;
- развивать желание у детей делать добрые поступки и искоренять в себе негативные качества;
- развивать эмоционально-ценностную сферу учащихся;
- воспитывать доброе отношение к людям через народную мудрость, способствовать пониманию детьми своего внутреннего мира.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Методы обучения: проблемный, эвристическая беседа, совместный поиск.
Технологии:
-проблемно-диалогическая технология;
-технология личностно-ориентированного обучения;
-информационно-компьютерная технология.
Оборудование занятия:
Демонстрационное:
ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint.
Для парной работы:
Макет сердца, карточки для парной работы, таблица вопросов, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Инсценировка притчи учащимися.
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель: Как известно, притча – это кладезь мудрости. Она дает ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Что такое добро и зло? Правда и ложь? Любовь и ненависть? Кто такой человек? Каково его место в мире? В чем смысл его жизни?
2. Сообщение темы
- Сегодня у нас необычное занятие, сегодня у нас занятие добромыслия. Вслушайтесь в это слово. Кто услышал в этом слове другие слова, из которых состоит слово «добромыслие»? (Добро, мысли).
- Верно. Кто сумеет объяснить, что значит «добромыслие»? (добрые, светлые, благие мысли)
- Мудро сказано, что каждая чистая светлая мысль есть зарождение Добра, которая способствует преображению мира.
Тема нашего занятия: Доброта ……….. лучше щедрости.
Монгольская
«Счастье человека – в его ….»
- Какое слово, по вашему мнению, нужно вставить? (Ответы ребят)
- Да, верно, это слово сердце.
- Итак, тема нашего занятия: «Твоё счастье – в твоем сердце».
3.Постановка проблемных вопросов
- На нашем занятии мы постараемся ответить на следующие вопросы:
- Что такое красота сердца?
- Какие бывают сердца у людей?
- Какие сокровища хранит в себе сердце?
4. Сообщение плана занятия
- У нашего занятия есть план. Давайте посмотрим его:
- Копилка народной мудрости.
- «Тонкие вопросы»
- Одна история.
- Вдумчивое чтение.
- «Очистим сердце».
- «4 угла»
5. Работа с пословицами
- Давайте обратимся к «Копилке народной мудрости.»
Сердце сердцу весть подает. (Русская пословица)
Обогащай ум не в ущерб сердцу. (Русская пословица)
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (Башкирская пословица)
Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца. (Индейская пословица)
Красота сердца дороже красоты лица. (Японская пословица)
- Какие лучшие человеческие качества и чувства живут в сердце? (перечисление)
Учитель: Действительно, мудрость веков в пословицах и поговорках отдаёт сердцу одно из самых важных мест в жизни человека. Такие замечательные человеческие качества, как милосердие, сердечность, человечность связал народ с сердцем. Если задуматься о том, какие широкие полномочия определены сердцу всеми народами и во все времена, то неловко думать о нем как о моторе, перегоняющем кровь.
- Давайте попробуем открыть одну из вечных тайн нашего сердца - его необыкновенную красоту.
- В чем красота сердца? (выслушиваю ответы)
- Всякий ли человек может видеть красоту в окружающем его мире?
6. Сегодня мы познакомимся с «Рассказом о горячем и холодном сердце»
- ПРОГНОЗ ПО НАЗВАНИЮ (прием «Тонкий и толстый вопрос»)Письменная работа.
Что? | ||
Кто? | ||
Когда? | ||
Где? | ||
Как? |
- ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧАЩИМИСЯ
-Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями, выберите из копилки слов свое состояние, настроение.
-Что вас потрясло?
- Был ли момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировал?
-Подчеркните в предложении- названии рассказа ключевое, наиболее важное по смыслу слово. Объясни свой выбор.
6.Вдумчивое чтение. Целостное восприятие рассказа(повторное чтение всего текста)
1. Докажи словами из текста, что у одного путника было горячее сердце, а у другого сердце холодное.
2. С какой интонацией обращается к путнику человек с горячим сердцем? Что больше в его голосе- хвастовства или чувства уверенности, радости?
3. Прочитайте насмешливо все реплики человека с холодным сердцем.
4. Где повстречался путникам старик- отшельник?
5. Докажи словами из текста, что мудрец был беден.
6. Что сказал старик после обеда?
7. Почему старик сказал человеку с горячим сердцем, что он уже давно нашел свое счастье?
8. Подчеркни в рассказе место, в котором автор выразил основную мысль- идею.
9. В чем философский смысл произведения?
- ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОГНОЗУ
Заполнить таблицу после чтения. Что совпало с предварительным прогнозом?
7. Игра «Очистим сердце» (в группах)
Учитель: Какое может быть сердце? (размышление, ответы вслух)
доброе – жестокое
горячее – холодное
чуткое – глухое
бескорыстное – жадное
смелое – трусливое
Вывод: В сердце могут жить как положительные качества, так и отрицательные.
- Посмотрите, что я вам принесла (учитель держит в руке макет сердца из бумаги)
- Это сердце вам нужно очистить, т.е. заменить в нем отрицательные качества на положительные. Например: ненависть – любовь и т.д.
(работа в группах)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(кто-то один в группе читает все записанные положительные качества, называя и его противоположную сторону).
Учитель: Вы сейчас не просто перечисляли положительные качества, живущие в сердце, а вы называли те истинные ценности и сокровища, на которых держится наш мир, а в большем масштабе и весь Космос.
Спасибо Вам за работу!
8. «4 УГЛА»
Попробуем подвести итог урока и определить, о чём всё-таки притча и чему она нас научила. В 4-х углах доски вы видите высказывания. Прочтите их внимательно и сделайте свой выбор: какое из высказываний, на ваш взгляд. Наиболее точно и полно выражает суть рассказа, его главную мысль.
КРАСОТА СЕРДЦА ДОРОЖЕ КРАСОТЫ ЛИЦА.(Японская мудрость)
ОДНИ СЛЕПЫ ГЛАЗАМИ, ДРУГИЕ – СЕРДЦЕМ. (Индийская мудрость)
ТОТ, КТО УКАЗЫВАЕТ НА ТВОИ НЕДОСТАТКИ, НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ВРАГ, ТОТ, КТО ГОВОРИТ О ТВОИХ ДОСТОИНСТВАХ - НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ДРУГ. (Китайская пословица)
СТРАДАНИЕ И БОЛЬ ВСЕГДА ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ШИРОКОГО СОЗНАНИЯ И ГЛУБОКОГО СЕРДЦА. (Достоевский Фёдор Михайлович).
- ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Я не ожидал, что…
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать отзыв о рассказе, подготовить пересказ.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
? | ? |
|
|
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
- После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
- При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
- Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
- Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
- При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Горячее сердце всегда рядом.
Классный час к Дню Защитников Отечества. В сценарий включён материал об именах Героев Росии, Кубани и родной станицы. Все имена внесены в кинигу "Герои нашего времени"....
Всекубанский классный час на тему: "Горячее сердце рядом".
20 февраля 2015 года во всех образовательных учереждениях Краснодарского края пройдёт всекубанский классный час "Горячее сердце рядом" о мужестве героев войны и современных неравнодушных людях....
Презентация к классному часу " Горячее сердце 2014"
Презентация к классному часу " Есть ли герои у нашего времени. Презентация содержит видеофрагменты....
Урок Победы по теме"Горячее сердце"
Данное мероприятие посвящено 72- годовщине Победы под Сталинградом. Урок предназначен для учащихся 1-4 классов и повествует не только о событиях Сталинградской битвы, переломившей ход ВОВ, но и знаком...
Единый Всекубанский классный час «Во все времена горячее сердце рядом» (Урок мужества)
Единый Всекубанский классный час«Во все времена горячее сердце рядом» (Урок мужества) Цель. Историческое и военное–патриотическое воспитание учащихся, формирование их личных качеств и свойств как патр...
Урок мужества. "Фонд социально-культурных инициатив «Горячее сердце».
Знакомство с Фондом социально-культурных инициатив «Горячее сердце», с Международной премией «Золотое сердце». Работа над презентацией «Герои нашего времени»....
Сценарий новогоднего театрализованного праздника по мотивам мультфильма «Холодное сердце»
Цель мероприятия: создать условия игрового взаимодействия между актерами, детьми и родителям. Через включение детей в интерактивное действие подарить детям Праздник. Донести идеи доброты, искренности,...