Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС НОО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 479.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС НОО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
Система оценивания выполняет следующие функции:
- нормативная позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;
- информирующая даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;
- корректирующая способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;
- воспитывающая создаёт условия для воспитания личностных качеств;
- социальная влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;
- диагностическая определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;
- стимулирующая способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
Система оценивания организована так, чтобы с ее помощью можно было:
➢ устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
➢ давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
➢ отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
➢ обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
➢ отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Система оценивания образовательных результатов
Особенности системы оценивания | Объект оценивания | |
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты | личностные результаты | |
Форма | Персонифицированная количественная оценка | Персонифицированная/ неперсонифицированная качественная оценка |
Средства фиксации результатов оценки | Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля | Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога) Характеристики обучающихся |
Способ (поэтапность процедуры) | Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера | Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера |
Условия эффективности системы оценивания | В ОУ они могут быть различными, но систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога |
1. Технология оценивания.
В начальной школе используются три вида оценивания:
стартовая диагностика,
текущее оценивание,
итоговое оценивание.
2.1. Стартовая диагностика
Предметная стартовая диагностика проводится с целью
٧ выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
٧ выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
2.2. Текущее оценивание
Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.
2.2.1 Методы текущего оценивания.
С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания:
наблюдения,
оценивание процесса выполнения,
открытый ответ.
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений).
Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы:
| ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ |
| ||
| Оценка работы в группе |
| ||
| Дата ________________ |
| ||
| Имя, фамилия ___________________________________________ |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
| ∙ чередует говорение и слушание; |
|
|
|
| ∙ задает уместные вопросы; |
|
|
|
| ∙ говорит по теме; |
|
|
|
| ∙ пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе; |
|
|
|
|
|
|
Для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений:
| ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ |
| ||
| Оценка устной презентации |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
| ∙ наглядно передает содержание и структуру сообщения |
|
|
|
| ∙ выбирает доступное содержание |
|
|
|
| ∙ выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения |
|
|
|
| ∙ привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона |
|
|
|
| ∙ использует специальные слова и выражения |
|
|
|
| ∙ использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь |
|
|
|
|
|
|
Для фиксации результатов наблюдений в этом случае наиболее целесообразно пользоваться так называемыми линейками достижений. Линейки достижений позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка. Примеры таких линеек достижений для фиксации оценки результатов наблюдений для некоторых из указанных навыков приведены на слайде.
Формулировка вопросов, постановка проблемы
∙ Задает простые вопросы ∙ Задавая вопрос, использует вопросительные слова | ∙ Задает конкретные вопросы, показывающие область интересов ∙ Пытается формулировать ясные вопросы по теме исследования | ∙ Ставит исследовательские вопросы ∙ Активно участвует в постановке вопросов по теме исследования |
| ||
ДАТА ___________ |
Уровень развития способности
Планирование
∙ Ставит цель исследования с помощью учителя ∙ Следует плану, предложенному учителем ∙ Использует источники информации, рекомендованные учителем | ∙ Ставит цель исследования самостоятельно ∙ В целом представляет, как достичь цели ∙ Пытается обнаружить способы получения информации | ∙ Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели ∙ Планирует исследовательский проект ∙ Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения | |
|
| ||
|
|
| |
ДАТА ___________ |
Уровень развития способности
Сбор и организация данных
∙ В качестве источника информации использует только учебник ∙ Описывает наблюдения с помощью учителя | ∙ Пытается использовать различные источники информации ∙ Описывает наблюдения, используя знакомые способы | ∙ Отбирает нужную информацию из большого ее массива ∙ Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики | |
|
| ||
|
|
| |
ДАТА ___________ |
оценивание процесса выполнения - метод оценивания, который представляет собой целенаправленное оценивание на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности.
открытый ответ представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Обычно этот метод также используется для дифференцированной оценки отдельных аспектов достигаемых образовательных результатов, однако иногда может быть использован и для интегральной оценки.
Вопросы для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что___
Наиболее трудным мне показалось____________________________
Я думаю, это потому, что ____________________________________
Самым интересным было _____________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ____
Я бы хотел попросить своего учителя ______________________________
В «Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отношению к каждому из выделенных ожидаемых результатов рекомендуется уделять преимущественное внимание отдельным группам методов и источников информации для оценивания. Сводные данные о них приводятся соответственно в таблицах.
Рекомендуемые источники информации для оценивания
Источник информации | Частотность |
Работы учащихся | % |
Деятельность учащихся | % |
Статистические данные | % |
Результаты тестирования | % |
Рекомендуемые методы оценивания
Источник информации | Частотность |
Наблюдение | % |
Оценка выполнения | % |
Выбор ответа | % |
Краткий ответ | % |
Открытый ответ | % |
Портфолио | % |
Самоанализ | % |
2.2.2 Инструменты текущего оценивания
Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты:
критериальные описания,
эталоны,
памятки,
линейки достижения.
Рекомендуемые методы и инструменты оценивания
Методы оценивания | Инструменты оценивания | |||
Критериаль-ные описания | Эталоны | Памятки | Линейки достижений | |
Наблюдения | ✓ |
| ✓ | ✓ |
Оценивание процесса выполнения | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ |
Выбор ответа, краткий ответ |
| ✓ |
| ✓ |
Открытый ответ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ |
Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале.
Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы.
Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.
Пример такой памятки:
Памятка по подготовке и выполнению письменной работы 1. 1. Начало работы: Обсудить замысел в малой группе Поделиться идеями 2. Подготовительный этап Проговорить план в малой группе Выбрать тип текста, основную идею и тему Изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание) Подобрать материалы, информацию, идеи Создать банк слов 3. Основной этап Написать черновик Прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки Внести исправления 4. Подготовка окончательной версии Еще раз прочитать в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя, перечитать самому и внести окончательную правку Оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать |
Линейка достижений – наглядные свидетельства достижения какого-либо этапа обучения. Используются, чтобы продемонстрировать индивидуальный прогресс или определить этап, на котором находится ребенок в данный момент времени. Примеры некоторых возможных линеек достижений приводились выше.
Введение ФГОС НОО ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. В связи с этим предлагается внедрить в практику формы формирующего подхода оценки учебных достижений. Что же такое формирующее оценивание? Это когда учеником последовательно формируются важнейшие умения, которые в новом стандарте отнесены к общеучебным:
- анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знания;
- вписывать новые идеи и концепции в имеющиеся у обучающегося контексты;
- оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с четко определенными учебными целями и ясными критериями качества.
Существуют следующие инструменты формирующего оценивания:
- критериальное самооценивание (оно позволяет оценивать не только результат деятельности, но процесс работы, приводящий к этому результату);
- критериальное взаимооценнивание (оно позволяет учащимся оказывать помощь друг другу и получать нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах)
Критерии заранее устанавливаются учениками и учителем. Одним из эффективных оценочных инструментов является оценочная методика-это карта понятий. Карты понятий существуют двух видов: кластерная карта и карта причин и следствий.
Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы. Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
- проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
- проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
- оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Основой этой методики является противопоставление осмысленного и механического усвоения знаний. Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на основании существенных (не случайных) связей сознательно и целенаправленно соотносятся с уже существующими внутри определённой рамочной структуры.
Основное положение карты понятий состоит в том, что соотнесённость понятий, «взаимосвязанность» – это наиболее существенное качество знания, и что понимание может быть представлено как богатая сеть связей между существенными понятиями из контекста данного предмета.
Для оценивания проектной деятельности подходит методика карт самоотчета. Карты самоотчета представляют собой таблицу, в которой ученику предстоит оценить качество своей работы над проектом по следующим направлениям:
- В ходе работы над проектом я пробовал новые вещи
- В ходе работы над проектом я ждал своей очереди
- В ходе работы над проектом я работал вместе
- В ходе работы над проектом я спрашивал, помогал
- В ходе работы над проектом я решал проблемы
- В ходе работы над проектом я делал правильный выбор
- В ходе работы над проектом я проверял свою работу
Каждое из данных направлений деятельности оценивается учеником по 3 бальной шкале, что дает учителю возможность объективно оценить роль и участие каждого из учеников в создании коллективных проектов.
Следующая оценочная методика: составление тестов. Ее суть – учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Данная методика позволяет:
- повысить качество выполнения домашнего задания;
- выявить уровень понимания материала учащимися и разобрать моменты, вызвавшие затруднения;
- развить критическое мышление;
- построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Данные методики формирующего оценивания, позволяют учителю:
- быть уверенным в том, что каждый ученик может стать лучше,
- создавать среду, способствующую партнёрству учителя и учеников,
- использовать оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании,
- обсуждать с учениками результаты оценивания и вместе устанавливать ясные и достижимые учебные цели,
- давать обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
2. Оценка личностных результатов.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально- этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
3. Оценка метапредметных результатов.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Сейчас идет достаточно трудный путь реализации требований ФГОС нового поколения. Школа создаёт такую систему оценивания, которая точно и объективно позволяет отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и даёт действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС
Мониторинг разработан на основе образовательной системы «Школа 2100», программы «Школа России» рекомендаций по проверке и оценке выполнения заданий по предмету. ...
«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»Выступление на МО учителей начальных классов....
Презентация "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занима...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ учителей начальных классов на тему: «Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Семинар -практикум для учителей начальных классов...
Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
доклад...
Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 3-4 классов по теме «Россия – здоровая держава» Цель занятия: формировать у младших школьников первоначальные представления о ценности здорового об...