Статья " Формирование творческих компетенций учащихся в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_tvorcheskih_kompetentsiy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Формирование творческих компетенций учащихся в начальной школе»
Основное направление национальной образовательной программы «Наша новая школа» - формирования личности, способной творчески мыслить, достойно жить, создавая себя и преобразуя мир.
Так возникла потребность перехода к деятельностно-компетентностной модели образования. Один из путей внедрения такой модели - творчество. А в обучении творчеству главное - осознание ребенком себя как «нового открытия».
«Без творчества жизнь не жизнь, а половина жизни». Творческая личность всё время в поиске: ищет любимое дело, находит его, изучает, открывает новое и совершенствуется. Именно это привлекает меня в этой модели образования.
Я тоже искала свою дорогу в жизни: увлекалась рисованием, театром, а остановилась на профессии учителя. Окончив педагогический институт, начав работать в школе, я прошла первые этапы своего пути. Именно стремление сделать процесс обучения творческим привело меня больше 20 лет назад к выбору новой образовательной системы «Развивающая программа Л.В.Занкова», которая даёт возможность находиться на самом интересном и кропотливом этапе творчества - совершенствование в любимом деле. Ведь, «если ты не идешь вверх, ты летишь вниз».
Прежде чем непосредственно приступить к вопросу формирования творческих компетенций учащихся, хотелось бы определиться с понятием творчества.
Формулировок существует много: и в психологии, и философии, и педагогике. Но объединяет их одно: творчество – это изменение мира и личности. Творчество - это двигатель человеческого развития. Обратимся к Библии:"И сотворил Творец человека по образу Своему и подобию…", значит, в каждом человеке есть Творец. Нужно только разглядеть его, открыть его своеобразный путь в мир.
Поэтому для себя я так определила цель педагогической деятельности:
Способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться, приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.
Задачи:
- выявлять, учитывать и развивать творческие способности учеников;
- приобщать школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;
- воспитывать любовь и уважение к творцу и его творчеству.
Вот первоклассник переступает порог школы. Он уже определён в музыкальную или художественную группу. Что будет для него главным? Учёба, общение, успех? Я думаю, главным будет Любовь – к миру и к себе. Она заставляет нас творить, дает вдохновение, силы и возможности, постоянно совершенствует нас внутренне и внешне. Это самая сильная ориентировка в жизни и в любом творчестве. Что же помогает мне стимулировать этот великий мотив жизни и творчества? Любовь к воспитанникам. Любовь воспитанников. «Бог измеряет не масштабы моего деяния, а количество любви, которую я в него вложил».(Брат Лоренц)
Безусловно, среда выступает одним из решающих факторов формирования и развития творческой личности. Я стремлюсь максимально использовать возможности социокультурной среды города и школы. А в школе живёт доверительное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее коллективную духовную жизнь. В ней создана "атмосфера разнообразного творческого труда", предоставлен большой выбор возможностей для развития и самосовершенствования. "Всегда свои руки держите открытыми и приумножится у вас".
В моей практике были ученики занимающиеся в музыкальной и художественной школах, и те, кто не занимался в них. Конечно, искусство не делает из детей ангелов, но воспитывает в них способность к оценке поступков с точки зрения духовно-нравственных ценностей, учит воспринимать мир через призму прекрасного. На своих уроках я стремлюсь продолжить особые отношения с искусством. Мы слушаем музыку, поём, рисуем, создаём спектакли. Но главное - наполняем сердца творчеством.
Методологической основой формирования творческих компетенций в моей практике являются:
- Целостная система принципов, приемов и средств обучения, созданная авторами программы «Развивающая программа Л.В.Занкова» и Программа ценностного воспитания Н.Е.Щурковой. Эти программы имеют креативную направленность содержания, так как основаны на:
1) изучении и присвоении основополагающих тем и человеческих ценностей;
2) интеграции тем и проблем;
3) междисциплинарности;
4) рассмотрении задач «открытого типа»;
5) высокой степени насыщенности содержания.
Основная идея, лежащая в основе программ, которые я использую – ориентированность на личность. Рассматривая творческие компетенции как реализацию человеком собственной индивидуальности, я применяю принципы и правила личностно- ориентированного подхода:
- Принятие ребёнка как данность
- Природосообразность образовательного процесса
- Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе
- Оценивание роста конкретной личности.
- Развитие творчества ребёнка через творчество учителя
- Оценивание успеха ученика как успеха учителя
- Принятие Родины как предмета культурного творчества ( Родина - это мы сами в наших особенных дарах и талантах).
Творчество – это реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. Отсюда деятельностный подход в моей практике:
- Обучение на любом уроке – есть обучение деятельности
- Процесс обучения должен быть творческим.
- Движение развития ученика «снаружи – внутрь» ( «вращивание» по Л.С. Выготскому
Поиск неизвестного является неотъемлемой составляющей и катализатором творчества, поэтому большое значение имеет проблемно-развивающий подход. При создании проблемной ситуации возникает атмосфера удивления, недоумения. Это способствует пробуждению познавательной активности. Поиск «неизвестного» становится потребностью ребёнка. Последовательная система проблемных ситуаций помогает учащимся не только раскрыть суть проблемы, усвоить знания, но и постичь пути познания нового, приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна полноценная творческая жизнь.
Для того чтобы развить творческое начало человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Отсюда задача – возбудить чувство ученика: радость, удивление, любовь, возмущение, огорчение, даже зависть. Все они заставляют ступить на дорогу поиска, самореализации.
Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка. Создать атмосферу нравственных переживаний на уроках и во внеурочной деятельности мне помогают следующие методы, приёмы, средства:
- ситуации новизны, неожиданности, успеха и неуспеха
- приём актуализации знаний и умений
- использование наглядной, аудиологической и осязательной информации
- использование ИКТ (презентации, видео, тренажёры)
- беседы-диалоги, дискуссии, анализ жизненных ситуаций
- соревнования, конкурсы, игры, театрализация, выступления.
- посещение театра, выставок, музеев, концертов, экскурсий
Философы считают, что существует три типа человеческого бытия:
1) Существование - это борьба за свое выживание, не приносящее ничего нового;
2) Жизнь - это творческое бытие;
3) Радость жизни - это высшая стадия, когда человек наслаждается своим творчеством в жизни.
Хочу своим учительским трудом достичь Радости жизни и показать своим ученикам путь к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе
Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...
Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»
Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...
Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе
Данная статья отражает актуальную проблему формирования личностных УУД в рамках ФГОС. Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках...
Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе
Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе...
Статья "Формирование читательской компетенции учащихся"
Джозеф Аддисон говорил: "Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела". Или: "Если не умеешь говорить - учись читать", Л.Помпоний. Многие люди признают пользу чтения ...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе
Проблема формирования коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем для современной шкколы. По результатам её решения ныне предлагается оцениввать результативноссть работы уччителя и об...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Из опыта работы по применению технологии театрализации на уроках литературного чтения....