Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы»1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г.Москвы СОШ № 1429

 «Согласовано»                                                                «Утверждено»

Протокол заседания М\О                                                 Приказ директора

                                                                                                  ГБОУ СОШ №1429

                                                                                                  Смышляевой Л.В.

№______от_______                                                        №_____от______

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

Класс    1 «А»

ФИО педагога – разработчика программы:  Ефремова О.В.

Педагогический стаж    28 лет

Квалификация     первая

Эксперт программы ______________________________________________

Москва 2015г.

 Содержание

стр.

Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы»

3

Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 1 класс

9

Содержание программы  1 класс

11

Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 2 класс

14

Содержание программы  2 класс

16

Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 3 класс

19

Содержание программы  3 класс

21

Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умниц» 4 класс

23

Содержание программы  4 класс

25

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

27

Учебно-методическая литература

29

Приложение

30


Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы»

 

     Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую  направленность.

     Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. .

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

     Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

     Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Практическая значимость  программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся .

    Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

     В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Связь с другими программами.  

      Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».

Вид программы.

Модифицированная

Цель программы.

Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Задачи программы.

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
  • развитие речи.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

    Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Принципы построения программы.

1) системность: задания располагаются в определённом порядке;

2)  принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объёма материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 135-136 занятий: одно занятие в неделю, 33-34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

    На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

   Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

   На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

    Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ожидаемые результаты.

   Основной  результат  обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

   Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Формы подведения итогов реализации программы.

     Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».

      Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Учебно – тематический план

дополнительной образовательной программы «Умники и умниц»

1 класс

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

I.Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

II. Выявление уровня развития познавательных процессов

1

-

1

III. Тренировка внимания

9

-

9

IV. Развитие мышления

4

-

4

V. Тренировка памяти

9

-

9

VI. Совершенствование воображения

4

-

4

VII. Развитие аналитических способностей

4

-

4

VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

-

1

Итого

33

1

33

Календарно-тематическое планирование

дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»

 1 класс

№ П/П

Тема занятия

Кол-во

часов

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

Развитие концентрации внимания

1

Тренировка внимания Развитие мышления

1

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

Развитие слуховой памяти Развитие мышления

1

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций

1

Тренировка внимания Развитие мышления

1

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек

1

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

Тренировка внимания Развитие мышления

1

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

Обобщающее занятие «Наши достижения»

1

Содержание программы.  1 класс (33 занятия)

   Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

   В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

   На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.

   Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

    Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.

    Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

   Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС(развитию познавательных способностей). Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

   Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).

   Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).

   Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

   Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).

   В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

   Рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

   При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

   Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.

    Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

   Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью сравнения результатов, полученных после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 2 и № 37. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам 

   В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.
  • Слова – выражения приветствия, прощания.
  • Понятие слово. Толковый словарь.
  • Однозначные и многозначные слова

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  Для проведения занятий в каждом классе (с 1-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;

в)  программы курса.

В рабочие тетради включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку.

Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

     К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

     Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

   В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

    Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

-  дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-  выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-  выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

    Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

   Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

     Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.г(Стандарты второго поколения).
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. –изд. – М.: Просвещение, 2010. – ( стандарты второго поколения).
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2014г.
  5. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2011г.
  6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2010г.

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1 класс

Входной тест

  1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.

Н     Т     1     Ф     2     Б     Г     Д     5     Ю     Т     Я     Ю     К     6     Л     М     9     Р     Ш     6     Э     Н    Т     3     В     О     7     Е     Ж     8     Я      Т     1      С       Ъ     И    4

 П     Т     Д     5     Х     6     Н    М     У     С     К     Е     7      Н      Б      Т      З     Л     8

  1. Реши задачу.

Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?  

  1. Нарисуй недостающую фигуру.

?

  1. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.

НСЕГ            ДАРГ                ДЬЖОД                        ГАУРАД

  1. Продолжи ряд.

1  2  2  2  3  3  3  3 _________________________________...

  1. Реши задачу.

Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня?  _____________

1 класс

Промежуточный тест

  1. Допиши слова, подходящие по смыслу.

Холод – зима, тепло - … .

Помидор – красный, огурец - … .

Человек – ребенок, собака - … .

Морковь – огород, яблоня - … .

  1. Реши задачу.

Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?

_______________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:
  • Окунь, щука, кит, карась;
  • Ель, липа, сирень, береза;
  • Сын, друг, бабушка, папа.
  1. Разгадай закономерность и дорисуй.

  1. Учись рассуждать.

На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?

________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"

1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс

1 Пояснительная записка2. Календарно -  тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе програ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...