Обобщение опыта
статья на тему

Шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_shahmaty.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.

Почему я выбрала шахматы?

Во-первых, в сентябре 2012 году в Ростовской области стартовал проект «Шахматный всеобуч» организации внеурочной деятельности в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.

Массовое обучение игре во всех донских начальных школах может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.

А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Учащиеся чувствуют: здесь какая-то тайна.

     "...Не зря во все эпохи короли
         Ценили мудрость шахматной игры.
         И в жизни пешка может стать ферзём,
         Ведомая недюжинным умом..."

Ее называют игрой королей. Не случайно охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.

Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».

В 2015 году я прошла обучение по программе «Методика обучения игре в шахматы» по проблеме «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС»

Мною разработана  программа кружка  «Шахматы - школе», предназначенная для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составленная на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

        

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:

        На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Они применяются при  знакомстве с шахматными фигурами, изучении  шахматной  доски, обучении  правилам  игры, реализации материального перевеса. Стержневым моментом занятий является   деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. На  начальном  этапе  я   использую  такие дидактические игры, как  « Волшебный  мешочек»,

« Угадай», « Да и нет», использую компьютерные презентации и многое другое. Ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся. Конкурс рисунков «Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.

На занятиях использую индивидуальные комплекты шахмат, тетради для записей.

Дети  с  интересом  посещают  занятия  кружка   и  активно   работают.

 Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Многих  учеников настолько  сильно  увлекла  эта  игра, что  на  перемене  в  любую  минуту  они  стараются  разложить  шахматную  доску  и  поиграть.

Действительно, шахматы  создают все  дидактические  условия  для овладения универсальными учебными  действиями( личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными).

На  первом  собрании    я  рассказала  родителям о  целях  и  задачах  данного  кружка. Был  проведён  опрос  родителей  в  начале и конце  первого учебного  года.  Многие  родители не  понимали  пользы  данных  занятий. Но  в  конце первого учебного  они оценили  роль  шахмат в  улучшении успеваемости детей.

 Во  многих  семьях, глядя  на  успехи своих  детей, родители тоже  увлеклись  шахматами. Ведь  поиграть с домашними в шахматы – прекрасный  вид  семейного  отдыха.

Хотелось бы, что бы  таких  увлеченных  семей   становилось всё больше и больше. Шахматы  сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления. На  занятиях  нашего  кружка  мы  устраиваем мини-выставки: дети  рисуют  понравившиеся  фигуры  и  поясняют нам, почему  выбрали эту  фигуру, а так же  рассказывают, что  знают о ней.

  В заключении хочется  сказать: Шахматы- это  универсальное  занятие, не зависящее  ни от времени  года, ни от возраста. Надо  просто  любить шахматы, и тогда  каждый  сможет  найти  в них что-то своё, близкое  и  понятное. И не обязательно  каждому  ученику  становиться великим  шахматистом.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...