Конспект урока по кубановедению
план-конспект урока (2 класс) на тему
Предмет-Кубановедение.
Тема урока -" Промыслы и ремесла на Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_promysly_i_remesla.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Промыслы и ремесла
на Кубани.
Учитель начальных классов
МОУ сош № 12
Солошенко В А.
Тема урока: Промыслы и ремесла на Кубани
Цели:
Познавательная. Познакомить с видами промыслов и ремесел на Кубани.
Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.
Развивающая. Развивать любознательность, расширять кругозор, знания
старины, творчество, трудовые навыки и умения.
Воспитательная. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край,
уважение к людям различных профессий.
Наглядность и оборудование: карта Краснодарского края, иллюстрации,
предметы быта (вышитые полотенца, гончарные
изделия, плетеные изделия),
мультимедиа система.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
- Я думаю, что вы будете активны, и урок пройдет плодотворно.
-А начнем мы его красивыми и теплыми словами.
- Повторяйте за мной.
Я желаю вам добра,
Вы желаете мне добра
Если вам будет трудно,
Я помогу.
I. Введение в тему урока.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие в прошлое .
Легенда.
Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между ними землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота.
И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в этом уделе все, что есть на земле: плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи.
- В этой легенде вся наша Кубань.
- Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, городов, хуторов и поселков, окружает столицу нашего края.
- Назовите города и станицы, которые вам знакомы.
- А кем знаменит любой населенный пункт?
- Конечно жителями, которые прославляют своим трудом свой край.
- Ребята, сколько лет нашему краю? / 70 лет/
Земля моя приметная
Зоря моя рассветная
Дороженька заветная
Пшеничные поля
Отцы, чья стать не старится,
Сыны, что делом славятся
Ты все – Кубань моя.
- А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд.
Кроссворд.
- Не летит, не пьет, в воде клюет. /Рыба./
- Хлопотун Егорка
Взялся за уборку
Впляс по комнате пошел,
Оглянулся, чистый пол! /Веник/
- У реки стеной стоит и все время шелестит. /Камыш/
- На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается и вытирается. /Полотенце, рушник./
5. Под крышей четыре ножки
А на крыше суп да ложки. /Стол/
- Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. /Глина/
7. Как написать одним словом « сухая трава»? /Сено/
Учитель.
- Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось? /ремесло/
- Что такое ремесло?/ Профессиональное занятие, профессия/
- А что такое промысел? /Добывание чего-нибудь, добыча, охота./
III. Работа по теме урока.
Учитель.
- Прочитайте тему урока.
- По данной теме можно предположить, о чем пойдет речь на уроке?
Правильно. О промыслах и ремёслах на Кубани
/ Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, кузнечное, гончарное, обработка дерева, ковроплетение, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти/
Коренные жители станиц – казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремесла.
-
А теперь познакомимся поближе с одним из ремесел, которым занимались на Кубани.
Отгадайте загадку:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
А вот в каком ремесле используют глину вы узнаете, сложив буквы, которые обозначены синим цветом. ГОНПЛЕВЫТЕЧАРШИВНОЕКАНИЕ
ГОНплевытеЧАРшивНОЕкание
Почти все изделия, которыми кубанцы пользовались дома в быту и на работе они делали своими руками. А значит, в них были душа и тепло того человека, который их изготовил. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, но красивыми и прочными. Любой природный материал красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты.
По всей нашей стране, в том числе и на Кубани, живут художники - умельцы. В их руках происходит удивительное превращение природного материала в изделия.
- А как называется мастер, который занимается гончарным делом? (ГОНЧАР).
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в тех местах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина и вблизи рынков сбыта. Значительное развитие гончарное дело получило в станицах Пашковская и Старощербиновская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины.
Но не всякая глина подходит для изготовления керамических изделий. По составу глины бывают тощие (с большим содержанием песка) и жирные (в них песка мало). По цвету глину делят на: белую, красную, коричневую, желтую, зеленую.
На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением. Каждый мастер старался создать посуду своей оригинальной формы. Для своей работы они использовали глину с незначительным содержанием песка, т.е. жирную. Но слишком жирная глина также не годилась для работы. Изделия из нее после высыхания трескались.
Чтобы превратиться в керамическое изделие, глина должна пройти очень длинный путь. Традиционный способ подготовки глины к работе – отмачивание. При отмачивании глина не только очищается, но и становится более жирной и пластичной. Глину заливают водой на 10 – 15 часов, затем воду удаляют, а глину оставляют для испарения излишней влаги. После того как глина становится как густое тесто и перестает прилипать к рукам, её плотно закрывают и дают вылежаться. Затем эту массу надо перемять для удаления из нее пузырьков воздуха. Теперь глина готова к работе.
Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.
Посмотрите как работали на гончарном круге. Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму. Глина должна обрабатываться влажными руками, мастер периодически смачивает их водой. Из цилиндра можно выполнять любую форму изделия. Затем тряпочкой или губкой удаляется вода внутри. После этого полученное изделие срезают с круга струной и осторожно переносят на стеллаж для просушки.
Для декорирования и украшения формы использовали различные способы: вдавливание, прочерчивание палочками, «пальцевые защипы» - пальцами рук украшали края сосуда. Такие приемы были разработаны в глубокой древности и продолжают применяться современными гончарами.
После того, как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах – гончарном горне. Температура в таких печах достигается выше девятисот градусов. Наибольшее распространение получил простой двухкамерный горн. Его камеры разделены на две части: в верхней размещались изделия, а в нижней – топливо. В основном такой тип горна использовали гончары на Кубани. Чаще всего он находился в склоне оврага или холма – толщина земли служила хорошим теплоизолятором. Сам корпус выкладывали из кирпича или лепили из глины. Сначала ставили крупную посуду, затем среднего размера, на самый верх укладывали всякую мелочь. Люк закрывали железом. Температуру поднимали постепенно. Для обжига посуды требовалось от 10 до 12 часов и более. Охлаждение печи производили медленно. В это время нельзя было открывать вход в печь и рассматривать изделия.
Форма у сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранили сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой-то ели.
Всю глиняную посуду можно разделить на кухонную и столовую. К кухонной относились корчаги, горшки, латки.
В качестве столовой посуды использовали глиняные кувшины, миски, чаши, блюда.
Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские в станице Холмской, город Краснодар, Лабинский район, город Славянск-на-Кубани, посёлок Мезмай Апшеронского района.
Со временем гончарное ремесло развивалось и обогащалось новыми предметами выделки и постепенно переросло в керамическое искусство.
Изделия, изготовляемые в наше время, различаются не только формой, украшениями, но и составом материала из которого их выполняют. К ним относятся фарфор и фаянс.
Особой областью применения глины в наше время является производство черепицы, плитки, кирпича. В строительстве используют цемент – как один из видов керамики.
Одним из крупнейших производителей кирпича и черепицы, является краснодарский кирпичный завод, который был основан в 1910 году и в настоящее время является одним из старейших предприятий по производству строительных материалов на Кубани.
Так же Кубань известна производством керамической посуды. Ее изделием занимается краснодарский ФФЗ Чайка, который был переименован и назван «Кубаньфарфор». Большая часть всех изделий (сувениры, игрушки и посуда) отправляется на продажу в другие регионы, за рубеж.
IV. Практическая работа.
Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга, но вместо них есть пластилин и парта. Вы можете вылепить посуду или игрушку.
Выставка детских работ.
V. Итог урока.
Что такое промысел, ремесло?
- С каким ремеслом познакомились сегодня?
- Как называется мастер, который занимается гончарным ремеслом?
- А из чего гончар делает свои изделия?
- И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по кубановедению: « Свято-Покровский храм города Апшеронска».
Цель:- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма. Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательн...
Конспект урока по кубановедению - Кубань-степная дочь России
Конспект урока по кубановедению...
конспект урока по кубановедению "Казачья хата"
конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...
Конспект урока по кубановедению. 3 клас. Кто ленится, тот не ценится.
Урок Кубановедения в 3 классе....
План-конспект урока по кубановедению "Апшеронский район - земля казачья"
Основными целями данного урока является: знакомство с историей и культурой Апшеронского района, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты...
Конспект урока по кубановедению "Природа Краснодарского края" 1 класс
Методическая разработка конспекта урока-экскурсии по кубановедению для 1 класса. Конспект содержит: сведения о зонах края, загадки, правила поведения в лесу, сомостоятельные задания для учащихся....
Конспект урока по кубановедению на тему: «Радетели земли кубанской».
Разработка урока по кубановедению для 4 класса. Прививает чувства гордости за свой край и его жителей....