рабочая програма сбо
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СОГЛАСОВАНА методическим объединением протокол от « » _________ 2016 № Руководитель МО _________ | ПРИНЯТА решением Совета ГБОУ школы № 13 Приморского района Санкт-Петербурга протокол от 14.06.2015 года № 1.5 Председатель Совета _______________ УТВЕРЖДЕНА приказом от 14.06.2016 года № 180-д Директор_________Д.В.Бухаров |
Рабочая программа обучения на дому
Белухиной Елены на 2016 – 2017 учебный год
Ступень образования: начальное общее образование
Предмет: социально-бытовая ориентировка
Форма обучения: очная
Класс/обучающийся: 3-г класс
Программа обучения
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (умеренная и тяжелая умственная отсталость – 2 вариант)
Учитель: Яфанкина Тамила Алексеевна
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами:
- законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
- Законом Санкт-Петербурга от 13.07.2015 №435-86 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 г. № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по Образованию
«О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»; - Письмом Комитета по Образованию от 10.06.2016 №03-20-2137/16-0-0 о направлении методических рекомендаций «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмом Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, для использования в работе».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказом от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
- ПриказомМинобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- ПриказомМинобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Адаптированной основной общеобразовательной программой Образовательной организации, скорректированной на основе ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15, с изменениями ФГОС от 31.12.2015 №1576, №1577;
Рабочая программа разработана в соответствии с локальными актами Образовательного учреждения:
- Учебным планом Образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом от 14.06.2016 №180-д;
- Положением о рабочей программе, утвержденным приказом от 14.06.2016 №180-д;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой Образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
Планируемых результатов обучения (полное название образовательной программы в соответствии с лицензией Образовательного учреждения).
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, характеристику индивидуальных особенностей обучающегося, содержание предметов (содержание учебной деятельности, перечень форм контроля результативности, предполагаемый результат, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Учебно-методический комплект по предмету включает:
- Богдарин А.Ю. Стихи, песенки, потешки. – СПб.: – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2011.
- Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. – СПб.: «Издательский дом “Нева”»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
- Жукова О.С. Первый учебник малыша. От 6 месяцев до 3 лет. – М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2010.
- Котышева Е.Н. Мы друг другу рады! Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2013.
- Лещинская Т.Л. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
- наборы предметных и сюжетных картинок, наборы пиктограмм по тематическим разделам, тематические лото, тематические наборы игрушек.
Целью рабочей программы является:
- овладение обучающимися доступными им средствами получения и передачи информации;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- формирование интереса у обучающихся к рассматриванию изображений;
- формирование представления об изображении как обозначении предмета/явления;
- формирование способа сообщения о потребности посредством изображения;
- развитие способности слышать звуковой образ слова, правильно соотносить его звучание с предметом и изображением;
- применение полученных знаний, умений и навыков в социальной практике и познавательной деятельности;
- воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем создания специальных образовательных условий (создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала).
В ходе реализации программы используются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые технологии; различные формы уроков (комбинированные, интегрированные, уроки-драматизации, уроки-игры, и т.д.).
При реализации программы используются следующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: систематическое наблюдение, определение степени усвоения знаний и умений обучающихся в конце каждой четверти, составление психолого-педагогических профилей обучающихся в начале, середине и конце учебного года.
Индивидуальные особенности Белухиной Елены
Развитие двигательной сферы (общие движения, ручная и мелкая моторика, произвольность движений) | Девочка ходит самостоятельно. Мелкая моторика развита недостаточно. |
Развитие речи (понимание обращенной речи, самостоятельная речь) | Речь развита достаточно хорошо. Словарный запас соответствует возрасту. Обращенную речь понимает. Самостоятельно произносит и составляет предложения, с помощью учителя составляет текст из предложений. |
Особенности внимания, памяти, мышления | Быстро утомляется. Не может долго удерживать внимание. |
Сформированность общих представлений об окружающем мире | Общие представления об окружающем мире сформированы недостаточно. |
Сформированность коммуникативных навыков | Коммуникативные навыки несформированы. Проявляются ситуативно. Общается исключительно с членами семьи и педагогом. |
Особенности эмоционально-волевой сферы, особенности личностной сферы | Компоненты революционной системы поведения нарушены: эмоционально - волевые усилия низкие. |
Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем создания специальных образовательных условий (создание специальной коррекционно-развивающей среды, использование специальных приемов обучения, минимизация программного материала, интегративное изучение дисциплин, гибкие сроки освоения учебного материала).
В ходе реализации программы используются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые технологии; различные формы уроков (комбинированные, интегрированные, уроки-драматизации, уроки-игры, практические занятия и т.д.).
При реализации программы используются следующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: систематическое наблюдение, определение степени усвоения знаний и умений обучающихся в конце каждой четверти, составление психолого-педагогических профилей обучающихся в начале, середине и конце учебного года.
На реализацию программы в соответствии с Учебным планом Образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год отводится в год 34 часа.
Содержание обучения
Реализация программы осуществляется в классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 9 – 12 лет Уровень психофизического развития обучающихся должен обеспечить их безопасное присутствие в классном коллективе.
Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью производятся безоценочно и предполагают три уровня освоения обучающимися АООП НОО:
- Материал усвоен;
- Частично усвоен;
- Не усвоен.
Требования к контролю знаний определены тремя уровнями в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.
УРОВНИ | Должны ЗНАТЬ | Должны УМЕТЬ |
I уровень | -правила поведения в школе и на прогулке; -пиктограммы по теме одежда; пиктограммы «обуваться», «одеваться»; -последовательность действий при ручной стирке; -последовательность действий при мытье посуды; -правила поведения в общественных местах; -правила поведения при поездках на транспорте. | -правильно и вежливо вести себя в школе, столовой и на прогулке; -одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого; -выполнять простейшие действия по уходу за одеждой и обувью; -выполнять необходимые элементы ручной стирки; -выполнять необходимые элементы мытья посуды; -правильно вести себя в общественных местах; -правильно вести себя при поездке на транспорте. |
II уровень | -правила поведения в школе и на прогулке; -элементы процесса ручной стирки; -элементы процесса мытья посуды; -правила поведения в общественных местах; -правила поведения при поездках на транспорте | -правильно вести себя в школе, столовой и на прогулке; -одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого; -выполнять отдельные элементы ручной стирки; -выполнять отдельные элементы мытья посуды; -правильно вести себя в общественных местах и при поездках на транспорте. |
IIIуровень | -проявлять интерес к общению с одноклассниками и другими обучающимися школы; -спокойно давать себя одеть и раздеть; -проявлять интерес к занятиям с тёплой водой, ёмкостями, губками и т.п. -проявлять интерес и спокойно вести себя при посещении общественных мест и при поездках на транспорте. |
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижением требуемого результата, содержание обучения определено тремя уровнями в зависимости от психофизических особенностей обучающихся; на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Содержание деятельности по изучению материала | Формы и периодичность контроля результативности | Планируемые результаты обучения |
1 | Культура поведения в школе и на прогулке | 3 | Правила поведения в классе, на перемене, в столовой и на улице. Изучение изображений. моделирование и проигрывание ситуации. Ролевые игры. Правила вежливости (пропускать вперёд, делиться игрушками, не есть чужую еду; не делать ничего без спроса, не отставать от всех) | Наблюдение в процессе занятий | I уровень: знание правил поведения в школе и на прогулке. Выполнение действия только с разрешения взрослого. II уровень: выполнение правил поведения в школе; III уровень: интерес к общению с одноклассниками. |
2 | Выполнение практических действий с одеждой и обувью | 6 | Изучение пиктограмм по теме. Изучение предметов одежды, одевание, обувание, раздевание, разувание. Вывешивание одежды на просушку, чистка. Сушка и чистка от грязи обуви. | Наблюдение в процессе занятий | I уровень: знание пиктограмм по теме одежда; пиктограмм «обуваться», «одеваться». Умение одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого. Выполнение действий по уходу за одеждой и обувью. II уровень: знание пиктограмм «обуваться», «одеваться». Умение одеваться и раздеваться с частичной помощью взрослого. III уровень: спокойное отношение к одеванию; умение снять с себя некоторые предметы одежды. |
3 | Обучение ручной стирке | 7 | Совместное изучение изображений по теме. Обучение элементам ручной стирки. Поэтапная отработка процесса ручной стирки мылом (выбор ёмкости, наполнение её водой, замачивание белья. удержание мыла, намыливание белья, стирка, полоскание, отжимание). | Наблюдение в процессе занятий | I уровень: выполнение всех необходимых элементов ручной стирки с частичной помощью взрослого. II уровень: умение открыть кран, набрать воды в ёмкость, прополоскать и отжать в ней тряпочку с частичной помощью взрослого. Удержание мыла и намыливание тряпочки. III уровень: включение крана,захват и удержание мыла под струёй воды; интерес к действиям с водой в ёмкости. |
4 | Обучение мытью посуды | 10 | Совместное изучение изображений по теме. Обучение элементам мытья посуды. Упражнения с игрушечной посудкой. Поэтапная отработка процесса мытья посуды. | Наблюдение в процессе занятий | I уровень: выполнение всех элементов процесса мытья посуды (включение воды, перемещение грязной посуды в раковину, намыливание губки, удержание в руке посуды и губки, намыливание посуды, ополаскивание, расстановка на сушилке). II уровень: перемещение грязной посуды в раковину III уровень: интерес к игре с водой и игрушечной посудкой. |
5 | Поведение и социальное взаимодействие в общественных местах | 6 | Изучение сюжетных картинок по теме («в магазине», «на детской площадке», «в гостях»). Обучение правилам поведения в магазине, в очереди, на школьной площадке, в гостях. Игры-драматизации и практические занятия. | Наблюдение в процессе занятий | I уровень: знание и выполнение правил поведения в магазине, в гостях, на площадке. II уровень: выполнение правил поведения в общественных местах (спокойное поведение, перемещение только за руку, и т.д.) III уровень: спокойное нахождение в общественных местах, интерес к окружающему. |
6 | Правила поведения при перемещении по городу | 2 | Изучение сюжетных картинок по теме. Изучение правил. Игры-драматизации на тему «поездка в транспорте». Практические занятия. | Наблюдение в процессе занятий | I уровень: знание и выполнение правил при поездках на транспорте. II уровень: выполнение правил поведения при поездках на транспорте. III уровень: спокойное поведение при поездках на транспорте. |
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
- отдельное учебное помещение, площадью 20 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;
- мебель, в количестве соответствующем контингенту (регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты, стулья, доска маркерная, освещение над доской, стол письменный, стул офисный, зеркало, шкафы для хранения пособий);
- технические средства обучения (ноутбук, МФУ, колонки)
- учебно-методическая литература, пособия, включенные в УМК, электронные ресурсы.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" СПб 2011.
- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А.Екжанова Е.А.Стребелева Москва "Просвещение" 2010.
- «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью»: проект образовательной программы //под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2012.
Приложение к рабочей программе (РП № -20 )
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | № учебной недели | Фактическая дата проведения урока | ||
Раздел 1. Культура поведения в школе и на прогулке. | ||||||
1 | Культура поведения в классе | Не задано | 1 | 5.09 | ||
2 | Культура поведения в столовой | Не задано | 2 | 12.09 | ||
3 | Правила поведения на улице | Повторять правила | 3 | 19.09 | ||
Раздел 2. Выполнение практических действий с одеждой и обувью. | ||||||
1 | Пиктограммы «обуваться», «одеваться» | Учиться следовать графической инструкции | 4 | 26.09 | ||
2 | Самостоятельное переобувание | Тренироваться дома | 5 | 3.10 | ||
3 | Предметы верхней одежды | Соотносить картинку и предмет | 6 | 10.10 | ||
4 | Уход за одеждой | Не задано | 7 | 17.10 | ||
5 | Практические действия по уходу за одеждой | Тренироваться дома | 8 | 24.10 | ||
6 | Практические действия по уходу за обувью | Тренироваться дома | 10 | 14.11 | ||
Раздел 3. Обучение ручной стирке. | ||||||
1 | Представление о ручной стирке | Рассмотреть картинку | 11 | 21.11 | ||
2 | Опускание белья в воду, замачивание | Не задано | 12 | 28.11 | ||
3 | Удержание в руках мыла и белья | Не задано | 13 | 5.12 | ||
4 | Намыливание белья | Тренироваться дома | 14 | 12.12 | ||
5 | Движения рук при стирке | Тренироваться дома | 15 | 19.12 | ||
6 | Полоскание белья | Тренироваться дома | 16 | 26.12 | ||
7 | Отжимание белья | Тренироваться дома | 17 | 16.01 | ||
Раздел 4. Обучение мытью посуды. | ||||||
1 | Средства для мытья посуды | Выучить разновидности | 18 | 23.01 | ||
2 | Различение чистой и грязной посуды | Тренироваться дома | 19 | 30.01 | ||
3 | Удержание в руке тарелки | Тренироваться дома | 20 | 6.02 | ||
4 | Перемещение грязной посуды со стола в раковину | Выполнять вместе с ребёнком | 21 | 13.02 | ||
5 | Расстановка чистой посуды на сушилку | Выполнять вместе с ребёнком | 22 | 20.02 | ||
6 | Нанесение моющего средства на губку | Не задано | 23 | 27.02 | ||
7 | Намыливание тарелки | Тренироваться дома | 24 | 6.03 | ||
8 | Намыливание чашки | Тренироваться дома | 25 | 13.03 | ||
9 | Намыливание ложек и вилок | Выполнять вместе с ребёнком | 26 | 20.03 | ||
10 | Окончание мытья посуды | Не задано | 27 | 3.04 | ||
Раздел 5. Поведение и социальное взаимодействие в общественных местах. | ||||||
1 | Культура поведения в общественных местах | Не задано | 28 | 10.04 | ||
2 | Поведение в универсаме | Рассмотреть картинку | 29 | 17.04 | ||
3 | Составление визуального списка покупок | Составить список для дома | 30 | 24.04 | ||
4 | Поведение в очереди | Рассмотреть и обсудить картинку | 31 | 01.05 | ||
5 | Поведение на детской площадке | Рассмотреть картинку | 32 | 08.05 | ||
6 | Поведение в гостях | Рассмотреть картинку | 33 | 15.05 | ||
Раздел 6. Правила поведения при перемещении по городу. | ||||||
1 | Правила поведения на остановке | Выучить правила | 34 | 22.05 | ||
2 | Культура поведения при поездке на транспорте | Повторять правила | 34 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая програма внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся начальных классов (2 класс)...

рабочая програма по литературному чтению 2 класс ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование согласно требованиям ФГОС...

Рабочая програма внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку 3 класс...

Рабочая програма по русскому языку ФГОС Школа России
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...