Методическая разработка классного часа "Князь Владимир"
методическая разработка (3 класс) на тему
Материал для классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_paramzina_t.p_gbou_oosh_no12.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 12
пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области
(ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск)
446219, Россия, Самарская область, г.о.Новокуйбышевск, пос Шмидта, ул. Школьная, д. 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,
тел.-факс структурного подразделения «Детский сад «Берёзка» – 3 – 17 – 66,
электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://novshkola12.ucoz.ru/
ЗАЯВКА
Ежегодные территориальные
Рождественские образовательные чтения
Тематика Чтений: Святой равноапостольный Князь Владимир.
Исторический путь.
Ф.И.О.(полностью) Парамзина Татьяна Петровна
Место работы государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 12 (ГБОУ ООШ №12)
Должность учитель начальных классов
Наименование методической разработки
«Князь Владимир и принятие христианства »
(методическая разработка классного часа для обучающихся 4 класса )
Контактный телефон 89277640499
E-mail Tane4kaaP@mail.ru
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 12
пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области
(ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск)
446219, Россия, Самарская область, г.о.Новокуйбышевск, пос Шмидта, ул. Школьная, д. 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,
тел.-факс структурного подразделения «Детский сад «Берёзка» – 3 – 17 – 66,
электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://novshkola12.ucoz.ru/
Ежегодные территориальные
Рождественские образовательные чтения
«Князь Владимир и принятие христианства »
(методическая разработка классного часа для обучающихся 4 класса )
Автор - составитель:
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №12
г.о. Новокуйбышевск
стаж работы 29 лет
Парамзина Татьяна Петровна
г.о. Новокуйбышевск, 2016 г.
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Введение
Изучение истории России - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа. Это способствует развитию способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям
Цель: Развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и города, формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
Задачи:
- развивать познавательную активность учащихся, прививать интерес к истории родного государства;
-формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;
- рассказать о князя Владимире;
- дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.
Методы и формы работы:
-групповая форма работы,
-индивидуальная форма работы,
-метод сравнения и сопоставления,
-метод наглядного показа,
-иллюстративный метод объяснения нового материала.
Форма проведения мероприятия: заочное путешествие
Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: 9-10 лет
Условия для проведения: классный час проводится в учебном кабинете.
Оборудование: детские рисунки для оформления выставки, карточки с заданиями, презентация, компьютер и проектор, компьютерная презентация: «Крещение Руси – обретение истории»
План проведения классного часа:
- Организационный момент.
- Мотивация деятельности обучающихся. Постановка цели.
- Изложение информации по проблеме.
- Закрепление полученных знаний.
- Рефлексия.
Ход классного часа
- Организационный момент.
- Мотивация деятельности обучающихся. Постановка цели.
Что я знаю? | Что я хочу узнать? | Что я узнал (а)? |
------------------------------- | ----------------------------- |
III.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие по страницам истории нашей Родины, познакомимся с личностью князя Владимира и узнаем о том, как было принято христианство на Руси и каково значение этого события в истории нашей страны.
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня? (Ответы детей)
Князь Владимир…
- Действительно, каждый князь во время правления приложили много усилий для развития Руси, оставив свой след в истории. Таким был и князь Владимир.
Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру– воплощение истинной красоты и благодати
Тема нашего классного часа:
«Князь Владимир и принятие христианства ».
- На сегодняшнем классном часе я предлагаю вам совершить заочное путешествие по истории Древней Руси, в ходе которого мы будем делать остановки, и вы будете отвечать на вопросы.
Наши станции:
I. Русь языческая;
II. Андрей Первозванный;
III. Князь Владимир и Корсунская легенда;
IV. Причины принятия христианства;
V. Крещение киевлян;
VI. Последствия крещения Руси.
I станция: Русь языческая.
Язычество – это многобожие, вера во многих богов. В древности восточные славяне были язычники и почитали многих языческих богов:
Перун - бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.
Даждьбог – бог Солнца (Ярило). Восход солнца встречали молитвой. Чтили живой огонь, считая, что он зажжен от солнца. При вселение в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома. Родители передавали его детям, начинающим самостоятельную жизнь. Отсюда возник обычай зажигать “вечный огонь” на священных могилах, как символ памяти.
Мокошь (мокрая) – богиня земли. Ее ласково называли - “земля-матушка”, “мать - сыра земля”. Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие урожаи. До наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли.
Славяне населяли духами все живое. Дуб - священное дерево Перуна.
II станция: Андрей Первозванный.
Но были на Руси люди, которые уже знали о христианстве: воины – их походов в Болгарию и Византию; купцы, которые активно торговали с Византией.
Существует предание о путешествии на Русь в I веке от Рождества Христова апостола Андрея Первозванного:
Первые ученики Иисуса Христа – апостолы, которых было 12, стали рассказывать людям о Его учении. Вначале новое учение распространялось из уст в уста, но уже во 2-й половине I века появляются первые записи его учеников о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа – Евангелия. «Евангелие» в переводе значит «Благая весть».
Из Евангелия известно, что святой Иоанн Предтеча, крестивший в водах реки Иордан Иисуса Христа, окрестил и троих рыбаков – Филиппа, Андрея и брата его Симона. И именно Андрей в будущем первым оповестит славян, наших предков, об Иисусе Христе.
III станция: Князь Владимир и Корсунская легенда (работа с текстом)
Вдумчиво прочитайте текст. Сделайте пометки на каждой строчке:
«Y»- уже знал
«!»- это для меня новое
«-»- думал иначе
«?»- не понял, есть вопросы
Это имя окутано покровом легенд и тайн, об этом человеке слагали былины и мифы, в которых неизменно именовали его светлым и теплым именем князь Владимир Красное Солнышко. Славный защитник земли Русской, могущественный князь.
Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Он сын князя Святослава Игоревича. Мать же князя – рабыня Малуша. Святослав, уходя в последний поход, оставил за себя в Киеве старшего сына Ярополка. В мятежной Древлянской земле поставил среднего сына Олега, младший остался без удела. А тут приехали новгородцы, с просьбой назначить наместником Новгородской земли, одного из своих сыновей. Туда-то и отправился Владимир по велению отца своего. В 972 году пришла весть о гибели князя Святослава.
Стали сыновья править землёй Русской. Старшие братья рассорились, и закончилось всё братоубийством. Ярополк убил Олега. Владимир же был полон решимости, покарать Ярополка и занять отеческий престол в Киеве. Сначала он подчинил себе Полоцкую землю. Затем войско Владимира двинулось походом на Киев. Ярополк был вынужден покориться младшему брату, потому как не мог ему противостоять. Владимир простил его и обещал почётное положение при дворе. Однако Ярополка убили двое варяг, которых и покарал Владимир. Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко».
- Что вам было уже знакомо?
- Что нового вы узнали о князе Владимире?
- Что вам не было понятно? (Ответы детей)
Итак, вычеркиваем в свитке наши первые вопросы.
- Как звали братьев Владимира, с которыми он вел борьбу за власть после смерти отца?
- Когда Владимир занял великокняжеский престол в Киеве?
- Мы продолжаем наше путешествие.
История крещения Владимира (Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи. Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.
Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.
IV станция: Причины принятия христианства. (5 минут)
Мы побывали с вами уже на трех станциях нашего маршрута. Давайте теперь вместе из всего увиденного сделаем вывод – почему же Русь приняла христианство, и именно во время правления Владимира, именно в IX веке?
1. Начало междоусобных войн Святославичей, следовательно, стремление сплотить русский народ, чтобы сохранить государство;
2. Тесные торгово-экономические связи с Византией, установление дипломатических отношений с ней и династических браков. (862 год – Кирилл и Мефодий составили азбуку славянскую, кириллицу, и перевили на славянский язык богослужебные книги);
3. Наличие христианства в соседних государствах;
4. Личностный фактор, сила влияния князя Владимира.
V станция: Крещение киевлян.(7 минут)
Как же проходило крещение Руси?
Владимир на реке Почайне крестил киевлян. Деревянные идолы безжалостно уничтожались.
VI станция: Последствия крещения Руси. (5 минут)
И сейчас нам предстоит определить результаты и значение этого важного события.
Перед вами задание, с его помощью давайте подведем итог: значение принятия христианства
Положительные и отрицательные последствия Крещения Руси (работа в группах).
- Выберите из следующего перечня положительные и отрицательные последствия крещения Руси, поставив нужные значки «+» или « - »
Православная церковь прославляла женщину – мать, запрещала многожёнство.
церковь была против языческих обрядов, праздников, например, такого как Масленица.
Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси.
Православная церковь была против игры на народных инструментах.
Православные священники выступали за дружную семью, за уважение
детей к родителям, за заботу к старикам.
На Руси стали строить Церкви и при них создавать школы,
художественные мастерские и библиотеки
IV. Вопросы для закрепления
1.Кто крестил Русь?
Святослав
Владимир
Олег
2.На какой реке произошло крещение Руси?
Дунай
Днепр
Волга
3.Из какой страны пришло христианство?
Византии
Греции
Турции
4.Когда было введено христианство?
В 998 г
В 988г
В898 г
Честь тебе, Владимир славный,
Русь крестивший в свете дней,
Красным Солнышком прозванный
За любовь к земле своей!
Это ты в родных сторонах
Христианства поднял стяг,
И Руси теперь крещеной
Никакой не страшен враг.
V. Рефлексия. (3 минуты)
Что нового узнали?
Кому было трудно?
Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.
Используемая литература
- Все вместе – мы сила: Проект государственной программы «Развитие и воспитание детей в РФ до 2010г». Учительская газета.2009. №21.
- Концепция воспитательной деятельности Воронежской области. Воронеж, 2010.
- Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. М., 2011г.
- Программа по семейному воспитанию «Сотрудничество: семья и школа». МОУ Кулешовская ООШ.2006 – 2011 уч. год.
- Работа классного руководителя: Методическое пособие под редакцией Е.А. Слепенковой. М. 2013г.
- Рогачев С.А. Сельская малочисленная школа. Воронеж, 2010г.
- Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. 2-е изд., доп., Ростов, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"
Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...
Методическая разработка классного часа " Слава Победы"
Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....
Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"
Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...
Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"
Классный час посвящен 50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»
Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...
Методическая разработка урока. Тема" Владимиро-Суздальская Русь"
Окружающий мир, 4 класс...