Формирование универсальных учебных действий на уроках в младшем школьном возрасте.
статья на тему

Байыр Аяк-Хээ Федоровна

Согласно стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Младший школьный возраст благоприятен для овладения логическими универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.

Данное время вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося больше информации. 

В статье рассмотрены задания которые используются на уроках математики  разнообразные упражнения для развития логических УУД, которые не только приносят пользу в развитии учащегося, но и позволяют сделать учебный процесс интересным, разнообразным.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_uud.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Ак-Довурака

имени Тамдын-оол Сесенмаа Саяатыевны-Героя Социалистического труда.

Опыт работы по теме:

Как выработать развитие логики для формирования универсальных учебных действий на уроках математики  и русского языка в младшем школьном возрасте.

 Байыр А-Х.Ф

Учитель начальных классов

1 квалификационной работы

Ак-Довурак 2015-2016

Как выработать развитие логики для формирования универсальных учебных действий на уроках математики русского языка и по литературному чтению

в младшем школьном возрасте.

По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсальных учебных действий учащихся активно начинали рассматривать А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон.

Каждый урок строится на основе формирования у учащихся универсальных учебных действий . Поэтому хочется рассмотреть все те действия необходимые при подаче урока  и после усвоения детьми учебного материала, то чего они достигнули на данном уроке. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Младший школьный возраст благоприятен для овладения логическими универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.

Логика – это наука, изучающая формы и законы правильного объективного мышления. Придавали большое значение изучению логики ее законов и указывали на необходимость развивать способность к логическому мышлению многие выдающиеся деятели науки и культуры. Логика вырабатывает привычку думать. Современность вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося больше информации. 

На своих уроках я использую разнообразные упражнения для развития логических УУД, которые не только приносят пользу в развитии учащегося, но и позволяют сделать учебный процесс интересным, разнообразным.

Так на уроках математики использую следующие вид работ:

Задание 4. Раздели квадрат на 7 квадратов так, чтобы 3 из них были одинаковы, 4 других тоже равны между собои.

 Задание 5. В два часа дня в Кызыле шел дождь. Можно ли ожидать, что через 10 часов в Кызыле будет солнечная погода? Почему?

Задание 6. В коробке лежат геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги. Всего 24 фигуры. Треугольников в 7 раз больше, чем квадратов. Какое возможное число каждои из фигур.

Задание 7. Имеется несколько поросят одинакового веса и несколько одинакового веса ягнят. 3 поросёнка и 2 ягнёнка весят 22 кг, а 2 поросёнка и 3 ягнёнка – 23 кг. Найди вес одного поросёнка и одного ягнёнка.

Задание 7. На вопрос, сколько ему лет, дедушка ответил так: «Если проживу еще половину того, что прожил, и еще один год, то будет ровно 100». Сколько лет дедушке?

Задание8. Используя знаки действий и скобки, запиши: Число 24 четырьмя тройками или тремя двойками; Число 20 четырьмя девятками или пятью тройками; Число 1000 пятью девятками или шестью пятерками

На уроках математики в качестве минутки чистописания, использую следующие вид работ: Задание:. Найди закономерность и вставь пропущенное число: 14 10 4 36 19 17 46 32 ? Ответ:

«Угадай число»

  • это число двузначное;
  • десятков больше, чем единиц;
  • если сложить цифру количества десятков и единиц, то получится 7;
  • если умножить цифру количества десятков и единиц, то получится 10.

Ответ: 52.

  • «Найди лишнее число»

Дана цепочка чисел, подчиняющаяся определенному правилу, среди этих чисел найти то, которое не подчиняется закономерности.

64, 75, 86, 72

Ответ:72 — лишнее, у остальных разница цифр равна 2

       На развитие умения обобщать и классифицировать я использую,

например, такие задания:

  • «Найди «лишнее» выражение»

40 + 9           27 + 18     20 + 3

  • «Сколько на чертеже отрезков? Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников?»

Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

  • «Определи особенности изменения чисел в таблице и запиши в пустой клетке соответствующее число.»

3

12

6

4

16

18

5

20

Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения. С этой целью применяю задания развивающего характера. Это кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, задачи на смекалку, задачи – шутки, и т. д.

На уроках русского языка при знакомстве со словарным словом, использую упражнение «анаграмма».

  • Кгуенур, бкаел, шакок, сакоба.

Ответ:сакоба (собака)

Задание . «Послезавтра у меня день рождения», — сказала Лиза в воскресенье. В какои день недели у Лизы день рождения?

 А) в понедельник; Б) во вторник; В) в среду; Г) в пятницу; Д) в субботу.

Задание  ― Куда пошла мама? ― спросила Маша у младшего брата. ― В магазин, купить кочан этои... как ее... ― ответил брат и запнулся. Но Маша все равно сразу поняла, что мама пошла за ... А) капустои; Б) картошкои; В) морковкои; Г) редискои; Д) колбасои.

Задание 6. К какому слову нельзя добавить слово слишком?

А) горячая; Б) жидкая; В) соленая; Г) манная; Д) кислая.

Задание . Переставь буквы и получи нужное слово. Запиши полученное слово.

САРАИ – ___ ___ ___ ___ ___ (рыба) КАПРИЗ – ___ ___ ___ ___ ___ ___ (распоряжение КОЛОС – ___ ___ ___ __ __ (птица) БАЗУКА – ___ ___ ___ ___ ___ ___ (алфавит) КРЕДИТОР – ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ (начальник)

Задание . Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. При (________) ец, каб (________) окошко, ме(_________)олад.

Учащиеся с удовольствием выполняют математические действия и отгадывают слова:

  • САМ + У - А + ЧИ + ТЕ - МС + ЛЬ = ...  

Ответ: учитель

  • «Из ряда слов нужно выбрать только два, которые обозначают главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.»

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Эти упражнения позволяют целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

«Найди общее у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

Подобные упражнения стимулируют мышление ребёнка к поиску обобщающего основания.

На окружающем мире при изучении природных зон с детьми находим сходство и различие, или по заданным признакам узнаем ту или иную природную зону.

Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые философские задачи. Например:

С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)?

Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

        На уроках часто использую загадки, которые способствуют не только развитию логических УУД, но и развивают речь. Дети с удовольствием сами составляют загадки, используя признаки предметов.

Этот круглый апельсин

На Земле всего один.

Греет нас он круглый год,

Его любит весь народ.

Ответ: солнце.

Игры, логические и творческие задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

При выборе упражнений следует помнить, что все задания классифицируются по основным познавательным процессам. Такими познавательными процессами являются: внимание, память, воображение, мышление. Развитию мышления способствует система содержательно-логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщений и классификаций.

Таким образом, в процессе формирования логических УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума. Помнить , что не все задания эффективны и равноценны в формировании логических УУД.

В процессе использования логических упражнений на уроках выявилась положительная динамика влияния этих упражнений на уровень развития мышления учеников и повышения качества знаний.

Использованные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

Формирование универсальных учебных действий на уроках у младших школьников.

Приоритетной целью школьного образования, вместо передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать их,к...

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка

В статье рассмотрен вопрос формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников английского языка. Особенность исследования состоит в том, что в литературе граммат...

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....