Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Ботягова Татьяна Олеговна

В статье рассмотрен вопрос формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников английского языка. Особенность исследования состоит в том, что в литературе грамматическое моделирование рассматривается как средство формирования грамматических навыков, а не формирования УУД. Таким образом существует противоречие между использованием моделирования как приема обучения грамматике и недостаточной разработанностью проблемы формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников иностранному языку. В статье описана серия уроков по формированию универсальных учебных действий при обучении грамматике на материале темы "Past Simple", а также приведены грамматические модели, которые могут быть использованы на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx281.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно.

Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий”.

Универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет три группы универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Безусловно, важно формировать все УУД, однако в рамках данного исследования внимание сосредоточено на формировании УУД моделирования.

Согласно А.Г. Асмолову, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

У детей младшего школьного возраста есть ряд специфических возрастных психологических особенностей, которые необходимо учитывать для эффективного обучения грамматике английского языка. Одной из таких особенностей является преобладание визуальных каналов восприятия, т. е. для обучения детей младшего школьного возраста очень важно использование наглядности. Для более эффективного обучения грамматике иностранного языка в раннем возрасте педагоги используют разнообразные схемы и модели, позволяющие учащимся легче понять и в последующем усвоить английскую грамматику.

Методика формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка основана на теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также на этапах формирования грамматических навыков по С.Ф. Шатилову и стадиях формирования грамматических навыков по Е.И. Пассову.

Проект разработан на основе учебника «Английский язык» 3 класс. Авторы: И. Н. Верещагина, Т.А. Притыкина по теме «Past Simple».  На изучение данной темы авторами учебника отведено 13 уроков.  

Авторы учебника предлагают знакомить учащихся со следующими типами предложений в прошедшем времени: утвердительное предложение, отрицательное предложение, общий вопрос, специальный вопрос, вопрос к подлежащему.

Далее приведены примеры грамматических моделей, которые могут быть использованы для каждого типа предложений (таблица 1).

Таблица 1  

Примеры грамматических моделей

Утвердительное предложение

____ Ved.

Отрицательное предложение

______  V.

Общий вопрос

 _____V?

Специальный вопрос

____ V?

Вопрос к подлежащему

 Ved?

Методика формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка разработана для четырех уроков: три урока являются уроками формирования грамматических навыков и один урок – это урок совершенствования грамматических навыков. Фрагменты конспектов уроков приведены в приложении 6.

1 урок направлен на введение нового грамматического материала – утвердительных предложений в Past Simple. Первым этапом урока является тап мотивации – учитель сообщает, что сегодня мы будем учиться говорить о том, что мы делали вчера. Следующий этап – создание ориентировочной основы действия, на котором происходит введение материала, его семантизация и объяснение. Материал предлагается вводить дедуктивным способом – учитель сообщает правило и предъявляет грамматическую модель, объясняя каждый элемент модель и его значение. Под грамматической моделью необходимо написать предложения, соответствующее модели. Далее – этап первичного закрепления с опорой на грамматическую модель. На данном этапе используются упражнения на имитацию, подстановку и расширение, а также рецептивные упражнения, направленные на идентификацию и дифференциацию.

Тренировка грамматического материала начинается с имитативных упражнений. На электронную доску учитель выводит картинки персонажей, которые говорят, что они делали вчера. Например, на слайд выведена картинка мальчика, катающегося на лыжах и фраза I skied yesterday. Учащемуся необходимо сказать “I skied yesterday, too”. Для того, чтобы у учащихся был выбор, предлагается выводить на слайд несколько картинок с различными действиями.

Следующие упражнения – упражнения на подстановку. Данные упражнения подразумевают использование лексической единицы в речевом образце. Так, опираясь на модель, написанную на доске, учащемуся предлагается сказать, что он делал вчера (требуется только подставить глагол, добавив аффикс ed). Для облегчения выполнения упражнения учитель раздает каждому ученику карточки с движениями. Далее – упражнения на расширение. Такие упражнения предполагают использование более чем одной лексической единицы в одном речевом образце. При выполнении данного упражнения следует опираться на игру «снежный ком». Учителю следует раздать учащимся другие карточки. Первый учащийся говорит, что он делал вчера, например Masha skipped yesterday and I played football yesterday.

Следующему учащемуся необходимо повторить предложение одноклассника и добавить свой вариант, например Yesterday I played computer games and watched TV. Во избежание ошибок следует оставить грамматическую модель на глазах у учеников.

Рецептивные упражнения на имитацию предлагается выполнять на основе печатного текста. Каждому учащемуся выдается карточка с 4-5 написанными предложениями. Прочитав все предложения про себя, учащемуся необходимо выбрать, а затем вслух прочитать предложение, соответствующее грамматической модели, написанной на доске.

Последний этап урока – этап репродукции. На данном этапе учащиеся самостоятельно используют в речи новый речевой образец без опоры на грамматическую модель. От учащихся требуется сказать 1-2 предложения о том, что они делали вчера. Основываясь на том, что до этого у учащихся было много возможностей запомнить правило построения утвердительных предложений в Past Simple, можно сделать вывод о том, что с данным упражнением они справятся успешно.

2 урок также направлен на формирование речевых грамматических навыков, однако здесь вводится новый тип предложения – отрицательное предложение в Past Simple. Структура урока остается та же, однако добавляется несколько этапов и изменяется процесс введения грамматического материала.  Введение материала может быть представлено дедуктивным методом. Учитель рисует модель отрицательного предложения и с помощью наводящих вопросов об элементах модели учащиеся могут сами формулируют правило. Предложение, соответствующее модели написано на доске. Необходимо обратить внимание учащихся на появление новых элементов в модели: вспомогательного глагола did, который «забирает» аффикс ed, и частички not.

Первые упражнения – упражнения на имитацию. Они могут быть выполнены тем же способом, который использовался на предыдущем уроке. Посмотрев на картинку на слайде, учащемуся необходимо сказать, что он не делал этого тоже. Например, на картинке девочка, которая говорит “I didn’t help my mother yesterday”, учащемуся необходимо повторить предложение, добавив частичку too (I didn`t help my mother yesterday, too).  Следующие упражнения – на подстановку и расширение выполняются так же, как и на предыдущем уроке. При выполнении этих упражнений (на имитацию, подстановку и расширение) грамматические модели остаются на глазах у детей. При выполнении следующих упражнений, направленных на репродукцию, следует убрать модель, чтобы учащиеся могли самостоятельно использовать речевой образец в речи.

На данном уроке появляется новый вид упражнений – упражнения на трансформацию и комбинирование. Упражнения на трансформацию представляют собой переход от одного речевого образца к другому. Перед выполнением упражнения необходимо активизировать ранее изученный грамматический материал – построение утвердительных предложений в Past Simple. Активизация материала происходит с помощью модели. Вспомнив правило, переходим к выполнению упражнения. Опираясь на модель утвердительного предложения, учащимся необходимо перестроить и переписать отрицательное предложение в утвердительное. Поделив доску на две части, в левом столбце учитель пишет отрицательные предложения в Past Simple. В правом столбце сверху нарисована модель утвердительного предложения. Опираясь на нее, ученику необходимо написать утвердительное предложение. Таким образом, рядом с предложением He didn’t play yesterday учащемуся необходимо написать He played yesterday. Данное упражнение может быть выполнено как обротное (утвердительные предложения нужно перестроить в отрицательные, опираясь на модель отрицательного предложения). Если есть возможность, можно использовать электронную доску. Выполняя данное упражнение, учащиеся совершенствуют грамматические навыки не только в устной речи, но и в письменной.

Упражнения на комбинирование представляют собой целенаправленное сталкивание двух речевых образцов. Ученику предлагается сказать 2-3 предложения о том, что он делал и не делал вчера. Так как учащемуся необходимо комбинировать два разных речевых образца, необходимо предотвратить возможные ошибки. Перед выполнением упражнения следует использовать модели отрицательного и утвердительного предложений с целью активизации материала и сравнения этих речевых образцов. Данное упражнение может быть выполнено как в устной, так и в письменной форме.

3 урок также направлен на формирование грамматического навыка. Новым речевым образцом на этом является общий вопрос.  При введении материала также используется дедуктивный метод. Необходимо обратить внимание учащихся на вспомогательный глагол did, который встает на первое место в предложении. Он также изображен полным человеком, который «забирает» аффикс ed. Структура урока остается прежней, однако содержание упражнений немного изменяются. Упражнение на имитацию проводится на основе игры «Эхо». Учащемуся необходимо повторить предложение за учителем представив, что он другой человек (пожилой человек, маленький ребенок, персонаж мультфильма) или изобразив эмоцию (счастье, радость, злость). Упражнение на подстановку и расширение могут быть выполнено в парах. Учитель раздает одну карточку с действием каждому ученику и от каждого учащегося требуется задать вопрос своему соседу по парте, подставив действие с карточки. Например, “ Did you cook yesterday?”. После этого учитель добавляет карточки и ученику уже необходимо задать вопрос с большим количеством действий, например “Did you play football and computer games yesterday?”. Все описанные предложения выполняются с опорой на модель.

Этап репродукции выполняется без наглядности, учащемуся необходимо задать вопросы одноклассникам или учителю о том, что он делал вчера.

Следующие упражнения направлены на трансформацию и комбинирование. Алгоритм выполнения упражнений такой же, как и на предыдущем уроке, только добавляется новый речевой образец (общий вопрос).

4 урок – урок совершенствования грамматических навыков. На данном уроке нет новой грамматики, только отрабатывается и совершенствуется уже изученный грамматический материал. В начале урока, с применением модели активизируется правило построения утвердительных предложений. Далее, опираясь на модель, учащемуся требуется сказать, что он делал вчера. Таким же образом активизируются и тренируются правила употребления отрицательных предложений и общих вопросов.  

Следующие упражнения – упражнения на трансформацию. Так как это этап совершенствования, каждому учащемуся может быть дана карточка, на которой написаны несколько предложений и рядом с ними модели, указывающие на те предложения, которые им нужно перестроить. После самостоятельного выполнения упражнений, учащимся может быть предложено поменяться карточками для взаимопроверки. Если допущены ошибки, то у учеников есть возможность исправить их, опираясь на модель.

Последние упражнения на данном этапе – упражнения на комбинирование. Данные упражнения направлены на работу в парах. Каждому ученику дается таблица, в которой указаны члены семьи и действия. Задавая вопросы о каждом из членов семьи, ученик заполняет таблицу. После диалога учащемуся необходимо рассказать о том, что делал и не делал каждый из членов семьи одноклассника. Для более успешного выполнения задания во время диалога на доске должны быть нарисованы модели вопросительных предложений. Во время составления рассказа о семье своего одноклассника также следует оставить модели утвердительных и отрицательных предложений.

При выполнении данного упражнения учащиеся совершенствуют грамматический навык в диалогической и монологической речи, а также развивают универсальные учебные действия моделирования.

В заключении хотелось бы отметить преимущества моделей.

  1. Модели могут быть по-разному представлены: с помощью карточек на магнитах, рисунков на доске или картинок и анимации в мультимедийных презентациях.
  2. Этапы формирования универсальных учебных действий моделирования охватывают ориентировочно-подготовительный и стереотипизирующе-ситуативный этапы формирования грамматических навыков и подразумевают работу младших школьников с моделями от ознакомления с новым грамматическим материалом до комбинирования нескольких речевых образцов.
  3. Обобщенность моделей (возможность использования в рамках любой учебной ситуации).
  4. Модели универсальны (применимы к любым грамматическим темам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"

Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...

Опыт работы: "Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников"

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные...

Формирование универсальных учебных действий на уроках у младших школьников.

Приоритетной целью школьного образования, вместо передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать их,к...

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....