Физкультминутки для учеников начальной школы
материал (1 класс) на тему
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации,
и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение.
В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.
Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки.
Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki.docx | 77.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
1 класс
А — начало алфавита
А— начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
Что растет на елке?
Что растет на елке? (Поднять плечи и опустить.)
Шишки да иголки. (Растопырить пальцы.)
Разноцветные шары (Соединить пальцы рук в шар.)
Не растут на елке. (Потрясти кистями рук.)
Буква Е
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,(Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке.
(Прыжки на одной ножке.)
Буквой Л расставим ноги
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо... Получается на славу.
Молодцы!
Влево — вправо, влево - вправо... (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
Льется чистая водица
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся по суше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)
Мяч подскакивает вверх
Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше всех?(Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился. (Ходьба на месте.) »
Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся за парты.)
2 класс
Ах ты, Петя — простота
Ах ты, Петя — простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Петя, Петя — петушок!
Что ты раненько встаешь?!
Детям спать не даешь. (Дети кладут голову на парту, имитируют сон.)
Чтобы нам совсем проснуться
Нужно потянуться! (Делают несколько упражнений.)
Вот под елочкой зеленой
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны,
(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Целый день они летали,
(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)
Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.
Дружно маме помогаем
Дружно маме помогаем —
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.)
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
По дороге Петя шел
По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
3 класс
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Тюша-Плюша
Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок: (Ходьба на носках, руки за голову, спина прямая.)
Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком. (Сесть за парту, махи ногами в стороны и скрестно (сидя), «ножницы», спина прямая.)
Едет Тюша с горки,
А за ним ведерки. (Четыре раза поднять согнутые ноги вперед и опустить на пол — спина прямая. Присели.)
Мы по улице гуляем
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре :«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» - «моды» — «лимонад»!(Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Юрта, юрта
Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)
4 класс
В «Светофор» мы поиграем
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать. (Потягивания.)
В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)
Красный свет нам «Стой!» - кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед.(Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолет.(Прыжки.)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой,
Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не дает.
Никто не подал и знака —(Руки на пояс.)
Молчали (Повороты туловища влево-вправо.)
Бяка и Бука. (Наклоны туловища влево-вправо.)
И Бука
Думал со скукой: (Наклон туловища вперед.)
Чего он так смотрит — букой? (Руки в стороны.)
И Бяка думал: (Руки на пояс.)
Однако (Наклон туловища вперед.)
Какой он ужасный (Руки вверх.)
Бяка... (Руки опустили.)
На зарядку становись!
На зарядку становись
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)
По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Раз, два — мы проснулись
Раз, два - мы проснулись, (Потягивания.)
Три — в кровати потянулись, (Повороты туловища.)
Четыре — солнцу улыбнулись.(Наклоны.)
Пять — кровать заправляем, (Движения головой.)
Шесть — лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью.)
Семь — зарядку выполнять, (Круги руками.)
Восемь - душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз.)
Девять — быстро обтираться, (Прыжки на месте.)
Десять — надо одеваться, (Легкий бег на месте.)
Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу.)
Не спеши, дружок, постой!
Зубы чисти, причешись,
Побыстрее шевелись!
Тик-так
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)
А теперь пора нам, братцы,
За уроки приниматься. (Дети садятся за парты.)
Тик-так, тик-так
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора. (Дети садятся за парты.)
МАТЕМАТИКА
1 класс
Класс наш прыгает опять
Класс наш прыгает опять —
Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.)
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)
Мы решали, мы решали
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,(Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки в ладоши.)
Начал заинька скакать. (Руки на пояс.)
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз. (Легкие прыжки.)
Раз-два — шли утята
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)
2 класс
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Мы считали и устали
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.(Приседания.)
Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Раз, два — стоит ракета
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
Шли по крыше три кота
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота: —
Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
Я иду
Я иду, и ты идешь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь –
Раз, два, три.
Мы идем и поем —
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем –
Раз, два, три. (Дети шагают под счет учителя.)
3 класс
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
Кто живет у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Под веселые напевы
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Солнце глянуло в окно
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть по шире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.
(Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели, И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
4 класс
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках —
Столько раз,
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Топаем ногами. (Топаем ногами.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
Кошка учится считать
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Целый месяц под дождем (Топаем ногами.)
Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.)
Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)
Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны-на пояс.)
Потихоньку, понемножку (Приседания.)
Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.)
Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.)
И далеко от земли (Топаем ногами.)
Получается в ответ: (Прыжки на месте.)
Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.)
Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.)
На разминку
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)
Поднимает руки класс
Поднимает руки класс—
Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)
Повернулась голова —
Это «два». (Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри -
Это «три». (Приседания.)
Руки в стороны по шире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте.)
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — все в полном порядке.
Раз, два — хлопок в ладоши
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку,
Выражения решать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 класс
А теперь мы — ручейки
А теперь мы — ручейки,
Побежали вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ученики выполняют движения в соответствии с текстом
В зоопарке
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он.(Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Вышли мышки
Вышли мышки как-то раз («Ходьба», сидя за партой (держать осанку).)
Посмотреть, который час. (Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс.)
Раз-два, три-четыре, (Два хлопка справа, два хлопка слева.)
Мыши дернули за гири. (Руки вверх-вниз.)
Вдруг раздался страшный звон, (Четыре хлопка над головой.)
Убежали мышки вон.
Гномик
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
2 класс
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер. ^ Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
В небе плавает луна
В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать.(Руки вверх.
Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить.(Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь -(Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.)
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, («Умываемся».)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)
Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь садимся мы! (Дети садятся за парты.)
3 класс
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
Ветер
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
Говорит цветку цветок
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)
Грибочки
Я грибочек сыроежка, (Руки на грудь и в стороны.)
Я малюсенький. (Упор присев.)
Меня дети очень любят, (Встать, повороты туловища направо-налево, руки развести в стороны, вниз.)
Я вкусненький. (Полуприсед, погладить живот.)
Я грибочек-невеличка, (Полу присед с наклоном вправо, руки перед собой.)
А зовут меня лисичка. (Повторить в другую сторону.)
Я грибочек мухомор, (Ходьба на месте («тяжелая»).)
Пятнышки на шляпке. (Полуприсед, пятки врозь вместе, руки перед грудью.)
Почему не любите (Правая нога на пятку, руки в стороны, то же с другой ноги.)
Вы меня, ребятки?
4класс
Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)
Ветер
Осторожно ветер
За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево.)
Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте.)
Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте.)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте.)
И, расправив гордо
Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте.)
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками.)
Ветер дует ледяной
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса.(Прыжки.)
Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся(Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты.)
Во дворе растёт подсолнух
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)
Вы, наверное, устали
Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)
Да! (Хлопки в ладоши.)
И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)
Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.)
И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.)
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
ЧТЕНИЕ
1 КЛАСС
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...
2 КЛАСС
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах "тише, тише" - присесть. На словах "выше, выше" - встать и вытянуть руки вверх.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
3 КЛАСС
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
Катились колёса, колёса, колёса (руки согнуты, толкающие движения)
Катились колёса всё в лево, всё косо (руки на поясе, вращательные движения туловищем)
Скатились колёса на луг под откос (вращательные движения в другую сторону)
И вот, что осталось от этих колёс (выпрямиться, развести руки в стороны).
4 КЛАСС
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся
Аист
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то
правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Часы
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Бегут, бегут со двора
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Будем прыгать и скакать!
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ванька-встанька
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
МУЗЫКА
1 КЛАСС
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
(Дети садятся за парты.)
2 КЛАСС
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» — на все на свете.
(Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания.)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!
(Ходьба на месте.)
Мы размяться были рады,
Но пора опять за парты.
(Дети садятся за парты)
3 КЛАСС
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей, быстрей!
(Бег на месте.)
Делаем вперед наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять. (Наклоны.)
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
(Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.(Приседания.)
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.(Прыжки.)
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
(Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться.
(Дети садятся за парты.)
4 КЛАСС
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
(Прыжки на месте.)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идет:
«Где здесь пчелы, где здесь мед?»
(Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(Потягивания — руки вверх.)
И вокруг запели птицы!
(Потягивания — руки в стороны.)
Ну а нам пора учиться.
(Дети садятся за парты.)
Это трасса мотокросса.
Крутятся вперед колеса.
Если их назад вращать,
Мотоцикл поедет вспять.
(Вращение прямыми руками вперед и назад.)
ТЕХНОЛОГИЯ
1 КЛАСС
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
- На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.-
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Три медведя шли домой (шаг на месте)
Папа был большой – большой (руки поднять вверх),
Мама чуть поменьше ростом (руки на уровне груди),
А сынок – малютка просто (присесть).
Очень маленький он был (присев, покачиваясь по –медвежьи),
С погремушками ходил (стоя, имитируя игру с погремушками)
- Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолет,
Раз, два- хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре-Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре-И на месте походили.
2 КЛАСС
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Ты подпрыгни столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполни наклонов.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз поднимем руки.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
3 КЛАСС
Вот мы руки развели
Вот мы руки развели, (Руки разводим в стороны)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь! (Наклоны вперед)
СТАНОВИТЕСЬ В КРУГ ОПЯТЬ
Становитесь в круг опять, Дети становятся в круг, взявшись за руки
Будем в солнышко играть.
Мы - веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг по шире.
Раз, два - вперед нагнуться! Наклоны вперед
Три, четыре - быстрей чуть, чуть!
Приподняться, подтянуться,
Глубоко потом вздохнуть! Руки вверх, вдох - прогнуться
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
Я иду
Я иду, и ты идешь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь –
Раз, два, три.
Мы идем и поем —
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем –
Раз, два, три.
(Дети шагают под счет учителя.)
4 КЛАСС
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.(махи руками)
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет все здорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да!
Шли по крыше три кота
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.(Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.(Приседание.)
И сказали три кота: —
Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
ИЗО
1 класс
Если б все на свете было
Одинакового цвета, (Вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным...
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их разведём,
И к себе скорей прижмём.
А потом скорей, скорей.
Хлопай, хлопай веселей!
Солнце глянуло в окошко,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться, три - четыре
И на месте поскакать – пять.
Головой кивает слон.
Он слонихе шлет поклон.
Вдох глубокий, выдох полный
Разгулялись в море волны.
Руки вверх поднять пора.
Дружно ловим комара.
Опустили руки вниз,
В стойку прежнюю вернись.
2 класс
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)
Присед, (Присед.)
Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)
Всем спортсменам
Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх,
наклон вперед с касанием руками пола.)
Стройными, красивыми
Все хотим мы стать,
Добрыми и сильными,
Чтоб весь мир обнять!
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый. (Стоим на левой ноге.)
Вышел клоун на арену,
(Поднимаем и машем руками)
Поклонился всем со сцены
(Наклоны головой)
Вправо, влево и вперед...
(Поклоны, вращение туловищем)
Поклонился всем как мог.
(Придумать свой оригинальный поклон)
3 класс
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
(Встаем на одну ногу и тянем руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
(Встаем на другую ногу и снова тянем руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Садимся.)
Что там чудится в тумане? (Вытягиваем руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Руками изображаем волны.)
Это мачты кораблей. (Вытягиваем руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Машем руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Сжимаем кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Вверх потянемся, пройдёмся,
(Потягивания - руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Садимся).
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
(Руки через стороны вверх, потянулись.)
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна. (Прыжки на месте.)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, (Приседания.)
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна (Наклоны головы к левому-правому плечам.)
Нам еще приятней станет —
Значит, к нам пришла весна. (Прыжки на месте.)
4 класс
Поднимаем руки все - это "раз",
Повернулась голова — это "два",
Руки вниз, вперёд смотри — это "три",
Руки в стороны по шире развернули на "четыре",
С силой их к плечам прижать — это "пять".
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть".
Посидим и отдохнём,
А потом рисовать начнём.
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети. ( шагаем на месте)
Ручки согревают, ( хлопки руками)
Ручки потирают. (трем рука об руку)
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко. ( топаем ногами)
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем.( приплясываем)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Машем руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Делаем плавательные движения руками.)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
1. Физкультпаузы-потешки
При чтении потешек надо прикасаться всей рукой к каждому пальцу по очереди и делать ему небольшой массаж.
1-я потешка: Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Их попробовать хочу (3 хлопка в ладоши).
2-я потешка: Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора!
3-я потешка: Необычная физзарядка
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покиваем головой,
Верх посмотрим над собой.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Кулачки сейчас сожмем
И опять писать начнем.
4-я потешка: Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Пальцы сделали замок
И продолжили урок.
5-я потешка: Веселый счет
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
6-я потешка: Мы ребята, как утята!
Мы веселые ребята,
Мы ребята, как утята!
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук:
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют.
Зашумел в пруду камыш:
Ш — ш — ш
Закричал вдали малыш:
Ай — ай — ай!
Ты утяток не пугай!
Вот какие мы утята,
Мы спортивные ребята!
7-я потешка: От одного до десяти
Раз, два — встать всем вместе нам пора,
Три, четыре — руки вытянем пошире,
Пять, шесть — всем присесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Девять — сядем дружно мы опять,
Десять — начали писать.
2. Стихотворные физкультпаузы
1. Мы писали, рисовали,
Наши пальчики устали,
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем.
Чтобы лучше отдохнуть,
Надо пальчики встряхнуть.
(Вначале ритмическое сжимание-разжимание пальцев, а затем — встряхивание кистей).
2. В нашем классе, на уроке
Появились две сороки.
Стали дружно стрекотать.
Как нам это показать?
Надо ручки нам согнуть,
Правым глазом подморгнуть,
Быстро пальчики сжимаем,
Словно ротик открываем!
(Ритмическое сжимание и разжимание пальцев обеих рук).
3. Мы старались, мы писали и немножечко устали,
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас — детей.
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло.
4. Мы писали, мы считали, на вопросы отвечали
А теперь мы отдохнем, сладко, сладко все заснем.
Снится детям сон смешной, сон веселый, озорной,
Как волчище глупым был: в лапы к зайцу угодил,
А проказник-колобок напугать лисичку смог,
Чуть ее не проглотил, но подумал и простил.
Семь козлят на волка сели, громко песенку запели.
Мы козлятам подпоем и скорей плясать пойдем.
5. Поработали мы дружно, а теперь поспать нам нужно (дети кладут головы на парты, закрывают глаза).
Тише, тише, тишина в нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон, нравится ребятам он:
Про зефир, про мармелад и про вкусный шоколад,
Про конфеты, про варенье, про торты и про печенье.
Добрый Гена-крокодил нас на праздник пригласил.
Он детишек угощает и на танец приглашает.
6. Наши ушки на макушке,
Как у зайки на опушке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Раз — подняться на носки и улыбнуться.
Два — руки вверх и потянуться.
Три — согнуться, разогнуться.
Четыре — снова все начать,
Пять — поглубже всем вздохнуть.
Шесть — на пояс руки ставим.
Семь — повороты туловища начинаем.
Восемь — столько раз приседаем,
Девять — потягиваемся и отдыхаем.
Десять — и урок наш продолжаем.
7. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим (бег на месте),
До лужайки добежим (бег продолжается).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
(прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп! (присели). Немного отдохнем.
И с лужайки в класс пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).
Все, закончилась игра —
Заниматься нам пора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний спектакль для учеников начальной школы.
В сценарий спектакля включены интересные конкурсы в которых могут принимать участия как дети, так и родители, присутствующие на празднике....
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Интеллектуальная игра для учеников начальной школы.
Данный материал подобран для проведения игры между учениками начальной школы....
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Физкультминутки для учащихся начальной школы
Физкультминутки для учащихся начальной школы...
ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)
ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)Цель: популяризация здорового образа жизни у школьников.Задачи:Формирование установок здорового образа жизни.Повышение уровня ос...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...