Статья
статья на тему

Аббасова Чинара Гасановна

Полиэтнический класс: проблемы и поиски решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Полиэтнический класс: проблемы и поиски решения

Аббасова Чинара

Чернышева Ж.В.

СПб ГБПОУ Педагогический колледж № 8

Начало пути молодого педагога сопряжено с целым рядом трудностей, среди которых и такая, которая является трудноразрешимой не только для начинающего, но и педагога с опытом и стажем работы. Это проблема преподавания в классах с полиэтническим составом.  Такие классы есть в каждой школе Санкт-Петербурга. И основная задача для учителя в таком классе повысить лингвистическую компетентность таких детей. Это в полной мере будет способствовать более комфортной адаптации таких учащихся,  как в классе, так и в социуме.

В педагогическом сообществе в настоящее время существует два термина, характеризующих таких учащихся. Это дети - билингвы и дети - инофоны. Попытаемся проанализировать эти понятия и дать им краткую характеристику.

Анализ статей на данную тему позволил нам понять что:

Всех учащихся-мигрантов можно разделить на две группы:

- учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят, как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для учащихся-билингвов русский язык является «почти»  родным. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи. Обучение таких детей, как правило,  не вызывает серьезных трудностей.

- Дети-инофоны – это группа учащихся, чьи семьи недавно переехали в Россию, родители также имеют трудности с русским языком, дома между собой общаются на родном языке. Это дети, для которых русский язык не является родным, он труден для восприятия, понимания и коммуникации.

Дети-инофоны не владеют русским языком настолько, чтобы на нем обучаться, а дополнительной или предварительной подготовки иноязычных учащихся к школе не проводится, в классах нет разделения на группы по принципу русскоговорящие – дети-инофоны. С одной стороны, это правильно, т.к. только при взаимодействии у детей развивается толерантное уважение к другим нациям, культурам, выстраиваются взаимоотношения, создается комфортная, благоприятная атмосфера в классе. С другой стороны, эти дети не способны воспринимать материал на таком же уровне, как дети, для которых русский язык является родным. Ни учебники, ни учебные программы не рассчитаны на обучение детей-инофонов.

Эта задача возлагается на учителя, который, не имея специального образования, не владея соответствующей методикой преподавания (русского языка как иностранного), без профессиональной и психологической подготовки, вынужден искать пути решения данной проблемы самостоятельно.

В  методической литературе указывается, что разрешить данную проблему возможно при организации дополнительных коррекционно-развивющих групп и занятий, кружковой работы, использовании специальных комплектов учебников, привлекая и просвещая родителей детей-инофонов.

Основное направление решения проблемы сотрудничества с родителями детей мигрантов:

1) формирование у родителей установки на сотрудничество и повышение педагогической компетентности воспитывающих взрослых – членов семей и педагогов образовательных организации;

1) формирование педагогического сообщества.

Родителям-мигрантам рекомендуется следующее: внимательно относиться к чувствам и поведению своих детей в период адаптации. Если родители замечают, что сын или дочь проявляют агрессивное или депрессивное поведение, то им следует узнать причину такого поведения ребенка, прямо и открыто обсудить с ним эту проблему. В семье необходимо интересоваться кругом общения ребенка, обращать внимание на то, что он читает, какие телепередачи смотрит, с кем общается по сотовому телефону, какая информация его привлекает в Интернете; родители и другие взрослые домочадцы  должны обязательно контролировать собственные негативные высказывания о жизни, поскольку дети  буквально «зеркалят» их мысли, взгляды, высказывания, точку зрения на ту или иную ситуацию; задача родителей не только знакомить ребенка с традициями и семейным укладом своей культуры, но и культурой России, особенностями тех народов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать, ходить в музеи, театры, читать художественную литературу.

 Для нас проблема детей-инофонов очень близка, хотя сами мы были детьми – билингвами. Понимая проблемы данных семей изнутри, нам хочется верить, что мы уже сейчас не оставляем данный вопрос без должного внимания и пытаемся ее решить всеми способами, которые представлены в педагогическом сообществе.

Такая работа для нас – это насущная необходимость, так как в  классе из 25 учащихся - 10 человек детей – инофонов. Почти 50% детей, для которых русский язык неродной! И понимая, что без дополнительных усилий нам не справится,  мы начали вести специальную дополнительную работу после уроков – прописи и тетради, игры, общение, это лишь малая часть того, что мы пытались организовать для таких учащихся. Пусть медленно и трудно, но успех этой деятельности мы видим и это, конечно, нас вдохновляет.

Обучение детей-инофонов – сложнейшая задача современного педагога. Это задача и в организации преемственности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного возраста.  Такие учащиеся, бесспорно,  нуждаются в дополнительных занятиях и заданиях, а учитель, в особенности только начинающий, нуждается в дополнительной методологической и психологической подготовке. Для адаптации детей-инофонов в русскоговорящей среде необходим огромный труд с трех сторон  - со стороны учителя, родителей и самого ребёнка. Только  совместные усилия этих субъектов воспитательно- образовательного процесса может привести к успеху.

Список литературы:

  • Ушакова Н. Я. Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного общего образования в школе с полиэтническим составом: проблемы и способы их решения // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 30-32.
  • Андреева С.В. Билингвизм и его аспекты. Ученые записки Забайкальского государственного университета // Серия: Филология, история, востоковедение. Выпуск № 3 - 2009 г. – С. 34-38.
  • Викжанович С.Н. Специфика речевого развития детей - инофонов//Педагогические науки. Выпуск №4 - 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...