Методика формирования целеполагания в начальной школе. Использование опорных схем.
методическая разработка на тему
Методика формирования целеполагания в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.ideya_.docx | 453.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования целеполагания в начальной школе. Использование опорных схем.
Формирование умения целеполагания является одним из направлений ФГОС НОО: в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия как основа умения учиться, в том числе и целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования умения целеполагания при проведении урока.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом, важно отметить, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя - есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Начинать формирование умение целеполагания целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности. Систематическая и целенаправленная работа по формированию умения целеполагания оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.
Весь процесс по формированию данного умения у младших школьников условно можно разделить на несколько этапов.
- ЗАЧЕМ? Объясняю детям для чего нужно ставить цель на каждом уроке. Ежедневно мы ставим такие цели неосознанно для достижения чего либо, такие жизненные примеры помогут ответить на вопрос «зачем?»
- КАК? На данном этапе применяю опорные схемы. Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью схемы. В 1-2 классах применяю СХЕМУ 1.
В 3-4 классах даю Схему 2.
Схемы с опорными глаголами: изучить, уметь, выяснить, закрепить, узнать, познакомиться и др.
Слова «помощники» детям помогают начать формулировку цели урока, включают в процесс целеполагания.
Многие дети испытывают трудности, как начать цель урока, а опорные слова помогают правильно сформулировать, привести в систему мысли учащихся.
СХЕМА 2.
ПРИМЕР: Научиться определять корень в слове.
- Диагностика сформированности умения удерживать цель и умение соотносить учебные задачи с целью урока .
Здесь можно применить диагностику З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной и Л.С. Секретаревой
После урока школьники могут ответить на три вопроса:
Какая цель урока ставилась учителем и вами на уроке? Для ответа продолжи одно из предложений:
Научиться________.
Понять___________.
Тренироваться_____.
Узнать___________.
Какие задачи помогли достичь цели урока?
Продолжи одно из предложения:
Я научился сегодня на уроке_______.
Я могу объяснить другому_________.
Мне еще надо поработать над______.
По результатам диагностики учитывается грамотная формулировка целей и задач. Данная диагностика по мнению авторов поможет учителю систематически отслеживать умение младших школьников отслеживать удерживать цели деятельности.
- Результат (диагностика уровеня сформированности умения целеполагания).
Диагностику целесообразно проводить в конце каждого учебного года и стартовую (1-4 классы)
На основе анализа психолого-педагогической литературы З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной, Л.С. Секретаревой были выделены следующие критерии и показатели сформированности умения целеполагания, которые отражены в таблице (см. табл. 1).
Таблица 1. Критерии и показатели сформированности умения целеполагания
Критерии | Показатели |
Правильность | Правильное формулирование цели урока и задач |
На основе критериев и показателей сформированности умения целеполагания у младших школьников были выделены уровни. Уровни представлены в таблице (см. табл. 2).
Таблица 2. Уровни сформированности умения целеполагания
Уровень | Количественная характеристика | Качественная характеристика |
Высокий | 4 балла | Ученик формулирует цель урока верно. Выделяет правильно учебные задачи. |
Средний | 2-3 балл | Ученик нечетко формулирует цель и задачи, не прослеживается суть деятельности. |
Низкий | 0-1 баллов | Ученик не может сформулировать цель и задачи урока, формулирует не верно. |
Опираясь на критерии и показатели, а также уровни, подобрала методику, выявляющую уровень сформированности умения целеполагания у обучающихся.
Методика.
Цель: выявить уровень сформированности умения целеполагания.
Содержание: выдаются листы опроса. На листах формулируется вопросы:
Какую цель урока мы поставим? Для ответа продолжи одно из предложений:
Научиться____________.
Понять_______________.
Тренироваться________.
Узнать_______________.
Какие задачи помогут достичь цели урока? (укажите 2 задачи)
Для определения цели и задач урока предоставляется любая тема урока.
Обработка результатов:
При анализе ответов учащихся оцениваются умения детей правильно формулировать цели и задачи деятельности на уроке.
Суммарное количество баллов позволило выявить уровень сформированности умения целеполагания у обучающихся.
Таблица 3. Уровень сформированности умения целеполагания у младших школьников
1класс | % | 2класс | % | 3класс | % | |
высокий | 1 | 6,25 | 2 | 12,5 | 4 | 25 |
средний | 5 | 31,25 | 6 | 37,5 | 7 | 43,75 |
низкий | 10 | 62,5 | 8 | 50 | 5 | 31,25 |
Примечание: диагностика проводилась в одном и том же классе в конце каждого учебного года, в 3 классе – конец 3 чнтверти.
Для наиболее наглядного представления результаты по методике отражены в
Диаграмме1.
Результаты проведенной диагностики показали, что умение ставить цель урока на сегодняшний день у детей сформировано хорошо. Ответы на второй вопрос свидетельствуют, что работа по формированию умения различать цель и задачи деятельности является более трудной для обучающихся и требует систематической работы учителя. Целесообразно год от года учить детей ставить цели и задачи более развернуто, к одной и той же теме определять разные варианты целей.
Таким образом процесс формирования умения целеполагания сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе, чтобы при переходе в среднее звено учащиеся ставили цели и задачи к уроку, другим видам учебной и внеучебной деятельности, без затруднений и осознанно.
Список литературы
- Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 21-24.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
- Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №4. - С. 18-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов в речи обучающихся
В данном материале представлена система работы над фразеологизмами в начальной школе. В документ вставлены скриншоты презентаций....
Научно-методическая разработка : "Формирование УУД в начальной школе: использование интерактивного оборудования."
Практическое применение интерактивной доски на уроках в начальной школе....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Использование «резерва» личностного потенциала в обучении».
Тема моя не новая, много написано статей, изменено в учебном процессе ( учебный план) и взято в практику применения, (структура уроков),всё ради сохранения здоровья детей- это внешние изме...
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Использование «резерва» личностного потенциала в обучении».
Тема моя не новая, много написано статей, изменено в учебном процессе ( учебный план) и взято в практику применения, (структура уроков),всё ради сохранения здоровья детей- это внешние изме...
«Инновационные процессы в начальной школе: использование технологии продуктивного чтения»
laquo;Инновационные процессы в начальной школе: использование технологии продуктивного чтения»...