программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа (1 класс) на тему
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» является программой познавательной направленности и служит дополнением к программе предметного курса «Окружающий мир». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность школьников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Занимательные опыты, эксперименты, проводимые на занятиях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития школьников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плосковская основная общеобразовательная школа»
303331, Орловская область, Свердловский район, с.Плоское
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Уровень образования (класс): ФГОС НОО 1-2 классы
Количество часов: 1 класс – 34 ч., 2 класс – 34ч.
Учитель – Пашкова Ольга Викторовна
2016 – 2017 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Содержание курса 9
- Планируемые результаты курса внеурочной деятельности 12
- Список литературы 22
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способности сами ставить вопросы и
получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев.
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта; письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» .
Программа курса внеурочной деятельности составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» является программой познавательной направленности и служит дополнением к программе предметного курса «Окружающий мир». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность школьников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Занимательные опыты, эксперименты, проводимые на занятиях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития школьников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 1-2 классов, 34 часа в первом классе, 34 часа во втором классе)
Форма проведения занятий – групповая, традиционные, комбинированные и практические занятия, праздники, опыты и другие занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), экскурсии, круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Методы обучения.
- Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
- Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Формой подведения итогов работы внеурочной деятельности на каждом занятии является оформление дневника наблюдений.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Курс выстроен на диалогично-деятельностном подходе, при знакомстве с которым учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Программа ориентирована на формирование исследовательского стиля мышления младших школьников, на формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
- Содержание курса
Содержание курса способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, к деятельности, характерными чертами которой являются:
- использование знаний и умений в нестандартной ситуации;
- умение разглядеть проблему в привычном;
- способность найти новое применение объекту;
- умение понимать структуру объекта, интегрировать новые и старые способы действия.
Знакомство с программой внеурочной деятельности даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.
Знания и умения, полученные в результате освоения данного курса в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В силу возрастных особенностей курс выстроен таким образом, что в первый год обучения дети участвуют в опытах и экспериментах, после которых в конце каждого занятия совместно с учителем заполняют один общий для всего класса дневник исследователя. Во втором году обучения дети уже самостоятельно заполняют каждый свой дневник исследователя, а также совместно с учителем оформляют проекты. Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Основное содержание курса:
- Эксперименты с природным материалом.
Задачи:
- Сформировать представления детей о свойствах природного материала.
- Активизация речи и обогащение словарного запаса.
- Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
- Развитие восприятия и произвольного внимания.
- Эксперименты с жидкостями, с водой.
Задачи:
- Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
- Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
- Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
- Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.
- Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
- Познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.
- Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
- Эксперименты с воздухом.
Задачи:
- Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений).
- Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Эксперименты с продуктами питания.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».
- Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
- Воспитание у детей культуры питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Привитие желания вести здоровый образ жизни.
- Физика для любознательных.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Химия для любознательных.
Задачи:
- Расширять представление детей о химических свойствах предметов окружающего мира:
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Эксперименты с предметами.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Учебный план:
№ | Наименование раздела | Всего часов | Часы по годам | Количество часов | ||||
теория | практика | |||||||
1 год | 2 год | 1 год | 2 год | 1 год | 2 год | |||
1 | Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений | 10 | 7 | 2 | 5 | 1 | 2 | 3 |
2 | Эксперименты с жидкостями, с водой. | 10 | 8 | 2 | 1 | 1 | 7 | 1 |
3 | Эксперименты с воздухом. | 8 | 2 | 6 | 1 | 1 | 1 | 5 |
4 | Эксперименты с предметами. | 11 | 4 | 6 | 0 | 1 | 4 | 6 |
5 | Эксперименты с продуктами питания | 10 | 8 | 2 | 1 | 0 | 7 | 2 |
6 | Физика для любознательных | 10 | 3 | 7 | 1 | 2 | 2 | 5 |
7 | Химия для любознательных | 10 | 2 | 8 | 0 | 2 | 2 | 6 |
Итого | 68 | 34 | 34 | 9 | 9 | 25 | 25 |
- Планируемые результаты курса внеурочной деятельности:
Предметные УУД:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Познавательные:
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;
- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные УУД:
- Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло).
- Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
- Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
К концу первого года обучения учащиеся:
- имеют первоначальные навыки работы в парах, в группе;
- умеют чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания;
- понимают, что любое физическое явление может быть понято как определённый процесс, имеющий свои причины;
К концу второго года обучения учащиеся:
- обладают опытом групповой работы и опытом межгрупповых обсуждений нетривиальных вопросов естествознания;
- приобрели опыт быть исследователем-натуралистом;
- умеют формулировать вопросы проблемного и исследовательского характера;
- умеют задавать вопросы друг другу, предлагать собственные версии объяснений странностей окружающей действительности, выделять основания собственных высказываний, основания высказывания других сверстников, совместно выходить на новое понимание обсуждаемого объекта;
- умеют использовать результаты собственной деятельности учебно-исследовательского характера в учебной проектной деятельности;
- представляют результаты проектной деятельности в виде эскизов;
- конструктивно и продуктивно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса.
В результате работы по программе учащиеся будут знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- способы получения и обработки информации, основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы презентации исследования.
Учащиеся научатся:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- выделять из текста основные понятия и давать им определения;
- классифицировать предметы, процессы, явления и события;
- делать выводы и умозаключения
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу общественности
- Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Формы поведения занятий | Количество часов | Дата | |
план | факт | ||||
Эксперименты с продуктами питания (8 часов) | |||||
1 | Заставь яйцо плавать | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 5.09 | 5.09 |
2 | Вареное яйцо или сырое | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | 12.09 | 12.09 |
3 | Мячик из яйца | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 19.09 | 19.09 |
4 | Апельсин-вредитель | занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | 26.09 | 26.09 |
5 | Апельсин тонет или плавает? | диспут, поисковое исследования | 1 | 3.10 | 3.10 |
6 | Молоко — цветовые фантазии | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 10.10 | 10.10 |
7 | Полезная и «вредная» еда | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 24.10 | 24.10 |
8 | Шпионские штучки | игра-путешествие | 1 | 7.11 | 7.11 |
Эксперименты с природными материалами, изучение природных явление (7 часов) | |||||
9 | Подними кубик льда ниткой | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 14.11 | 14.11 |
10 | Чудеса снега | Урок – экскурсия, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 21.11 | 21.11 |
11 | Как сделать «живой» песок? | занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | 28.11 | 28.11 |
12 | Какими бывают камни? | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 5.12 | 5.12 |
13 | Секрет сосновой шишки | занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | 19.12 | |
14 | Почва | Урок – экскурсия, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 26.12 | |
15 | Как не опоздать на ужин, или определение времени по тени | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 9.01 | |
Эксперименты с жидкостями, с водой (8 часов) | |||||
16 | Значение воды в жизни человека | Игра-путешествие | 1 | 16.01 | |
17 | Путешествие с капелькой | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 23.01 | |
18 | Непроливаемая вода | занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | 30.01 | |
19 | Скрепка умеет плавать | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | 6.02 | |
20 | Чудеса в бутылке | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 13.02 | |
21 | Лава в чашке | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 20.02 | |
22 | Радуга в стакане | занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | 27.02 | |
23 | Рисунки лаком на поверхности воды | занятие с элементами экспериментирования | 1 | 6.03 | |
Эксперименты с воздухом (2 часа) | |||||
24 | Шарик - ракета | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | 13.03 | |
25 | Сделай парашют | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 20.03 | |
Физика для любознательных (3 часа) | |||||
26 | «Упрямый» теннисный шарик | занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | 27.03 | |
27 | Обман зрения | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 10.04 | |
28 | Крепкий шарик | занятие с элементами экспериментирования | 1 | 17.04 | |
Химия для любознательных (2 часа) | |||||
29 | Если лень надувать шарик | занятие с элементами экспериментирования | 1 | 24.04 | |
30 | Раскрась цветы | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | 1.05 | |
Эксперименты с предметами (4 часа) | |||||
31 | Веревочный телефон | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 8.05 | |
32 | «Послушное» пламя | занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования | 1 | 15.05 | |
33 | «Оживи» бумажную гусеницу | занятие с элементами экспериментирования | 1 | 22.05 | |
34 | «Умный подсвечник» | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | 29.05 |
Календарно-тематическое планирование
второй год обучения
№ п/п | Тема занятия | Формы поведения занятий | Количество часов | Дата | |
план | Факт | ||||
1 | Введение. Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы. Портфолио юного исследователя | Беседа, работа в группах, проведение экспериментов | 1 | ||
Эксперименты с продуктами питания (2 часа) | |||||
2 | Химичим с желатином | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
3 | Соломинка и картофель | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
Эксперименты с природными материалами, изучение природных явлений (3 часа) | |||||
4 | Почему песочные часы называются песочными? | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
5 | Царство трёх ветров. Воздух-Невидимка. | Урок- путешествие | 1 | ||
Эксперименты с жидкостями, с водой (2 часа) | |||||
6 | Водяная мельница | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
7 | Звенящая вода | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
Эксперименты с воздухом (6 часов) | |||||
8 | Воздушная воронка | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
9 | Опыты с воздушным шаром | занимательная игра-занятие | 1 | ||
10 | «Надуваем шар» | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
11 | Сила дыхания | диспут, поисковое исследования | 1 | ||
12 | Тяжелая газета | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
13 | Свеча и воронка. Свеча и бутылка. | диспут, поисковое исследования | 1 | ||
Физика для любознательных (7 часов) | |||||
14 | Необыкновенный мир магнитов | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
15 | Шарик, хлопья и электричество | занимательная игра-занятие | 1 | ||
16 | Как появляются горы? | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
17 | Бумажные спирали | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
18 | Делаем облако | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
19 | Течёт ли вода вверх | диспут, поисковое исследования | 1 | ||
20 | Как сделать увеличительное стекло | занимательная игра-занятие | 1 | ||
Химия для любознательных (8 часов) | |||||
21 | Химический ластик для чернил | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
22 | Извержение вулкана | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
23 | Соль для ванны? Замечательный подарок своими руками. | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
24 | Мыловарение | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
25 | Металл и уксус | занимательная игра-занятие | 1 | ||
26 | Лизун своими руками | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
27 | Опыты с краснокочанной капустой | практическое занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
28 | Дождь в банке | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
Эксперименты с предметами (6 часов) | |||||
29 | Умный шарик | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
30 | Секреты фокусов | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
31 | Секреты фокусов | занимательная игра-занятие | 1 | ||
32 | Монетка и бутылка | Групповая, занятие с элементами экспериментирования | 1 | ||
33 | Стакан - непроливайка | диспут, поисковое исследования | 1 | ||
34 | Опыты с коктейльными трубочками | занимательная игра-занятие | 1 |
- Информационно – методическое обеспечение
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
- Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.
- Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
- Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
- Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
Материалы Интернет-сайтов:
http://razvivash-ka.ru/fizicheskie-opyty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah
http://www.karusel-tv.ru/announce
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Дневник исследователя
Список юных исследователей
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Исследователь____________________________
Список экспериментов, опытов на год:
- Заставь яйцо плавать
- Вареное яйцо или сырое
- Мячик из яйца
- Апельсин-вредитель
- Апельсин тонет или плавает?
- Молоко — цветовые фантазии
- Полезная и «вредная» еда
- Шпионские штучки
- Подними кубик льда ниткой
- Чудеса снега
- Как сделать «живой» песок?
- Какими бывают камни?
- Секрет сосновой шишки
- Почва
- Как не опоздать на ужин, или определение времени по тени
- Значение воды в жизни человека
- Путешествие с капелькой
- Непроливаемая вода
- Скрепка умеет плавать
- Чудеса в бутылке
- Лава в чашке
- Радуга в стакане
- Рисунки лаком на поверхности воды
- Шарик - ракета
- Сделай парашют
- «Упрямый» теннисный шарик
- Обман зрения
- Крепкий шарик
- Если лень надувать шарик
- Раскрась цветы
- Веревочный телефон
- «Послушное» пламя
- «Оживи» бумажную гусеницу
- Умный подсвечник
Опыт № 1
Тема: Заставь яйцо плавать
Что необходимо:
- Сырое яйцо
- стакан с водой
- несколько столовых ложек соли
Порядок выполнения эксперимента: Что происходит:
- Положили сырое яйцо в стакан с чистой яйцо опустилось на дно стакана (А)..
водопроводной водой
- Достали яйцо из стакана и растворили в
воде несколько ложек соли.
- Опусти яйцо в стакан с солёной водой яйцо плавает на поверхности
воды (Б).
Почему так происходит
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт № 2
Тема: Вареное яйцо или сырое
Что необходимо:
- Два яйца (вареное и сырое)
- веревка
Порядок выполнения эксперимента:
- Способ:
- Оба яйца положили на стол, раскрутили.
- Наблюдаем….
Что происходит:
Сваренное (особенно вкрутую) яйцо вращается при этом заметно быстрее и дольше сырого. Последнее трудно даже заставить вращаться; между тем круто сваренное яйцо вертится так быстро, что очертания его сливаются для глаз в белый сплющенный шарик и оно может само встать на острый конец.
- Способ:
- Обтянули сырое и вареное яйца резиновыми колечками “по меридиану” и подвесили на двух одинаковых веревочках
- Закрутили обе веревки одинаковое число раз и отпустили
Что происходит:
Сразу обнаружилось различие между вареным и сырым яйцом. Вареное, придя в начальное положение, начало по инерции закручивать нить в обратную сторону, затем снова раскручивать ее, — и так несколько раз, постепенно уменьшая число оборотов. Сырое же яйцо повернулось раз, другой и остановилось
Почему так происходит
Причина в том, что круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое; в сыром же яйце жидкое его содержимое, не сразу получая вращательное движение, задерживает вследствие движение твердой оболочки; оно играет роль тормоза.
Опыт № 3
Тема: Мячик из яйца
Что необходимо:
- 2 куриных яйца,
- 2 стеклянные банки,
- вода,
- уксус ( 9% ).
Порядок выполнения эксперимента:
Положили одно сырое яйцо в банку с обычной водой. Второе яйцо - в стакан с уксусом. Яйца выглядят абсолютно одинаково. Оставляем яйца на 24 часа.
Что происходит:
Еще через несколько часов скорлупа на яйце, находящемся в уксусе, полностью растворилась. Яйцо, которое находится в воде, имело первоначальный коричневый цвет, а яйцо в уксусе стало белого цвета
Когда взяли яйцо из уксуса и промыли его под проточной водой, подняли его на небольшую высоту над миской и опустили яйцо , то яйцо подскочило. Яйцо стало прыгучим
Яйцо, которое находилось в воде разбилось после падения.
Также это резиновое яйцо можно просветить насквозь.
Почему так происходит
С яйцом, которое находилось в уксусе, произошли химические изменения. Яичная скорлупа состоит из углекислого кальция, а уксус — это кислота, которая растворяет кальций. Химический процесс взаимодействия яйца и уксуса называется декальцинирование, и проходит он в два этапа. Сначала скорлупа становится мягкой, а потом исчезает совсем.
Опыт № 4
Тема Апельсин-вредитель
Что необходимо:
- один апельсин,
- надутые шарики .
Порядок выполнения эксперимента:
- Отрезали от апельсина кусочек кожуры.
- Надавив на кожуру, брызнули соком цедры на надутый шарик.
Что происходит:
Шарик лопнул.
Почему так происходит
В цедре апельсина много такого вещества, как лимонен. Он активно растворяет резину, поэтому тонкий шарик не может ему противостоять.
Опыт № 6
Тема: Молоко — цветовые фантазии
Что необходимо:
- Молоко
- Красители
- Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды
- Ватные палочки
- Глубокая пластиковая тарелка
- Пипетка
Порядок выполнения эксперимента:
- Для начала мы налили в тарелку молоко.
- В тарелку с молоком добавили несколько капель красителей разных цветов
- Дальше при помощи сухой ватной палочки коснулись молока (не нужно смешивать). - ничего не происходит.
- Взяли другую ватную палочку, окунули ее в жидкое мыло.
- Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, коснулись молока в течение буквально 10 секунд.
Что происходит:
Волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки.. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.
Почему так происходит
жидкое мыло разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевой краситель «танцевать» в молоке.
Опыт № 5
Тема: Апельсин тонет или плавает?
Что необходимо:
- Прозрачный таз с водой,
- апельсин.
Порядок выполнения эксперимента:
- Налили в таз воды
- Опустили в таз апельсин
Что происходит:
Апельсин плавает
Порядок выполнения эксперимента:
- Очистили апельсин от кожуры
- Опустили очищенный апельсин в воду
Что происходит
Апельсин опустился на дно
Почему так происходит
Апельсиновая кожура пористая, как пробка или пенопласт, плотность её меньше, чем плотность воды, поэтому для неочищенного апельсина погруженного в воду кожура является как бы своеобразным спасательным жилетом. Если апельсин без кожуры тонет, то получается его плотность выше, чем у воды.
Опыт № 11
Тема: Как сделать «живой» песок?
Что необходимо:
- 2 стакана крахмала
- 3 стакана чистого песка
- 1 стакан воды
- Пластиковый контейнер с крышкой
- Песочница (у нас роль песочницы играл таз)
Порядок выполнения эксперимента:
- В емкость высыпали чистый песок.
- Добавили крахмал.
- При помощи ложки перемешали крахмал и песок.
- К песочно-крахмальной смеси добавляем воду, все вновь перемешиваем
Что происходит:
«Живой песок» не рассыпается в руках и фигурки из него получаются прочными
Почему так происходит
При добавлении крахмала в воду она перестает быть обычной жидкостью, а приобретает некоторые свойства твердого тела. Поэтому смешанный с крахмалом песок ведет себя не так как обычный.
Опыт №
Тема:___________________________________________________________
___________________________________________________________
Что необходимо:
- __________________
- __________________
- __________________
- __________________
- __________________
Порядок выполнения эксперимента:
- _________________________________________________________
- _________________________________________________________
- _________________________________________________________
- _________________________________________________________
- _________________________________________________________
- _________________________________________________________
Что происходит:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему так происходит
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...