программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа (1 класс) на тему

Пашкова Ольга Викторовна

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать.  Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» является программой познавательной направленности и служит дополнением к программе предметного курса «Окружающий мир». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность школьников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Занимательные опыты, эксперименты, проводимые на занятиях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития школьников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Плосковская основная общеобразовательная школа»

303331, Орловская область, Свердловский район, с.Плоское

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Уровень образования (класс): ФГОС НОО 1-2 классы    

Количество часов: 1 класс – 34 ч., 2 класс – 34ч.          

Учитель – Пашкова Ольга Викторовна

2016 – 2017 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                   3
  2. Содержание курса                                                                           9
  3. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности      12
  4. Список литературы                                                                       22

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев.

          Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта; письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной  деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» .

     Программа курса внеурочной деятельности составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать.  Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» является программой познавательной направленности и служит дополнением к программе предметного курса «Окружающий мир». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность школьников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Занимательные опыты, эксперименты, проводимые на занятиях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития школьников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 1-2 классов, 34 часа в первом классе, 34 часа во втором классе)

 Форма проведения занятий – групповая, традиционные, комбинированные и практические занятия, праздники, опыты и другие занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), экскурсии, круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

            Методы обучения.

  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:  

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 • групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

       Формой подведения итогов работы внеурочной деятельности на каждом занятии является оформление дневника наблюдений.

       Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

       Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

      Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

          Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Курс выстроен на диалогично-деятельностном подходе, при знакомстве с которым учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Программа ориентирована на формирование исследовательского стиля мышления младших школьников, на формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

  1. Содержание курса

Содержание курса  способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, к деятельности, характерными чертами которой являются:

  • использование знаний и умений в нестандартной ситуации;
  • умение разглядеть проблему в привычном;
  • способность найти новое применение объекту;
  • умение понимать структуру объекта, интегрировать новые и старые способы действия.

Знакомство с программой внеурочной деятельности  даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Знания и умения, полученные в результате освоения данного курса в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

В силу возрастных особенностей курс выстроен таким образом, что в первый год обучения дети участвуют в опытах и экспериментах, после которых в конце каждого занятия совместно с учителем заполняют один общий для всего класса дневник исследователя. Во втором году обучения дети уже самостоятельно заполняют каждый свой дневник исследователя, а также совместно с учителем оформляют  проекты. Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

Основное содержание курса:

  1. Эксперименты с природным материалом.

Задачи:

  • Сформировать представления детей о свойствах природного материала.
  • Активизация речи и обогащение словарного запаса.
  • Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
  • Развитие восприятия и произвольного внимания.

  1. Эксперименты с жидкостями, с водой.

Задачи:

  • Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
  • Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
  • Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
  • Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.
  • Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
  • Познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.
  • Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.

  1. Эксперименты с воздухом.

Задачи:

  • Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений).
  • Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
  1. Эксперименты с продуктами питания.

Задачи:

  • Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».
  • Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.
  • Воспитание у детей культуры питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Привитие желания вести здоровый образ жизни.
  1. Физика для любознательных.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  1. Химия для любознательных.

Задачи:

  • Расширять представление детей о химических свойствах предметов окружающего мира:
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  1. Эксперименты с предметами.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Учебный план:

Наименование раздела

Всего часов

Часы по годам

Количество часов

теория

практика

1 год

2 год

1 год

2 год

1 год

2 год

1

Эксперименты с природным материалом, изучение природных явлений

10

7

2

5

1

2

3

2

Эксперименты с жидкостями, с водой.

10

8

2

1

1

7

1

3

Эксперименты с воздухом.

8

2

6

1

1

1

5

4

Эксперименты с предметами.

11

4

6

0

1

4

6

5

Эксперименты с продуктами питания

10

8

2

1

0

7

2

6

Физика для любознательных

10

3

7

1

2

2

5

7

Химия для любознательных

10

2

8

0

2

2

6

Итого

68

34

34

9

9

25

25

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности:

          Предметные УУД:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Метапредметные УУД: 

 Регулятивные:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • учиться высказывать своё предположение (версию);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Познавательные:

  • сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
  • осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

  • находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;
  • учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные УУД:

  • Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло).
  • Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
  • Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

К концу первого года обучения учащиеся:

  • имеют первоначальные навыки работы в парах, в группе;
  • умеют чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания;
  • понимают, что любое физическое явление может быть понято как определённый процесс, имеющий свои причины;

К концу второго года обучения учащиеся:

  • обладают опытом групповой работы и опытом межгрупповых обсуждений нетривиальных вопросов естествознания;
  • приобрели опыт быть исследователем-натуралистом;
  • умеют формулировать вопросы проблемного и исследовательского характера;
  • умеют задавать вопросы друг другу, предлагать собственные версии объяснений странностей окружающей действительности, выделять основания собственных высказываний, основания высказывания других сверстников, совместно выходить на новое понимание обсуждаемого объекта;
  • умеют  использовать результаты собственной деятельности учебно-исследовательского характера в учебной проектной деятельности;
  • представляют результаты проектной деятельности  в виде эскизов;
  • конструктивно и продуктивно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса.

 В результате работы по программе учащиеся будут знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • способы получения и обработки информации, основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы презентации исследования.

Учащиеся научатся:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; 
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  • делать выводы и умозаключения
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  • презентовать работу общественности

 


  1. Календарно-тематическое планирование

1 год обучения 

№ п/п

Тема занятия

Формы поведения занятий

Количество часов

Дата

план

факт

Эксперименты с продуктами питания (8 часов)

1

Заставь яйцо плавать

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

5.09

5.09

2

Вареное яйцо или сырое

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

12.09

12.09

3

Мячик из яйца

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

19.09

19.09

4

Апельсин-вредитель

занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

26.09

26.09

5

Апельсин тонет или плавает?

диспут, поисковое исследования

1

3.10

3.10

6

Молоко — цветовые фантазии

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

10.10

10.10

7

Полезная и «вредная» еда

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

24.10

24.10

8

Шпионские штучки

игра-путешествие

1

7.11

7.11

Эксперименты с природными материалами, изучение природных явление (7 часов)

9

Подними кубик льда ниткой

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

14.11

14.11

10

Чудеса снега

Урок – экскурсия,

занятие с элементами экспериментирования

1

21.11

21.11

11

Как сделать «живой» песок?

занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

28.11

28.11

12

Какими бывают камни?

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

5.12

5.12

13

Секрет сосновой шишки

занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

19.12

14

Почва

Урок – экскурсия,

занятие с элементами экспериментирования

1

26.12

15

Как не опоздать на ужин, или определение времени по тени

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

9.01

Эксперименты с жидкостями, с водой (8 часов)

16

Значение воды в жизни человека

Игра-путешествие

1

16.01

17

Путешествие с капелькой

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

23.01

18

Непроливаемая вода

занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

30.01

19

Скрепка умеет плавать  

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

6.02

20

Чудеса в бутылке

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

13.02

21

Лава в чашке

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

20.02

22

Радуга в стакане

занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

27.02

  23

Рисунки лаком на поверхности воды

занятие с элементами экспериментирования

1

6.03

Эксперименты с воздухом (2 часа)

24

Шарик - ракета

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

13.03

25

Сделай парашют

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

20.03

Физика для любознательных (3 часа)

26

«Упрямый» теннисный шарик

занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

27.03

27

Обман зрения

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

10.04

28

Крепкий шарик

занятие с элементами экспериментирования

1

17.04

Химия для любознательных (2 часа)

29

Если лень надувать шарик

занятие с элементами экспериментирования

1

24.04

30

Раскрась цветы

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

1.05

Эксперименты с предметами (4 часа)

31

Веревочный телефон

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

8.05

32

«Послушное» пламя

занимательная игра-занятие с элементами экспериментирования

1

15.05

33

«Оживи» бумажную гусеницу

занятие с элементами экспериментирования

1

22.05

34

«Умный подсвечник»

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

29.05

Календарно-тематическое планирование

второй год обучения 

№ п/п

Тема занятия

Формы поведения занятий

Количество часов

Дата

план

Факт

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

Портфолио юного исследователя

Беседа, работа в группах, проведение экспериментов

1

Эксперименты с продуктами питания (2 часа)

2

Химичим с желатином

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

3

Соломинка и картофель

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

Эксперименты с природными материалами, изучение природных явлений (3 часа)

4

Почему песочные часы называются песочными?

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

5

Царство трёх ветров. Воздух-Невидимка.

Урок- путешествие

1

Эксперименты с жидкостями, с водой (2 часа)

6

   Водяная мельница

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

7

   Звенящая вода

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

Эксперименты с воздухом (6 часов)

8

Воздушная воронка

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

9

Опыты с воздушным шаром

занимательная игра-занятие

1

10

«Надуваем шар»

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

11

Сила дыхания

диспут, поисковое исследования

1

12

Тяжелая газета

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

13

Свеча и воронка. Свеча и бутылка.

диспут, поисковое исследования

1

Физика для любознательных (7 часов)

14

Необыкновенный мир магнитов

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

15

Шарик, хлопья и электричество

занимательная игра-занятие

1

16

Как появляются горы?

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

17

    Бумажные спирали

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

18

Делаем облако

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

19

Течёт ли вода вверх

диспут, поисковое исследования

1

20

Как сделать увеличительное стекло

занимательная игра-занятие

1

Химия для любознательных (8 часов)

21

     Химический ластик для чернил

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

22

Извержение вулкана

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

23

Соль для ванны? Замечательный подарок своими руками.

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

24

Мыловарение

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

25

Металл и уксус

занимательная игра-занятие

1

26

Лизун своими руками

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

27

Опыты с краснокочанной капустой

практическое занятие с элементами экспериментирования

1

28

Дождь в банке

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

Эксперименты с предметами (6 часов)

29

Умный шарик

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

30

Секреты фокусов

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

31

Секреты фокусов

занимательная игра-занятие

1

32

Монетка и бутылка

Групповая,

занятие с элементами экспериментирования

1

33

Стакан - непроливайка

диспут, поисковое исследования

1

34

Опыты  с коктейльными трубочками

занимательная игра-занятие

1


  1. Информационно – методическое обеспечение

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
  3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.
  4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
  5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
  6. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

Материалы Интернет-сайтов:

http://razvivash-ka.ru/fizicheskie-opyty-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah

http://www.karusel-tv.ru/announce

https://simplescience.ru/product



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Приложение 1

Дневник исследователя

Список  юных исследователей

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Исследователь____________________________

Список экспериментов, опытов на год:

  1. Заставь яйцо плавать
  2. Вареное яйцо или сырое
  3. Мячик из яйца
  4. Апельсин-вредитель
  5. Апельсин тонет или плавает?
  6. Молоко — цветовые фантазии
  7. Полезная и «вредная» еда
  8. Шпионские штучки
  9. Подними кубик льда ниткой
  10. Чудеса снега
  11. Как сделать «живой» песок?
  12. Какими бывают камни?
  13. Секрет сосновой шишки
  14. Почва
  15. Как не опоздать на ужин, или определение времени по тени
  16. Значение воды в жизни человека
  17. Путешествие с капелькой
  18. Непроливаемая вода
  19. Скрепка умеет плавать  
  20. Чудеса в бутылке
  21. Лава в чашке
  22. Радуга в стакане
  23. Рисунки лаком на поверхности воды
  24. Шарик - ракета
  25. Сделай парашют
  26. «Упрямый» теннисный шарик
  27. Обман зрения
  28. Крепкий шарик
  29. Если лень надувать шарик
  30. Раскрась цветы
  31. Веревочный телефон
  32. «Послушное» пламя
  33. «Оживи» бумажную гусеницу
  34. Умный подсвечник

Опыт № 1

Тема: Заставь яйцо плавать

Что необходимо:

  1. Сырое яйцо
  2. стакан с водой
  3. несколько столовых ложек соли

Порядок выполнения эксперимента:                               Что происходит:

  1. Положили сырое яйцо в стакан с чистой              яйцо опустилось на дно стакана (А)..

водопроводной водой

  1. Достали яйцо из стакана и растворили в

воде несколько ложек соли.

  1. Опусти яйцо в стакан с солёной водой              яйцо  плавает на поверхности

                                                                                воды (Б).

Яйцо в соленой воде не тонет

Почему так происходит

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт № 2

Тема: Вареное яйцо или сырое

Что необходимо:

  1. Два яйца (вареное и сырое)
  2. веревка

Порядок выполнения эксперимента:

  1. Способ:
  1. Оба яйца положили на стол, раскрутили.
  2. Наблюдаем….

Что происходит:

Сваренное (особенно вкрутую) яйцо вращается при этом заметно быстрее и дольше сырого. Последнее трудно даже заставить вращаться; между тем круто сваренное яйцо вертится так быстро, что очертания его сливаются для глаз в белый сплющенный шарик и оно может само встать на острый конец.

  1. Способ:
  1. Обтянули сырое и вареное яйца резиновыми колечками “по меридиану” и подвесили на двух одинаковых веревочках

http://allforchildren.ru/sci/img/perelman1-31-2.gif

  1. Закрутили обе веревки одинаковое число раз и отпустили

Что происходит:

Сразу обнаружилось различие между вареным и сырым яйцом. Вареное, придя в начальное положение, начало по инерции закручивать нить в обратную сторону, затем снова раскручивать ее, — и так несколько раз, постепенно уменьшая число оборотов. Сырое же яйцо повернулось раз, другой и остановилось

Почему так происходит

Причина в том, что круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое; в сыром же яйце жидкое его содержимое, не сразу получая вращательное движение, задерживает вследствие движение твердой оболочки; оно играет роль тормоза.

Опыт № 3

Тема:  Мячик из яйца

Что необходимо:

  1. 2 куриных яйца,
  2. 2 стеклянные банки,
  3. вода,
  4. уксус ( 9% ).

Порядок выполнения эксперимента:

Положили одно сырое яйцо в банку с обычной водой. Второе яйцо - в стакан с уксусом. Яйца выглядят абсолютно одинаково. Оставляем яйца на 24 часа.

Что происходит:

Еще через несколько часов скорлупа на яйце, находящемся в уксусе, полностью растворилась. Яйцо, которое находится в воде, имело первоначальный коричневый цвет, а яйцо в уксусе стало белого цвета

Когда взяли яйцо из уксуса и промыли его под проточной водой, подняли его на небольшую высоту над миской и опустили яйцо , то яйцо подскочило. Яйцо стало прыгучим

Яйцо, которое находилось в воде разбилось после падения.

 Также это резиновое яйцо можно просветить насквозь.

Почему так происходит

С яйцом, которое находилось в уксусе, произошли химические изменения. Яичная скорлупа состоит из углекислого кальция, а уксус — это кислота, которая растворяет кальций. Химический процесс взаимодействия яйца и уксуса называется декальцинирование, и проходит он в два этапа. Сначала скорлупа становится мягкой, а потом исчезает совсем.

 Опыт № 4

Тема Апельсин-вредитель

Что необходимо:

  1. один апельсин,
  2. надутые шарики . 

Порядок выполнения эксперимента:

  1. Отрезали от апельсина кусочек кожуры.
  2. Надавив на кожуру, брызнули соком цедры на надутый шарик.

Что происходит: 

           

 Шарик лопнул. 

Почему так происходит

В цедре апельсина много такого вещества, как лимонен. Он активно растворяет резину, поэтому тонкий шарик не может ему противостоять.

Опыт № 6

Тема: Молоко — цветовые фантазии

Что необходимо:

  1. Молоко
  2. Красители
  3. Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды
  4. Ватные палочки
  5. Глубокая пластиковая тарелка
  6. Пипетка

Порядок выполнения эксперимента:

  1. Для начала мы налили в тарелку молоко.
  2. В тарелку с молоком добавили несколько капель красителей разных цветов
  3. Дальше при помощи сухой ватной палочки  коснулись молока (не нужно смешивать). - ничего не происходит.
  4. Взяли другую ватную палочку, окунули ее в  жидкое мыло.
  5. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, коснулись молока в течение буквально 10 секунд.

Что происходит:

Волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки.. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\DSC03185.jpg

 

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\DSC03173.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\DSC03177.jpg

Почему так происходит

жидкое мыло разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевой краситель «танцевать» в молоке.

 Опыт № 5

Тема: Апельсин тонет или плавает?

Что необходимо:

  1. Прозрачный таз с водой,
  2. апельсин.

Порядок выполнения эксперимента:

  1. Налили в таз воды
  2. Опустили в таз апельсин

Что происходит:

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\938eaba4332ae3061e59d7cbe8e16143.jpg

Апельсин плавает

Порядок выполнения эксперимента:

  1. Очистили апельсин от кожуры
  2. Опустили очищенный апельсин в воду

Что происходит

Апельсин опустился на дно 

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\b7114c7048386ad130ea8d5c147500e2.jpg

Почему так происходит

Апельсиновая кожура пористая, как пробка или пенопласт, плотность её меньше, чем плотность воды, поэтому для неочищенного апельсина погруженного в воду кожура является как бы своеобразным спасательным жилетом. Если апельсин без кожуры тонет, то получается его плотность выше, чем у воды.

 

Опыт № 11

Тема: Как сделать «живой» песок?

Что необходимо:

  1. 2 стакана крахмала
  2. 3 стакана чистого песка
  3. 1 стакан воды
  4. Пластиковый контейнер с крышкой
  5. Песочница (у нас роль песочницы играл таз)

Порядок выполнения эксперимента:C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\DSC03055.jpg

  1. В емкость высыпали чистый песок.
  2. Добавили крахмал.
  3. При помощи ложки  перемешали крахмал и песок.
  4. К песочно-крахмальной смеси добавляем воду, все вновь перемешиваем

Что происходит:

«Живой песок» не рассыпается в руках и фигурки из него получаются прочными

Почему так происходит

При добавлении крахмала в воду она перестает быть обычной жидкостью, а приобретает некоторые свойства твердого тела. Поэтому смешанный с крахмалом песок ведет себя не так как обычный.C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\DSC03059.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\DSC03060.jpg

Опыт №  

Тема:___________________________________________________________

            ___________________________________________________________

Что необходимо:

  1. __________________
  2. __________________
  3. __________________
  4. __________________
  5. __________________

Порядок выполнения эксперимента:

  1. _________________________________________________________
  2. _________________________________________________________
  3. _________________________________________________________
  4. _________________________________________________________
  5. _________________________________________________________
  6. _________________________________________________________

Что происходит:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему так происходит

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...