Образовательная программа по внеурочной деятельности "Ключ старого леса"
рабочая программа (3 класс) на тему
Образовательная программа по внеурочной деятельности Ключ старого леса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klyuch_starogo_lesa.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОС. ВОЛЖСКИЙ УТЁС
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШИГОНСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа внеурочной деятельности
эколого-краеведческого
направления
«КЛЮЧ СТАРОГО ЛЕСА»
пос. Волжский Утёс – 2016
Надо было судить
не по словам,
а по делам
А. Экзюпери
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе “Ключ старого леса” составлена по экологии и краеведению и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, животными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами родного края. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический и патриотический аспект современной культуры. Природу нужно изучать экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (объекты родного края) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа построена по двум направлениям:
- образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
- воспитательное;
Образовательная часть включает теоретические занятия, практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики внеурочной деятельности и возрастных особенностей детей.
Цель:
- создать благоприятные условия для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность;
- привить навыки экологической и краеведческой культуры и расширить представления о многогранности мира
Задачи:
- Познавательные:
- Знакомство с объектами природного и культурного наследия родного края.
- Расширение кругозора.
- Воспитательные:
- Воспитание патриотических и гражданских качеств личности.
- Формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного за сохранение природного и культурного наследия.
- Способствовать положительному стереотипу поведения в окружающем мире.
- Развивающие:
- Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности ребенка.
- Укрепление физического и эмоционального здоровья.
- Развитие коммуникативных качеств обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа)
Актуальность темы
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, в области дополнительного экологического - краеведческого образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности отряда, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.
Возникла необходимость в скорейшем действии по сбережению жизни на Земле. Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования. Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края, района и ее охрану.
Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития.
Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей, где развивались и процветали ремесла и торговля, создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание.
Экологическое и краеведческое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание программы направлено на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей общечеловеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ведущие ценности:
- Земля, заповедная природа, окружающая среда;
- родной край, родная природа;
- жизнь и все формы жизни;
- человек, здоровье человека;
- экологическое сознание;
- красота, гармония.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
- Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
- Овладеть основными экологическими терминами;
- Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
- Научиться делать заключение на основе наблюдений;
- Уметь работать индивидуально и в группе;
- Быть способными отстаивать свою точку зрения;
- Выполнять правила поведения в природе;
- Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
- Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
- Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
- Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Содержание деятельности
Направления деятельности | Формы работы | Ожидаемый результат |
Эколого-краеведческая | Экологическая азбука: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с литературой Интеллектуально-познавательные игры. Социально-значимая деятельность на прилегающих к школе территориях (пришкольный участок, школьный парк). | Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися. Развитие и расширение кругозора учащихся. Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу. |
Воспитательная | КТД в рамках дней защиты от экологической опасности, памятные даты родного края. Устные журналы, игры, викторины, экологические и краеведческие праздники, дискуссии Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д. Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков. Экологическая агитбригада. Экологические операции краеведческой направленности | Формирование экологической культуры, патриотизма, развитие творческих способностей учащихся. Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья. Выставки работ учащихся. Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях. Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды |
.
Содержание программы
Введение (2ч)
Дом, в котором мы живем
Земля — общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Бережное отношение к природе.
Природа — наш дом (3 ч)
Природа нашей планеты
. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи — примеры живых организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода.
Природа Самарского края (11 ч)
В третьем разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями природы Самарской области: рельефа, климата, внутренних водах, растительном и животном мире. Происходит первое знакомство с Жигулёвским заповедником и национальным парком Самарская Лука. В стихах и легендах ребята воспевают видят красоту родных мест, что способствует не только накоплению краеведческой информации, но и эстетическому и культурному восприятию красоты своей Малой Родины.
Занятия проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Самарской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Мир родного края(18 ч)
Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае — долг и жизненная необходимость каждого человека.
У истоков истории Самарского края. Древнейшее население Самарского края. Древности Самарского края: стоянки, могильники, городища, селища на территории края. Обычаи и традиции народов края.
Подведение итогов происходит в виде сюжетно-ролевой игры «Ключ старого леса». В игре принимают участие 3 отряда.У каждого отряда «Ключ старого леса» есть эмблема, девиз, органы управления.
В течение года каждый отряд выполняет различные задания эколого-краеведческого характера, принимает участие в экологических акциях, социально-значимой деятельности, конкурсах, экскурсиях. А в конце года организуется конкурс- соревнования с участием сказочных героев Бабы-Яги, Лешего, Старичка-Лесовичка. Победивший отряд получает ключ, который символизирует открытие экологических и краеведческих тайн
Учебно-тематический план
Программа внеурочной деятельности “Ключ старого леса” 34 часа
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | Практических | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Природа – наш дом (3 ч) | 3 | 2 | 1 |
3 | Природа Самарского края (11 ч) | 11 | 4 | 7 |
4 | Мир родного края (18 ч) | 18 | 5 | 13 |
| ИТОГО: | 34 | 12 | 22 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
Введение (2 ч) | ||||
1 | 1 | Познакомимся поближе… | ||
2 | 1 | Дом, в котором мы живем | ||
Природа – наш дом (3 ч) | ||||
3 | 1 | Игровая программа « Окно в природу » | ||
4 | 1 | Природа нашей планеты | ||
5 | 1 | Природа нашей планеты | ||
Природа Самарского края (11 ч) | ||||
6 | 1 | Природа нашего края | ||
7 | Природа нашего края | |||
8-9 | Путешествие к Старику-Лесовику | |||
10 | Заповедные места нашего края | |||
11 | Растения нашего края | |||
12 | Растения нашего края | |||
13 | Животные нашего края | |||
14 | Животные нашего края | |||
15 | Красная книга Самарской области | |||
16 | Муранский бор-памятник природы | |||
Мир родного края (18 ч) | ||||
17-18 | 3 | Сказание о земле Самарской | ||
19 | 5 | Познавательная игра «Наши далекие предки - славяне» | ||
20-21 | 6 | Краеведческая игра «Хазарские дозоры» | ||
22-23 | 7 | Эколого – краеведческая конкурсно – игровая программа «Речка детства | ||
24 | 8 | Эколого-краеведческое занятие «Есть поселок на Волге – Волжский Утес» | ||
25 | 9 | Ознакомительная прогулка «Гора Светелка – взгляд в прошлое» | ||
26-27 | 13 | Жигули –зов предков | ||
28-29 | Легенды Жигулей | |||
30-31 | Подготовка к эколого-краеведческой игре «Ключ старого леса» | |||
32 | Проведение игры | |||
33 | 9 | Природа – наш общий дом |
34 | 12 | Это наш уютный дом, хорошо живется в нем! |
Материально-техническое обеспечение программы
- Интерактивное оборудование
- Акимушкин И.И. Причуды природы. М.: Просвещение, 2012.
- Дитрих А.К. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 2013.
- Козлова Т.А. Атлас родной природы. Цветы садов и полей: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия, 2011.
5. Красная книга Самарской области. Т.1.Редкие виды растений, лишайников и грибов/Под ред.чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В, Саксонова.-Тольятти: ИЭВБ РАН,2007.-372с.
6. Саксонов С.В., Сенаторов С.А. Охраняемые и рекомендуемые к охране ботанические памятники природы волго-иргизского ландшафтного района ( в пределах Самарской области//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.9, № 4, 20012.- C. 930 – 935.
7. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО «Научно-технический центр», 2013.-352 с.
8. htt://old.botsad.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Профилактическая гимнастика»
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Профилактическая гимнастика» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа....
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Светофорик».
Программа рассчитана на 4 года для детей 6,5-10 лет учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, с использованием современных компьютерных технологий....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (литературное чтение) «Успешное чтение»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Образовательная программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайки»
Предлагаемая программа факультативного курса «Всезнайки» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»,...
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Первые шаги в мир информатики"
Данная программа для работы с учащимися 2-3 классов по внерочной деятельности....
Педагогический проект на тему: «Развитие познавательных способностей младших школьников средствами образовательной программы по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Программа разработана для внеурочной деятельности в 1- ом классе....
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС)
Цель и задачи курса «Геометрика» Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этически...