Семинар – практикум
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Керчи Республики Крым « Школа № 26»
Выступление
на семинаре – практикуме
аттестуемых учителей начальных классов
для молодых специалистов
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ».
Учитель начальных классов
I категории
Зыкова Алла Ивановна
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ».
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Психологический настрой “Все в твоих руках” (Притча)
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
И поэтому Слайд 4
в наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни ребёнка? Да, возможно!
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание.
Задача учителя и состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание обучающихся на этом этапе обучения, чтобы дети захотели получать предложенные им знания, и учились добывать знания сами.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Когда компьютер стали использовать в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ. Слайд 5
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Слайд 5. Применение ИКТ на уроках усиливает:
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Слайд 6. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Слайд 7. Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а в общем,
СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным.
Слайд 7. Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления
- формирование приемов мыслительной деятельности.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Слайд 8. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Слайд 9. ИКТ ИСПОЛЬЗУЮТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:
- подготовка учащихся к усвоению новых знаний
- усвоение новых знаний
- закрепление новых знаний
- подведение итогов урока
- домашнее задание.
На уроках математики целесообразно использовать презентации во время устного счета, объяснения нового материала. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
На уроках математики с помощью презентаций, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Уже в 1 классе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках.
Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
- Уважаемые коллеги, а вы мне поможете.
Слайд 10 Тема: Закрепление таблицы умножения и деления.
(Урок – путешествие. Обобщающий урок.)
Слайд 11
Цели урока: закреплять знания изученных таблиц умножения и
соответствующие случаи деления и умение решать задачи
изученных видов; совершенствовать умения решать числовые
выражения на порядок действий, содержащие сложение,
вычитание, умножение и деление со скобками и без скобок;
развивать умение работать в коллективе, в парах и
самостоятельно.
Слайд 12 и 13
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз; определять структуру задач, составлять план решения и записывать решение; соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок;
- научатся выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- научатся осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, использовать математические термины, символы и знаки;
- научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь; применять изученные правила общения;
- научатся понимать смысл выполнения самоконтроля и оценки результатов своей учебной деятельности.
Оборудование: для учащихся – учебник М.И.Моро «Математика I часть»,
2014 г., для учителя – презентация к уроку, индивидуальные карточки,
«золотой ключик» для каждого ученика.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Слайд 14 « Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадем
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Помощников веселых »
- Открываем тетради, записываем число, сегодня…
2. Сообщение темы урока Слайд 15
УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие. И нас ожидают сказочные герои. Путешествуя с этими героями, вы покажете, как усвоили умножение и деление, как умеете решать задачи, логически мыслить. Сказочные герои ждут от нас с вами помощи, но и помогут нам в работе. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто они.
Слайд 16 и 17
3. Актуализация опорных знаний.
УЧИТЕЛЬ: Буратино не знает таблицы умножения, и мы ему поможем.
а) Устный счёт:
Слайд 18 и 19
42 : 7 8 ·8
14 : 7 4 ·8
35 : 7 9 ·8
56 : 7 3 ·8
21 : 7 5 ·8
б) Работа с числами
Слайд 20
- Рассмотрите ряд чисел , какое число лишнее:
12, 46, 62, 28, 9, 35, 20, 57, 66.
- Почему?
- Назовите самое маленькое двузначное число.
- Самое большое двузначное.
- Нахождение значение выражений
5 ∙ 7 – 8 = 8 ∙ 7 = 21 : 7 =
6 ∙ 4 + 13 = 6 ∙ 7 = 48 : 6 =
7 ∙ 9 – 15 = 4 ∙ 8 = 54 : 9 =
8 ∙ 5 + 26 = 8 ∙ 9 = 40 : 5 =
- Закрепление изученного материала.
а) Работа над задачей
УЧИТЕЛЬ: Итак, наше путешествие продолжается. Мы с вами оказались в сказочном
саду, где на яблонях растут золотые яблочки. Помогите Буратино посчитать их.
Слайд 21 Составление задачи по краткой записи. Самостоятельное решение.
1д. – 8 ябл.
2д. – ? , в 3 раза больше ?
Слайд 22 Физкультминутка.
Слайд 23
б) Создание проблемной ситуации. Работа в парах.
УЧИТЕЛЬ: Мальвина предложила Буратино решить задачу, но он не знает
что такое задача.
- Предлагаю вам задание: определить, есть ли среди данных
текстов задача?
1. В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.
2. В огороде собрали 24 кг лука, чеснока в 4 раза меньше, чем лука, а моркови в 5 раз больше, чем чеснока. Сколько килограммов моркови собрали?
3. В цирковом представлении участвовали собачки, а голубей было в 4 раза больше. На сколько больше было голубей, чем собачек ?
- Пожалуйста, какой текст исключили вы? Почему?
- Прочитайте задачу.
(учащиеся говорят, почему исключили 1 и 3 тексты).
- Давайте все вместе докажем, что это задача.
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).
- Назовите условие?
- Назовите вопрос?
- А теперь самостоятельно решите задачу.
ПРОВЕРКА
- Назовите решение (РЕШЕНИЕ)
и ответ (ОТВЕТ).
- Вернёмся к текстам, которые не являются задачами и проанализируем их: а можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи?
- Каких частей не хватает?
- Пожалуйста, составьте задачу из 1 текста. А с другим вопросом?
- Какой же вывод мы можем сделать?
(Составные части задачи – это условие, вопрос, решение и ответ).
УЧИТЕЛЬ: - Я думаю, что Буратино усвоил на отлично, что такое задача.
Слайд 24
в) Работа у доски. Решение числовых выражений на порядок действий,
содержащих сложение, вычитание, умножение и деление со скобками и
без скобок.
65 + (4·5) – 54 : 6 = 76
78 – 7· 6 + 80 : 8 = 46
Слайд 25
г) Работа по учебнику. Геометрический материал.
Стр. 55 № 25 (1)
- Подведение итогов урока
УЧИТЕЛЬ: Вот и завершилось ваше путешествие
- Показалось ли что на уроке вам трудным?
- Что было интересно выполнять?
- Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- мне захотелось…
Слайд 26 УЧИТЕЛЬ: - Тому, кто хорошо работал, Буратино и Мальвина
подарят золотые ключики.
Слайд 27
7. Домашнее задание. Стр. 53 № 10, 14.
Мне было интересно работать с вами. Большое, вам спасибо!
Заключение
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Итак, учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
И в заключении:
Слайд 28. Рефлексия (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...
семинар-практикум "Вакцинация против стресса"
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, полит...
Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию
Программа семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию "Реализация программы "Истоки" в образовательном учреждении" 2010 г....
Семинар-практикум "Садимся за уроки"
Родительское собрание проведено для выявления представлений об организации учебной работы детей дома, для рекомендаций родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать сам...
Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку хорошо учиться» (семинар – практикум)
Родительское собрание с практической частью. Родители являются активными участниками обсуждения, работа в группах помогает выявить основные проблемы обучения и продвинуться на пути их решения....
Семинар – практикум для родителей.
Семинар – практикум для родителей....
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...