Семинар – практикум
материал по теме

Зыкова Алла Ивановна

Семинар – практикум   для молодых специалистов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар-практикум81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Керчи Республики Крым  « Школа № 26»

Выступление

на  семинаре – практикуме

аттестуемых учителей начальных классов

для молодых специалистов

ТЕМА:  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Учитель начальных классов

I категории

Зыкова Алла Ивановна

ТЕМА:  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Психологический настрой “Все в твоих руках” (Притча)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

И поэтому          Слайд 4

в  наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни ребёнка? Да, возможно! 

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание.

Задача учителя и состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание обучающихся на этом этапе обучения, чтобы дети захотели получать предложенные им знания, и учились добывать знания сами.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Когда компьютер стали использовать в образовании,  появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.   Слайд 5

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Слайд 5. Применение ИКТ на уроках усиливает:

 - положительную мотивацию обучения

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 6. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: 

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

(индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд 7. Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

а в общем,

 СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным.

Слайд 7. Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Слайд 8. Таким образом, труд,  затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Слайд 9. ИКТ ИСПОЛЬЗУЮТ  НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

  • подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  • усвоение новых знаний
  • закрепление новых знаний
  • подведение итогов урока
  •     домашнее задание.

На уроках математики целесообразно использовать презентации во время устного счета, объяснения нового материала.  Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

На уроках математики с помощью презентаций, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.  

Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Уже в 1 классе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках.

Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.

- Уважаемые коллеги, а вы мне поможете.

Слайд 10     Тема: Закрепление таблицы умножения и деления.

                       (Урок – путешествие. Обобщающий урок.)

Слайд 11     

Цели урока: закреплять знания изученных таблиц умножения и

                       соответствующие случаи деления и умение решать задачи

                       изученных видов; совершенствовать умения решать числовые

                       выражения на порядок действий, содержащие сложение,

                       вычитание, умножение и деление со скобками и без скобок;

                       развивать умение работать в коллективе, в парах и

                       самостоятельно.

Слайд 12 и 13     

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся решать составные  задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз; определять структуру задач, составлять план решения и  записывать решение; соблюдать порядок действий в выражениях со  скобками и без скобок;
  • научатся выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • научатся осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, использовать математические термины, символы и знаки;
  • научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь; применять изученные правила общения;
  • научатся понимать смысл выполнения самоконтроля и оценки результатов своей учебной деятельности.

Оборудование: для учащихся – учебник М.И.Моро «Математика I часть»,

                2014 г., для учителя – презентация к уроку, индивидуальные карточки,

                «золотой ключик» для каждого ученика.

                                   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

                            Слайд 14            « Прозвенел уже звонок

                                                          Начинается урок.

                                                          Куда мы с вами попадем

                                                          Узнаете вы скоро.

                                                          В стране далекой мы найдем

                                                          Помощников веселых »

- Открываем тетради, записываем число, сегодня…

         

  2.     Сообщение темы урока      Слайд 15   

     УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие. И нас ожидают  сказочные герои. Путешествуя с этими героями, вы покажете, как усвоили умножение и деление, как умеете решать задачи, логически мыслить. Сказочные герои  ждут от нас с вами помощи, но и помогут нам в работе. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто они.

 

                                               Слайд 16  и  17     

3.   Актуализация опорных знаний.

 УЧИТЕЛЬ: Буратино не знает таблицы умножения, и мы ему поможем.

      а) Устный счёт:

Слайд 18 и 19

42 : 7                8 ·8

14 : 7                4 ·8

35 : 7                9 ·8

56 : 7                3 ·8

21 : 7                5 ·8

б) Работа с числами

                                          Слайд 20

  • Рассмотрите ряд чисел , какое число лишнее:

                     12, 46, 62, 28, 9, 35, 20, 57, 66.

- Почему?

- Назовите самое маленькое двузначное число.

- Самое большое двузначное.

  • Нахождение значение выражений

   5 ∙ 7 – 8 =               8 ∙ 7 =              21 : 7 =

   6 ∙ 4 + 13 =             6 ∙ 7 =              48 : 6 =

   7 ∙ 9 –  15 =            4 ∙ 8 =              54 : 9 =

   8 ∙ 5  + 26 =            8 ∙ 9 =              40 : 5 =

  1. Закрепление изученного материала.

а) Работа над задачей

 

  УЧИТЕЛЬ:  Итак, наше путешествие продолжается. Мы с вами оказались в сказочном

                   саду, где на яблонях растут золотые яблочки. Помогите Буратино посчитать их.

Слайд 21            Составление задачи по краткой записи. Самостоятельное решение.

                                 

                                  1д. – 8 ябл.

                       2д. – ? , в 3 раза больше         ?

  Слайд 22                                 Физкультминутка.

Слайд 23

   б) Создание проблемной ситуации. Работа в парах.

  УЧИТЕЛЬ: Мальвина предложила Буратино решить задачу, но он не знает

                       что такое задача.

                     - Предлагаю вам задание: определить, есть ли среди данных

                        текстов задача?

1.  В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.

2. В огороде собрали 24 кг лука, чеснока в 4 раза меньше, чем лука, а моркови в 5 раз больше, чем чеснока. Сколько килограммов моркови собрали?

3. В цирковом представлении участвовали собачки, а голубей было в 4 раза больше. На сколько больше было голубей, чем собачек ?

- Пожалуйста, какой текст исключили вы? Почему?

- Прочитайте задачу.

(учащиеся говорят, почему исключили 1 и 3 тексты).

- Давайте все вместе докажем, что это задача.

- Из каких частей состоит задача?  (Условие, вопрос, решение, ответ).

- Назовите условие?

- Назовите вопрос?

- А теперь самостоятельно решите задачу.

  ПРОВЕРКА

- Назовите решение (РЕШЕНИЕ)

 и ответ (ОТВЕТ).

- Вернёмся к текстам, которые не являются задачами и проанализируем их: а можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи?

- Каких частей не хватает?

- Пожалуйста, составьте задачу из 1 текста. А с другим вопросом?

- Какой же вывод мы можем сделать?

(Составные части задачи – это условие, вопрос, решение и ответ).

 

УЧИТЕЛЬ: - Я думаю, что Буратино усвоил на отлично, что такое задача.

Слайд 24

  в) Работа у доски. Решение числовых выражений на порядок действий,

       содержащих сложение, вычитание, умножение и деление со скобками и

       без скобок.

            65 + (4·5) – 54 : 6 = 76

         78 – 7· 6 + 80 : 8 = 46

Слайд 25

   г) Работа по учебнику. Геометрический материал.

                            Стр. 55 № 25 (1)

  1. Подведение итогов урока

  УЧИТЕЛЬ: Вот и завершилось ваше путешествие

      - Показалось ли что на уроке вам трудным?

      - Что было интересно выполнять?

  1. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. теперь я могу…
  6. я научился…
  7. у меня получилось …
  8. я смог…
  9. мне захотелось…

    Слайд 26          УЧИТЕЛЬ: - Тому, кто хорошо работал, Буратино и Мальвина

                                                       подарят золотые ключики.

    Слайд 27 

 7. Домашнее задание. Стр. 53 № 10, 14.

                         

    Мне было интересно работать с вами. Большое, вам спасибо!

                                                                                                                       

  Заключение

       Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Итак, учить ребенка радостно, без принуждения -  возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

И в заключении:

Слайд 28.       Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой –  для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

семинар-практикум "Вакцинация против стресса"

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, полит...

Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию

Программа семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию "Реализация программы "Истоки" в образовательном учреждении" 2010 г....

Семинар-практикум "Садимся за уроки"

Родительское собрание проведено для выявления представлений об организации учебной работы детей дома, для рекомендаций родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать сам...

Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку хорошо учиться» (семинар – практикум)

Родительское собрание с практической частью. Родители являются активными участниками обсуждения, работа в группах помогает выявить основные проблемы обучения и продвинуться на пути их решения....

Семинар – практикум для родителей.

Семинар – практикум для родителей....

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...