Справочная литература. Энциклопедии.
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Урок информационной грамотности в 3 классе. Проводится совместно с библиотекарем школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnaya_literatura.entsiklopedii.docx | 25.25 КБ |
entsiklopedii.pptx | 116.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Справочная литература: энциклопедии»
Урок информационной грамотности в 3 классе
Двинянина Лариса Валерьевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Чита Забайкальский край
Эл.адрес: dvinyanina70@mail.ru
Описание: урок информационной грамотности в 3 классе проводится совместно со школьным библиотекарем. Это второй урок в блоке уроков «Справочная литература». На первом уроке учащиеся знакомились со словарями. Тема следующего урока «Справочники».
На уроке применялось проблемно-диалогическое обучение и приёмы технологии развития критического мышления.
Цель:создать благоприятные условия для работы с энциклопедией как источником информации.
Ожидаемые результаты:
Предметные: учить самостоятельному поиску и выбору нужной информации.
Метапредметные:
Личностные: самоопределение; способность к самооценке; развитие мотивации к учению
Регулятивные: прогнозирование темы урока; целеполагание
Познавательные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; анализ объектов с целью выделения признаков; находить ответы на вопросы в тексте
Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться строить речевое высказывание в устной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: технология проблемного диалога, ТРКМ
Оборудование: - компьютер, проектор, презентация;
- книжная выставка – различные энциклопедии;
- обязательные для урока энциклопедии и словари: -для каждой группы –
Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач.классов/Под ред. Т.Г.Рамзаевой.- М.: Просвещение, 1989
Грушников П.А. Орфографический словарик.- М.: Просвещение,1993
Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф. Новая детская энциклопедия /М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс»,2005
Иллюстрированная энциклопедия школьника / пер. Чуткова С., М.: АСТ: Астрель,2012
-для работы с классом –
Словарь синонимов, антонимов и омонимов. / сост.Т.В.Зеркальная, М.: Эксмо,2013
Никольский М.В. Техника.-М.: Росмэн-пресс,2013
Степанова Т.В. Страны и континенты.-М.: Росмэн-пресс,2013
Рысакова И.В.-М.: Росмэн-пресс,2013
Литература: Я бы книжечку нашел – пусть меня научат! Уроки информационной грамотности / сост. А. М.Павлова; МУК «Городские библиотеки», центральная детская библиотека им. В. В. Бианки. – Великий Новгород, 2007.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности. | 1. Приветствие гостей - Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их. - У нас в гостях и наш библиотекарь. Поприветствуйте Галину Геннадьевну. 2. Настрой на урок. - Не будем терять ни минуты, начнём. | Приветствие гостей. Мы доброжелательны. Мы активны. Мы многое умеем. Всё у нас получится. |
II. Актуализация опорных знаний и фиксация затрудне-ний в деятельности. | 1.Проверка домашнего задания - На прошлом уроке информационной грамотности мы начали знакомиться со справочной литературой. Какой? - Какое домашнее задание вам было дано? - Послушаем лучшие варианты. 2. Разгадывание кроссворда - Предлагаю вам разгадать кроссворд. Если потребуется справочная литература, можете ею пользоваться.
- Итак, из всего кроссворда вам удалось отгадать только 2 слова. -У вас на столах есть справочная литература – словари, энциклопедии, но вы не нашли ответы на вопросы. Почему? | - Знакомились со словарями. - Написать синквейн «Словарь» и определить лучший в группе. * Выступление представителей групп. *Презентация. Слайд1 1.Словарь синонимов, с.41 – кавалерия. Слайд 2 4.Толковый словарик, с.23 – лошадь. Слайд 3 - Мы не умеем пользоваться энциклопедиями. |
III. Постановка темы урока, цели деятельности. | - Значит, тема урока… - Какую цель вы поставите на урок? - На какие вопросы вам будет интересно найти ответы? - С помощью чего и кого можно найти эту информацию? -Какой способ выберете? | - Энциклопедии. - Учиться работать с энциклопедиями. -Как устроена энциклопедия? - Как найти ответ на вопрос? - Интернет, спросить у взрослых, библиотека и т.п. - Спросим у библиотекаря. |
IV. Открытие нового знания | * Работа класса со школьным библиотекарем. В ходе работы учащиеся: - узнают что такое энциклопе-дии; - чем они отличаются от другой справочной литературы; - знакомятся с указателями, содержанием; - учатся находить нужную информацию. Физминутка «Упражнение на 16» | *Выполняют работу согласно указаниям библиотекаря. *Выполняется комплекс упражнений |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | - Вернёмся к нашему кроссворду. Попробуйте, используя различные энциклопедии разгадать его. 2. «Сердце машины». В какой энциклопедии мы можем найти такую информацию? 3. Космодром в Казахстане. 5.Длинношеий динозавр – «пле-чистый ящер» Физминутка «Упражнения для глаз» | - Энциклопедия «Техника» Содержание с.2 - статья «Сердце машины» - с.8 – это двигатель. Слайд 4 - Энциклопедия «Страны и континенты» - Указатель с.94 – Казахстан с.26-27 – иллюстрация – Байконур Слайд 5 - Энциклопедия «Динозавры» Содержание – «Длинношеии гиганты» - с.48 – брахиозавр Слайд 6 *Выполнение упражнений для глаз. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по образцу. | 1.Самостоятельная работа в группах Задание для групп: - Найти в двух энциклопедиях ответы на вопросы. Запишите, в какой энциклопедии вы нашли ответ, укажите страницу. 1) Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть о дельфинах? о черепахах? 2) Ещё я люблю читать про самолёты. Где можно найти информацию о них? 3) Интересно, как выглядит Боинг-747? 4) И про подводные лодки хотелось бы узнать. Что у них внутри? Где найти такую картинку? 5) Мне интересно читать всё о человеке. Хочу узнать, что происходит с проглоченной пищей? 2. Проверка по образцу. Сверяем свои ответы с образцом на слайде. | *Работа в группах по поиску информации. Н - Новая детская энциклопедия И - Иллюстрированная энциклопедия школьника Слайд 7 Слайд 8 *Проверяют правильность выполнения. |
VII. Рефлексия | 1.Рефлексия - Итак, вы сегодня знакомились с энциклопедиями. Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока? - Выполнили её. - Где и когда вам пригодятся полученные на уроке знания? 2. Домашнее задание - Составить синквейн «Энциклопедия» Спасибо за работу! | - Учиться работать с энциклопедиями. -Да. *Ответы детей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 К 2 А В 3 А 4 Л Е Р 5 И Я
1 К 2 А В 3 А 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 И Я
1 К 2 Д В И Г А Т Е Л Ь В 3 А 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 И Я
1 К 2 Д В И Г А Т Е Л Ь В 3 Б А Й К А Н У Р 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 И Я
1 К 2 Д В И Г А Т Е Л Ь В 3 Б А Й К А Н У Р 4 Л О Ш А Д Ь Е Р 5 Б Р А Х И О З А В Р Я
Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть о дельфинах? о черепахах? Ещё я люблю читать про самолёты. Где можно найти информацию о них? 3. Интересно, как выглядит Боинг-747? 4.И про подводные лодки хотелось бы узнать. Что у них внутри? Где найти такую картинку? 5 . Мне интересно читать всё о человеке. Хочу у знать, что происходит с проглоченной пищей?
Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть о дельфинах? И с.150-151,Н с.88-89 о черепахах? И с. 122,126 Ещё я люблю читать про самолёты. Где можно найти информацию о них? Н с.240-241 3. Интересно, как выглядит Боинг-747? И с.290-293 4.И про подводные лодки хотелось бы узнать. Что у них внутри? Где найти такую картинку? И с.281, Н с.244 5 . Мне интересно читать всё о человеке. Хочу у знать, что происходит с проглоченной пищей? И с.104
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....
Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС
Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...
Презентация по теме"Справочная литература"
В данной работе представлена краткая информация о том "Что такое справочная литература? и Какая она бывает?...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАБИНЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ №29
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА...
Мастер-класс: Урок информационной грамотности "Научно-познавательная и справочная литература"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиМастер-класс: Урок информационной грамотности «Научно-познавательная и справочная литература&raqu...
Урок литературного чтения во 2 классе «Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей». (УМК «Перспектива»)
Урок литературного чтения во 2 классе «Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей». (УМК «Перспектива»)...