Классный час "Дружба"
классный час на тему

Дубасова Ольга Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_druzhba.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.09.2014.

Тема: «Дружба».

Цели: формировать навыки здорового образа жизни, формировать бережное отношения к природе, расширить знание учащихся о дарах осени, содействовать развитию у учащихся эстетических чувств.

УУД:

- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- регулятивные УУД: вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- личностные УУД: стремиться поддерживать своё здоровье; проявлять уважительное отношение к природе; понимать и сопереживать чувствам других людей.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Ι. Мотивация к деятельности, целеполагание

-Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас классный час. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.

- Приветствуют.

ΙΙ. Осуществление деятельности

-Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы

познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах.

-У вас на каждом ряду лежат пословицы, вам из отдельных слов нужно собрать правильно

пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

(Слайд)

1 группа «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

2 группа «Без друга на душе вьюга».

3 группа «Старый друг лучше новых двух».

- Молодцы!

- Прочитайте хором ещё раз пословицы.

- Какая общая тема пословиц? (Дружба)

- Какая тема нашего классного часа?

- А как вы понимаете слово «дружба»?

(Слайд)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни;

дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

-Можно говорить о дружбе двух или нескольких человек, а можно говорить о дружбе коллектива, класса.

Наш класс можно назвать новым коллективом. А успех коллектива во многом зависит от того насколько он дружен, насколько входящие в него люди умеют общаться, понимают друг друга, уважают себя и партнеров, умеют ли брать ответственность за свой вклад в решении общих дел.

Вы все разные, но каждый из вас личность, каждый из вас это целый мир со своими достоинствами и недостатками, со своими чувствами и переживаниями. Каждый из вас неповторим. И если мы будем относиться доброжелательно, с уважением друг к другу, стараться понять другого человека, нам будет легко и комфортно жить и учиться в нашем классе.

-Послушайте стихотворение.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне.

Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

-У вас на рядах3 разрезанныепословицы. Соберите их.

(Слайд)

Старый друг лучше новых двух.

Был бы друг, найдется и недруг.

Доброе братство дороже любого богатства.

Не забывай друга ни в радости, ни в горе.

Друга ищи, а найдешь, береги.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друга за деньги не купишь.

Друг познается в беде.

Друга иметь – себя не жалеть.

- Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.  

-Ребята, Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1                  (Слайд)

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.

(«Друга иметь – себя не жалеть»)

Ситуация № 2                 (Слайд)

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.

(«Друг познается в беде».)

Ситуация № 3                (Слайд)

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. («Друга на деньги не купишь»)

-Молодцы, ребята.(Слайд)

-Многие плохо понимают смысл слова « друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».

-Как бы вы их расположили по степени возрастания (знакомый, приятель, товарищ, друг).

-Вставьте необходимое слово.

(Слайд)

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать…(знакомый)

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете… (приятель)

-Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете …(товарищ)

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете… (друг)

(Слайд)

-А сейчас выскажите свое мнение, согласились вы или не согласились со мной.

-У плохих людей не бывает друзей. (Да)

- Друг и приятель - одно и то же.(Нет)

- Животные не могут быть друзьями.(Нет)

- Друг всем – никому не друг.(Да)

-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.(Нет)

- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.(Нет)

- С любым ли человеком дружат?

- А каким должен быть настоящий друг?

- А какими качествами обладают ваши друзья?

- Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.

(Слайд)

  • уважение и доверие  к другу,
  •  готовность оказать помощь и поддержку,
  •  умение критиковать (и себя в том числе),
  •  прямота,
  • искренность,
  • честность,
  • забота,
  • бескорыстие,
  • равенство,
  • преданность,
  • верность,
  • богатый внутренний мир,
  •  требовательность.

- А для чего нужны друзья?

- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не «Я».

И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое«Я»  расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному», то есть сотворим друга, который разделит жизнь, ее заботы и радости.

(Слайд)

- Аристотель считал: "Дружба – это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага".

Игра «Знаю ли я своего друга?»

- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия.  Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Одну пару учитель приглашает к доске.

 - Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.Задается вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

-Какой урок любимый?

-На чем любит кататься?

-Какое время года любимое?

-Какой вид спорта любит?

-Кем хочет стать, когда вырастет?

-Какое животное он хотел бы иметь дома?

- Мы видим, что … хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

- Каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга долго шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

- О чем эта притча?

- Чему она учит нас?

- Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

-Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

-Слушают.

-Выполняют задание.

-Читают хором.

-Отвечают на вопрос.

-Называют тему классного часа.

-Отвечают на вопрос.

-Слушают.

-Слушают стихотворение.

-Выполняют задание по рядам.

-Слушают.

-Подбирают пословицу. Описывают свои действия.

-Располагают слова по возрастанию.

-Вставляют необходимые слова.

-Высказывают своё мнение.

-Отвечают на вопросы.

-Выполняют задание.

-Отвечают на вопрос.

-Слушают.

-Отвечают на вопросы.

-Слушают притчу.

-Отвечают на вопросы.

ΙΙΙ. Подведение итогов (кроссворд)

-Есть ли у вас настоящие друзья?

-А вы можете назвать себя хорошим другом?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

Тест «Хороший ли ты друг»          

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один). 
Б) Одолжишь подруге (другу) денег. 
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один). 
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. 
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. 
Б) Бросишься на помощь подруге (другу). 
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. 
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. 
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

-Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

-Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

(Слайд)

Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:

1.Будь верным в дружбе.

2.Делись с другом своими успехами и неудачами.

3.Умей слушать.

4.Оказывай другу моральную поддержку.

5.Сохраняй тайны своего друга.

6.Доверяй другу и будь уверен в нем.

7.Не будь назойливым и не поучай.

8.Не обсуждай друга в его отсутствие.

9.Не ревнуй друга к другим его друзьям.

10.Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

11.Радуйся успехам своего друга.

12.Дружба – это нравственное обогащение человека.

(Слайд)

-Перед вами разные герои.

Как вы думаете кто с кем дружит?

1. Забавныебурундучки Чип и ……(Дейл)

2. Добрая Белоснежка и …..(семь гномов)

3. Прекрасная Русалочка и ……(Най Себастьян)

4. Забавный Вини Пух и ….(Пятачок.)

5. Добрый Малыш и …..(Карлсон)

6. Доверчивый Буратино и …..(Мальвина, Пьеро)

7. Зеленый крокодил Гена и ….(Чебурашка)

-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

-Отвечают на вопросы теста.

-Высказывают своё мнение.

IV. Рефлексия

Продолжите фразы:          (Слайд)

-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

-Меня удивило…

-Мне захотелось…

-Молодцы!

(Слайд)

-Спасибо, ребята, вам за работу. Наш классный час ОКОНЧЕН, до свидания!  

1. Старый друг лучше

новых двух

2.Был бы друг, найдется и

недруг

3.Друга иметь – себя

не жалеть

4.Не забывай друга ни в радости, ни

в горе

5.Доброе братство дороже любого

богатства

6.Друга ищи, а найдешь,

береги

7.Сам пропадай, а товарища

выручай

8.Друга за деньги

не купишь

9.Друг познается

в беде

Уважение и доверие к другу; злоба; готовность оказать помощь и поддержку; принципиальность; эгоизм; лицемерие (лесть); умение критиковать (и себя в том числе); прямота; подлость; искренность; лень; жадность; честность; забота; зависть; бескорыстие; равенство; преданность; верность; трусость; богатый внутренний мир; хвастовство; требовательность.

Не имей

сто рублей,

а имей

сто друзей.

Без

друга

на душе

вьюга.

Старый

друг лучше

новых

двух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...