Статьи
статья на тему

Ляшкова Татьяна Александровна

Статьи по ФГОС. Статьи по ФГОС с ОВЗ. Формы и методы индивидуальной работы в начальных тклассах. Деятельностный подход учителя с разными группами обучающихся в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы индивидуальной работы в начальных классах.

         Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.  Выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный.

Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе.

Традиционный педагогический опыт - наше богатство, к которому надо относиться с уважением и максимально использовать, но и новые идеи, подходы к обучению детей заслуживают внимания, их необходимо изучать современному педагогу и, отобрав наиболее подходящие, наиболее целесообразные с точки зрения конкретного педагога, применять для совершенствования учебного процесса. 
Я считаю, необходимо разумное сочетание традиционных подходов и новых идей. Ведь традиционные методы обучения разрабатывались в свое время наиболее опытными педагогами, формировались в результате длительной практики обучения.  
Только комбинируя различные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в своей работе. А для этого надо отчетливо представлять себе достоинства и недостатки каждого метода, условия его применимости, учитывать возможности для использования того или иного передового опыта.  

Разноуровневым обучением занимаюсь на протяжении 14 лет.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы:

  • коллективную (все учащиеся выполняют одно задание),
  • групповую (каждая из групп получает задание),
  • индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).

Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки «сильный», «средний», «слабый». Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. 

  • Первую группу образовали ученики “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим. 
  • Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
  • В третью группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

В зависимости от этого и задания подобраны по трём уровням:

  1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.
  2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Последние 4 года тема по самообразованию приобрела несколько другое звучание: “Индивидуально-дифференцированный подход в образовательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии”.

Что даёт мне, как педагогу работа над этой темой? 

1. При помощи психолого-педагогическая диагностика можно определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

2. Отслеживать результатов каждого ученика, фиксировать полученные данные.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальную коррекцию и контроль знаний и умений учащихся.

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по основным предметам с 1 по 4 класс.

Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика.

Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных упражнений и решения задач, с целью углубления знаний и восполнения, имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков. Успех индивидуальной работы определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своеобразной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования.

На этапе практической работы можно использовать электронное сопровождение в дополнению к учебнику.

Работа в парах.

С 1 класса начинают учиться работать в парах. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

В 1 классе дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения: 
1. "Зеркало" - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
2. "Попугай" - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.
3. "Разминка пальчиков" - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). 

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, умножения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки  и т.д.). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов.

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

Те вопросы на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход.  Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. 

Это одна из форм организации совместной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы  для совместного решения определённых задач.

Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат. Однако в условиях нашей школы мы не можем организовать несколько групп в классе. Чаще всего это одна группа – класс. Наиболее предпочтительной является группа из 5 человек, так как в группе из З участников не хватает мнений для продуктивного обсуждения, в группах из 4 и 6 человек может произойти раскол, в группе из 7 человек не хватает возможностей для высказывания своей точки зрения. Конечно, в зависимости от характера и содержания задания это число может изменяться.

- Посоветуйтесь и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

- Договорились ли вы в группе, что именно ты будешь отвечать.

Дети, работая группами: решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения;  составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа; разгадывают кроссворды, головоломки.        .

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы школьников весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и формировании положительных нравственных качеств личности.

Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются следующие: учащиеся в группе не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях.

В начальных классах мы апробировали такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи (не использую).

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Например, на уроке математики дети самостоятельно решают задачу.
Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты решения (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). 
-Посмотрим, какие варианты получились. Задание было одно? (Одно) А сколько получились результатов?
Затем каждый объясняет выбор своего решения, желательно начать с неправильного решения и слабого ученика. 
Приходим к выводу, что поняли либо не знают остальные. 
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога я получаю информацию о пробелах своих учащихся. (Мозговой штурм)

Например: на уроке математики 1 класс при изучении темы "Вне. Внутри. Между"
- Встаньте 5 человек в круг, в хоровод. Я попрошу одного человека встать внутри круга. (например, Лена) 
- А Петю встать вне круга. 
- Кто водит хоровод? Назовите имена ребят. 
- На какую фигуру похоже кольцо хоровода? (на доске рисую круг) 
- Кто стоит внутри круга? 
- Девочку Лену внутри круга обозначим тоской Л. ( на доске карточка ВНУТРИ) 
- Кто не попал в круг? Т.е. он вне круга. Как мы покажем на чертеже, что Петя вне круга? 
- Почему точку назвали П? (ВНЕ) 
Назовите точку внутри круга. Вне? 
- Как мы отметим ребят, водивших хоровод? (на линии) 
- Отметим. 
- Кто находится между Таней и Ритой? (МЕЖДУ) 
- Сколько точек отметили внутри круга? Вне? На линии? 
- Итак давайте подумаем какая тема урока? Что на уроке вы должны знать? Уметь? (Групповая дискуссия)

Задачи на движение.

На этапе практической работы можно использовать электронное сопровождение в дополнению к учебнику.

- Что такое рефлексия? 
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. 

         Рефлексия, в упрощённом определении, - это "разговор с самим собой". Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 

Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму". Я попробовала Вас, уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать.
Ребята по цепочке высказать одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 
сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 



Правила в работе с детьми: 

  1. Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  2. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
  3. Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.
  4. Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  5. Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
  6. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  7. Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
  8. На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!
  9. Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.
  10. Напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
  11. Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  12. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  13. Больше всего дети утомляются в бездействии.
  14. Почаще ставьте себя на место ребенка.
  15. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
  16. Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!

Литература: 

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.
  3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1998.
  4. Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
  6. Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution
  7. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.
  8. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  9. Мединский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой – М., 1999.
  10. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1970.
  11. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
  12. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  13. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
  14. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ Перспектива, 2002.
  15. Статья "Оценка без отметки" под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

Маршрутный лист 
__________________________________ 
 

Вид работы

Страницы и номера заданий

Ответы

Количество 
баллов

Решение задач

С. 341 №67, 
с. 341 №69

№ 67 27 пар носков 
№69   
14 км


5

Сравнение выражений

С.  343 №74, 
С. 345 №79 
 

 


3

Решение выражений с несколькими действиями

С. 342 № 72

а)34   в)23 
б)14       г)11

4

  
Работа с геометрическим материалом

Начерти прямоугольник. 
а = 6 см 
в = 5 см 
Р= ? 
S= ?

 

  
5

Реши примеры

С. 349 №89

 

2

Сравни именованные числа

  
С. 342 № 70

 

2

Посчитай баллы

 

 

  
  
 

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили 
 

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности 
 

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. 
С чего вы начнёте?

этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет  вам работа в парах?

На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах? 
 - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить  степени сравнения прилагательных? 
 - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? 
«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

         

КАРТОЧКИ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ.

МАТЕМАТИКА

1 класс

  1. Из данных чисел выпишите чётные: 11,12,13,14,15,16,17,18,19. Уменьшите их в 2 раза.
  2. Запиши все чётные числа больше 10, но меньше 20. Уменьшите их в 2 раза.
  3. Запишите чётные двухзначные числа второго десятка. Уменьшите их в 2 раза.

2 класс

  1. Вычисли:  (550  + 450) : (550 – 450)
  2. Запиши и вычисли: сумму чисел 550 и 450 разделить на их разность.
  3. Запиши и вычисли: во сколько раз сумма чисел 550 и 450 больше их разности.

3 класс

  1. 30 яблок разложили поровну на 5 тарелок. Сколько яблок было на одной тарелке?
  2. 30 яблок разложили поровну на 5 тарелок. Сколько яблок было на трёх тарелках?
  3. На столе было 8 подносов. На каждом подносе лежало по 6 яблок, 2 груши и 4 апельсина. Сколько всего фруктов было на столе?

4 класс

  1. Реши задачу. Катер  3 часа плыл со скоростью 30 км/ч. Какой путь проплыл катер?

30 км/ч

        ? км

  1. Реши задачу. Пешеход прошёл 15 км за 3 часа. С какой скоростью шёл пешеход?
  2. Реши задачу и составь 2 обратных. Мотоциклист проехал 120 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1класс

  1.  Прочитай первый абзац (первую часть), обращая внимание на грамотность и выразительность чтения.
  2. Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительно чтение понравившегося отрывка.
  3. Подготовь выразительно чтение всего текста.

2 класс

  1. В первой части найдите отрывок, где говорится о забавах детей. Прочитайте.
  2. Найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Готовьте пересказ отрывка.
  3. Найти и прочитать, как ожила Снегурочка. Придумайте новый конец сказки.

3 класс.

  1.  Почему текст так называется? Докажи это.
  2. Отметь в тексте кульминацию. К какому жанру относится произведение.
  3. Какие особенности стиля автора в написании рассказа ты заметил? Какие из поговорок, которые мы читали в начале урока, можно отнести к данному произведению?  Докажи

4 класс

  1. Найди в стихотворении эпитеты.
  2.  Выдели в стихотворении эпитеты и сравнения.
  3. Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?

РУССКИЙ ЯЗЫК

2 класс

  1. Вставь пропущенную букву, подбери и запиши проверочное слово.

     Ж…лтая пол(о, а)са - ________________________________

     В…сёлый к…тёнок  - __________________________________

     Пуш…стый сне (г, к)  - ________________________________

  1. Найди в предложении слова с безударной гласной в корне, парной согласной в корне, подчеркни орфограммы в них.

       На полу валялась бумажка с номером телефона.

  1. Найди в предложении ошибки, исправь их, запиши проверочные слова.

     Радосная песня донасилась из окна на читвертом этаже.

3 класс

  1. Укажи, слова какой части речи написаны в каждой строке.

Солнце, добро, радость, книга, стол. ___________________________

Синий, весёлая, нежное, замечательный ________________________

Бежать, петь, любить, помогать _______________________________

  1. Подбери подходящее по смыслу прилагательное к каждому существительному, укажи род и число.

Мама ____________________________________________________

Школа ___________________________________________________

Автомобиль _______________________________________________

Озёра ____________________________________________________

  1. Выпиши из предложений 2 прилагательных и 2 существительных, определи их род, число и падеж.

Из синего моря появились богатыри. Среди высоких скал спрятались морские чайки.

4 класс

  1. Списать. Исправить ошибки.

       Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.

  1. Списать. Определить лицо, число и падеж местоимений.

      Недалеко от (я) покачивалась ветка с*сны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали л*тать надо (я) с резким криком.

     Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за (она) выскочили глухарята.

  1. Списать. Поставить местоимения в нужном падеже.

      Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они).

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

3 класс

  1. Обозначьте цифрами последовательность стадий развития
    растений

-  Семя.

- Взрослое растение с плодами и семенами.

- Проросток с развивающимся корешком.

- Взрослое растение с цветками.

- Проросток с развивающимися стеблем и листочками.

2.  Как расселяются растения? Напишите после названия каждого растения, как распространяются у них семена.

  1. Клен        
  2. Одуванчик         
  3. Сосна        
  4. Репейник         
  5. Ель

3.Приведите примеры взаимосвязей в природе:

                       Животные------------Растения

Ответ напишите.

4 класс

  1. Распределите указанных животных по зонам: олень, белый медведь, морж, лемминг, песец:

В ледяной зоне                                    В тундре

Особенности растений

Природные условия

1. Растения низкорослые, с мел-

1

кими листьями

2. Растения растут группами, стелются по земле

2

3. Корни растений находятся в

3

верхнем слое  почвы

  1. Заполните таблицу. Какие природные условия влияют на жизнь растений в тундре?

  1. Сравни ледяную зону и тундру. Как внешне отличить их? Ответ напишите.



Предварительный просмотр:

С. 1. Из опыта работы: «Деятельность учителя в классе с разными группами обучающихся с нарушением ОДА в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

С.2.  Я работаю в школе-интернате «Омет» № 86 вот уже 20 лет. Контингент наших детей составляют дети с ОВЗ, у которых в списке заболеваний первым стоит ДЦП, а затем различные нарушения, зрения, слуха, интеллекта.

Как и все общеобразовательные школы мы уже 4 года работаем в соответствии с ФГОС. В каждой параллели у нас было 2 класса – А дети с сохранным интеллектом и с ЗПР, Б дети с разной степени умственной отсталости. А классы обучались по ФГОС, Б классы по коррекционной программе.

 С этого года по стечении многих обстоятельств классы А и Б объединили дети с сохранным интеллектом и дети с различной степени умственной отсталости стали обучаться вместе. Перед нами, учителями начального звена стал вопрос как обучать, на что опираться, как совмещать две разные программы, как сделать так, чтобы дети из А классов тянулись вверх и развивались и прочно усваивали материал  в соответствии с требованиями ФГОС, а детишки с умственной отсталостью не остались бы в стороне, не отсиживались на уроках, не отмалчивались, а так же усваивали свою программу.

Чтобы всем стало более понятно рассмотрим этот педагогический эксперимент на примере моего 2 класса. В классе 10 человек: 5 учеников с сохранным интеллектом (можно сказать это успешные ученики ваших школ, у которых наблюдаются двигательные нарушения), 5 учеников с умственной отсталостью (ученики коррекционных школ 8 вида, имеющие двигательные нарушения). Но и эти 2 группы не равнозначные.

Эти группы ещё и разнородны по степени двигательной активности, сформированности общей и мелкой моторики, уровню развития речи.

Получилось в классе несколько различных групп детей с ОВЗ, 2 программы обучения.  Одновременные занятия с несколькими классами, в которых находятся разноуровневые дети, требуют от учителя более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального распределения учебного времени на уроке, а также умелого проявления педагогического такта.

С. 3. Приоритетными формами работы на уроке стали индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение её результатов, работа учащихся в парах, группах.

С.  4. Во первую очередь вместе с замом по УР скоординировали расписание. Опыт подтверждает целесообразнее проводить во всех классах одинаковый предмет:

1) Учителю легче планировать урок.

2) Появляется возможность для организации общей работы во всех классах. ПРИМЕР: учитель записывает на доске числа 2, 4, 8 и при проведении устного счета в Б классе предлагает увеличить эти числа на 8, а в А - увеличить в 2 раза.

ПРИМЕР: Учитель записывает слово на доске Б классу необходимо дополнить его до предложения согласно схеме, А классу составить распространённое вопросительное предложение.

3) Одновременно в обоих классах можно использовать одни и те же рисунки, чертежи, наглядные пособия, технические средства обучения.

4) Появляется возможность для использования учащихся А класса в оказании помощи  учащимся Б класса, в организации контроля за их работой.

5) Учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности.

С. 5. Во вторую очередь посмотрела, сравнила и скоординировала КТП каждого класса. Необходимо было в первую очередь сделать так, чтобы похожие темы совпадали, например:

Русский язык:    ПРИМЕР: А – Имя существительное.  Б – Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

А – правописание слов с парным согласным. Б – парные согласные, что слышим, что пишем.

Математика: ПРИМЕР: А – Квадрат. Его свойства. Периметр. Б - Квадрат. Вершины. Стороны.

А – Уравнение. Б – Примеры с окошками. И т.д.

Но были и темы, которые не совпадали. В этом случае типы урока различались, один класс изучал новое, второй работал самостоятельно над уже изученным материалом (работа должна соответствовать программным требованиям и быть  посильной в этом случае она может быть выполнена сознательно). Учитель не должен упускать из  вида и эту работу. Либо пол урока учитель работает с одним классом и пол урока с другим классом.

С. 6. В третью очередь изучила личные данные, медицинские карты, ознакомилась с характеристиками, анкетами родителей. Эта информация помогла правильно рассадить ребят в классе, чтобы учитель во время урока успел поработать с каждой малой подгруппой.

С. 7. В четвёртую очередь продумывала к каждому уроку дифференцированные задания для каждой подгруппы.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости  предлагают репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким  уровнем обучаемости – творческие задания.

ПРИМЕР: Преобразование слова в словосочетание, предложение, согласование слов в предложении.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

ПРИМЕР: Усложнение математического материала (работа с однозначными, двузначными и трёхзначными числами), увеличение количества действий в выражении или в решении задачи.

Работа с орфограммами (выписать из текста слова с орфограммами, вставить орфограмму в слово и объяснить, выбрать из 2-х предложенных букв необходимую).

Дифференциация заданий по объёму учебного материала

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.

Дифференциация радоты по характеру помощи учащимся

Наиболее распространенными видами помощи использую:

а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

б) помощь в виде «подсказок» (справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.; наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.); дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи).

в) помощь соседа, работая в паре.

С. 8. В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса Окружающий мир/Развитие речи. Там достаточно много тем, которые являются актуальными на сегодняшний день. В проектно-исследовательской деятельности участвуют все, каждый на своём уровне. ПРИМЕР:  А – 1 группа сравнительный анализ животный мир Африки и Австралии,    2 группа выбирает по одному животному с каждого континента и рассказывает о их особенностях. Б – Сравнительный анализ строения человека и кошки (отличия, общее), показать на себе части тела.

На уроках литературы/чтения учащиеся успевают познакомиться с двумя произведениями. В одном классе больше направление на анализ произведения, а во втором пока на отработку техники чтения, т.к. дети только научились читать и тексты небольшие по объему. Хорошо проходит здесь работа в парах. При изучении нового материала лучше объединять детей в пары ''сильного'' и ''слабого'' ученика, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала рекомендуется детям в паре быть равносильными: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый (помогает учитель). При проведении творческих работ можно детям объединяться в пары по желанию.

С. 9. Работая с разными группами обучающихся в двух классах, я увидела некоторые как минусы так и плюсы. Вы их можете увидеть на слайде. Наша с задача учесть в работе все минусы и стараться работать используя только плюсы.

Правильная организация работы в разноуровневых классах позволяет полнее реализовать деятельностный подход, требуемый ФГОС. Дети значительно быстрее становятся самостоятельными. У них нет времени сидеть без дела. Ученики проявляют уважение к слабому, стараются ему помочь, переживают вместе с ним за неудачи. Они стали раскрепощённей в беседе, не боятся высказывать и доказывать своё мнение, легко научились определять проблему на уроке, искать пути ее решения, самостоятельно находить необходимый материал, адекватно оценивают себя и товарищей, значительные изменения произошли и в речи. Да тяжело, да страшно, но интересно и ощущаешь прилив сил, когда получаешь удовлетворение от своей работы.

С. 10. Закончить выступление хочу  следующей притчей:

 «Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону и сказал:

Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать себя в своей руке.

Второе – ты будешь переживать болезненное  обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И
пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...