Мониторинг сформированности УУД у первоклассников.
статья на тему
Мониторинг сформированности УУД у первоклассников. Проведение диагностического обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitorig_sformirovannosti_uud_u_pervoklassnikov.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг сформированности УУД у первоклассников.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований деятельности показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формировании учебной деятельности школьников.
Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (см.ниже)
Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).
.Проведение диагностического обследования:
1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу в специально отведенное время и место под руководством представителя администрации, ответственного за экспериментальную деятельность по внедрению ФГОС.
2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. При этом процесс наблюдения ограничивается группой учащихся, не более 5 человек.
.3 Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий
( таблица 1). Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.
4. Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 0, средний уровень -1, высокий уровень – 2.
Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблиц (таблица 2) по каждому ученику .
5. В последней графе таблицы по каждому общему (по группе УУД) и частному показателю УУД указывается средний бал по классу.
Таблица1.
Показатели сформированности универсальных учебных действий первоклассника на конец года.
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
I Сформированность личностных УУД | ||||||
1.1 | Сформированность учебно-познавательного интереса | проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактичес-кому, так и к теорети-ческому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя | проявляет интерес преиму-щественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем | обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые | ||
1.2 | Принятие и соблюдение норм школьного поведения | всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке | знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других | нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их | ||
1.3 | Самооценка | во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка) | в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка) | чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению | ||
1.4 | Нравственно-этическая ориентация | выделяет моральное содер-жание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | выделяет моральное содер-жание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедли-вого распределения, взаимо-помощи) | не выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками ситуации отсут-ствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливо-го распределения, взаимо-помощи). | ||
1.5 | Эмоциональная отзывчивость | всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим | способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится | переживает только собствен-ные неудачи и безразлично относится к проблемам других | ||
II Сформированность регулятивных УУД | ||||||
2.1 | Действие целеполагания | самостоятельно ориенти-руется в практических заданиях, учебная задача удерживается и регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учи-теля ориентируется в заданиях теоретического характера | ориентируется в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется | способен принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать | ||
2.2 | Действие планирования | может совместно с взрослым планировать последовательность выпол-нения задания и успешно самостоятельно работать по плану | в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходи-мые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя | копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь, самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может
| ||
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
2.3 | Действия контроля и коррекции | ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает | контроль выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно | ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников | ||
2.4 | Действие оценки | умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других учеников | ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некри-тически, не воспринимает аргументацию оценки; | ||
2.5 | Саморегуляция | помнит и удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импуль-сивные поведенческие реакции | помнит, но не всегда выполняет правила, инструк-ции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; не всегда может сдерживать свои импульсивные поведен-ческие реакции на уроке | не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импуль-сивные поведенческие реак-ции на уроке | ||
III Сформированность познавательных УУД | ||||||
3.1 | Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информа-цию, полученную на уроке | способен самостоятельно и быстро находить необходи-мую информацию для выполнения учебных заданий | самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий | не может без помощи педагога найти необходимую информа-цию для выполнения учебных заданий | ||
3.2 | Умение отличать известное от неизве-стного в ситуации, специально создан-ной учителем | при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного | с помощью учителя способен отличать новое от уже известного | даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного | ||
3.3 | Умение делать выводы | способен при незначи-тельной поддержке педагога сделать выводы по резуль-татам работы | совместно с педагогом или одноклассниками может сде-лать выводы по результатам работы | даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы | ||
3.4 | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов | выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога | затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов | ||
3.5 | Группировка и классификация объектов | практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрас-ту предметном материале | осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого | данные логические операции для ребенка недоступны | ||
3.6 | Установление причинно-следственных связей | способен самостоятельно определить причинно-следс-твенные связи на доступном учебном материале | определяет причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого | не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого | ||
3.7 | Умение выявить аналогии на предметном материале | часто способен самостоя-тельно выявить аналогии на предметном материале | по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале | даже при значительной помощи взрослого затрудняет-ся в выявлении аналогии на предметном материале | ||
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
3.8 | Умение использо-вать знаково-символические средства для созда-ния моделей и схем | ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с неболь-шим количеством ошибок | понимает инструкцию, может выполнить задание кодиро-вания по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно | не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем, не понимает как передавать логические или числовые отношение знаково-символи-ческими средствами, не может выполнитьзадание даже по образцу | ||
IV Сформированность коммуникативных УУД | ||||||
4.1 | Умение работать в паре и группе | согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла | приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других | не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятель-ности других детей; | ||
4.2 | Умение оформлять свою мысль в устной речи | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения | не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи | ||
4.3 | Умение выразительно читать и пересказы-вать текст | чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста | чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначительными искажениями содержания | чтение с большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает текст со значительными искажениями его содержания | ||
4.4 | Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми | знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | ||
4.5 | Умение выполнять различные социаль-ные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности | в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль | в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя | в групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только исполнителя |
Таблица 2
Показатели сформированности УУД | № учащегося по списку в классном журнале | Средний бал по классу | ||||||||
I Сформированность личностных УУД | ||||||||||
1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса | ||||||||||
1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения | ||||||||||
1.3 Самооценка | ||||||||||
1.4 Нравственно-этическая ориентация | ||||||||||
1.5 Эмоциональная отзывчивость | ||||||||||
II Сформированность регулятивных УУД | ||||||||||
2.1 Действие целеполагания | ||||||||||
2.2 Действие планирования | ||||||||||
2.3 Действия контроля и коррекции | ||||||||||
2.4 Действие оценки | ||||||||||
2.5 Саморегуляция | ||||||||||
III Сформированность познавательных УУД | ||||||||||
3.1 Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | ||||||||||
3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | ||||||||||
3.3 Умение делать выводы | ||||||||||
3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | ||||||||||
3.5 Группировка и классификация объектов | ||||||||||
3.6 Установление причинно-следственных связей | ||||||||||
3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале | ||||||||||
3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем | ||||||||||
IV Сформированность коммуникативных УУД | ||||||||||
4.1 Умение работать в паре и группе | ||||||||||
4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи | ||||||||||
4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст | ||||||||||
4.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми | ||||||||||
4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности |
Литература:
1.Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкин, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993г.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: «Просвещение», 2008).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС
Мониторинг разработан на основе образовательной системы «Школа 2100», программы «Школа России» рекомендаций по проверке и оценке выполнения заданий по предмету. ...
Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе
В статье сделана попытка привести в ситему мониторинг универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальнойй школе. Определены актуальность и новизна методических реком...
Программа мониторинга сформированности УУД в начальной школе
Программа готова к использованию...
Мониторинг сформированности УУД как основа качественного развития функциональной грамотности педагога
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий), как известно, определяется Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших з...
Мониторинг сформированности ключевых компетенций в проектной деятельности учащихся.
Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности....
Мониторинг сформированности УУД
В статье представлены технологические карты мониторинга сформированности личностных УУД, регулятивных УУД, позновательных, УУД, коммуникативных УУД. и лист для отслеживания динамики мониторинга сформи...
Мониторинг сформированности УУД у первоклассников
Диагностичексий материал, стимульный материал, итоговые таблицы....