Статья
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Работая учителем начальных классов, надо понимать, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
- Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
- Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).
- Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности относятся: обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет); использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников; осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы. Учитель начальных классов должен понимать, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников.
Для этого учитель осваивать и применять современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий надо руководствоваться следующими критериями.
- Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
- Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
- Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
- Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
- Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям относится обучение в сотрудничестве, метод проектов,информационно-коммуникативныетехнологии,здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяется применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий.
Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников считается информационная компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и задача, учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
№ | Показатели сформированности информационной компетентности | Средства оценивания |
1. | Компьютерная грамотность учащихся | Практическая работа |
2. | Умение пользоваться различными источниками информации | Интегрированные самостоятельные работы |
3. | Умение переводить информацию из одного вида в другую | Творческие задания |
Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, учитель расширяет образовательный процесс, делая его творческим.
Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера на уроках должна стать компьютерная грамотность учеников.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учить детей работать с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполняемых учениками, включая альтернативные домашние задания, выполненные с применением информационных технологий.
В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему надо учить своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.
№. | Показатели сформированности коммуникативной компетентности | Средства оценивания |
1. | Умение общаться и работать в группе | Результативность при работе в команде |
2. | Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности | Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных) |
Надо активно использовать на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе надо опираться на следующие принципы:
- разнородность группы по успеваемости, полу;
- одно задание на группу;
- необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;
- обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;
- один комплект материалов (текст, задача и т.д.);
- одна оценка за проделанную работу на группу.
Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности можно по результативности участия учеников в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы. Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в педагогической практике занимают уроки, внеурочная деятельность, где дети учатся:
- пересказывать текст;
- адекватно воспринимать звучащую речь;
- описывать устно объект наблюдения;
- создавать монологические тексты в форме повествования и описания;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- рассуждать, вести диалог;
- владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;
- использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Ученики живут в социуме поэтому необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.
№ | Показатели сформированности социальной компетентности | Средства оценивания |
1 | Позитивная внеурочная деятельность | Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях |
2 | Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат | Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников |
3 | Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума | Результативность участия в социально направленных мероприятиях |
4 | Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта | Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников |
5 | Культура здоровья учеников | Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг |
6 | Самоуправление класса | Действующая система самоуправления класса |
Благодаря такой систематической работе, у выпускников начальной школы формируется социальная компетентность. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...