Статьи.
статья
Выступления на методическом объединении учителей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в нач.шк. | 35 КБ |
УМК начальная школа 21 век. | 110.5 КБ |
Примененение ИКТ в начальной школе. | 49 КБ |
Виды поощрений в нач.шк. | 51.5 КБ |
Статья о самых значимых психических процессах в нач.шк. | 21.84 КБ |
Как замотивировать младшего школьника на учёбу. | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
В своей деятельности я стараюсь использовать такие формы работы, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.
На уроках я постоянно провожу физминутки. Стараюсь следить за правильностью осанки учеников. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.
Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
Большое внимание уделяется строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Таким образом, в качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий в своей деятельности я могу выделить:
1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;
3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным;
5. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;
6. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Можно выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
7. рациональная организация двигательной активности.
8. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;
9. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;
Здоровье ребёнка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. На решение задач по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников направлены городские программы.
Реализация данных программ полным ходом идёт в нашей школе.
В школе работает психолог, который проводит индивидуальные занятия и тренинги для расслабления и снятия усталости после учебного дня.
Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах. Дети с удовольствием посещают уроки физкультуры, где проводятся спортивные командные соревнования. Ребята посещают спортивные секции.
Спортивные кружки играют огромную роль в развитие организма и характера ребёнка, снимая степень стрессовости и нервно-психологической нагрузки. Эти условия обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в педагогическом процессе, с учётом его возрастных и психических возможностей и уровня развития здоровья.
В плане профилактики 1 раз в году учитель с учащимися посещает стоматолога.
Правильно организованное и сбалансированное питание имеет не маловажную роль в здоровом образе жизни ребёнка. Дети получают горячие, свежеприготовленные блюда.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Предварительный просмотр:
Сообщение на МО Абакумовой Т.В. по теме « ИКТ УМК начальная школа 21 век».
В рамках обучения по УМК «Начальная школа 21 века» основной целью является развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся на всех предметах учебного плана и коммуникативных умений, формирование первоначальных знаний о системе общечеловеческих ценностей.
На данный момент программистами разработана компьютерная программа, которая позволяет учителю сделать урок интересным, эффективным и современным.
При использовании компьютерных технологий в начальной школе у учеников формируется умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Такая работа может применяться по всем предметам, на внеклассных занятиях, родительских собраниях т.д.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они предоставляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности.
Компьютерная программа имеет отличие от обычной школьной программы - это среда открытая, где учитель может включать объекты, которые он нашёл в Интернете. Реализовать и визуализировать данный материал на уроках помогает интерактивная доска.
Приведу пример урока изобразительного искусства по программе Б.Н. Неменского в 1 кл.
Цели:
- познакомить ребят с композицией на крыльях бабочек из различных овалов и кружков разного цвета, научить их создавать узор при помощи графического редактора Paint;
- воспитывать любовь к природе;
- развивать воображение, эстетический вкус с помощью использования новых технологий (компьютера).
Оборудование: компьютер, учебники, презентация, проектор, заготовки контуров бабочек на компьютере, диск по биологии.
1.Оргмомент. Сообщение темы и цели урока (5 мин) | |
Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока: Спал цветок |
|
- О ком идет речь? | - О бабочке |
Сегодня мы узнаем о многообразии бабочек, рассмотрим узоры на крыльях и сами нарисуем узор на ее крыльях |
|
2. Введение в тему (8мин) | |
2.1. Показ коллекции бабочек - слайд № 5 В природе существует огромное количество бабочек. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, зорька, лимонница и т.д. Они все разные и не похожи друг на друга. Бабочка павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Вот как они выглядят. Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. -Можно назвать его узором? Почему? Что вы заметили? Показ слайда № 6 А эта бабочка называется – аглая. Вы, у нас ее не встречали? Крылья сверху красновато-желтые, с многочисленными черными пятнами и полосами. В летние месяцы аглая обычно летает над лесными лугами и полянами. Показ слайда № 7 Эта бабочка называется траурница. Обе пары крыльев окрашены одинаково в шоколадно-коричневый цвет. Их поверхность бархатистая с фиолетовым отливом. Как вы думаете, почему так ее назвали? Опишите бабочку, как она выглядит? Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске? | Да, можем Повторяется Круги, похожи на глаза - Да, встречали - Потому, что так выглядит - Темная, коричневая… - Три |
2.2. Работа по учебнику (3 мин) | |
- Откройте с.50 учебника. Рассмотрите бабочек. Что можете сказать об “одежде” бабочек? | Нарядная Красивая |
- Из чего состоят узоры на крыльях? | - Пятнышки, мелкие точки, кружки… |
- Сколько крыльев у каждой бабочки? | -Четыре, два крыла впереди и два сзади |
-Узор, какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? | Дети объясняют, почему та или иная бабочка понравилась. |
3. Физкультминутка (2 мин) | |
Попробуйте изобразить бабочку. Какая она легкая, воздушная, как она порхает. Встаем на цыпочки. А теперь покажите, как она просыпается и летает над цветами. | Дети изображают бабочку |
4. Демонстрация рисунка учителя (2 мин) | |
Придумайте узор для своей бабочки. Я придумала вот такой |
|
5. Творческая практическая деятельность учащихся под музыку (15 мин) Используется диск по биологии с музыкой № 8 продолжительность - 5.38 сек. | |
- Рассмотрите узоры на крыльях бабочек, нарисованные в учебнике детьми на с.52 – 53 |
|
Вы сейчас тоже украсите бабочку узорами. Пофантазируйте и “нарядите” в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам захочется. |
|
Послушайте стихотворение: Белыми крыльями - Кто знает, а чем питается бабочка? | Дети работают в Paint. Вставляют узор на заготовленных контурах бабочек. - Пьет нектар у цветков. |
6. Итог урока. Обобщение (5 мин) | |
А теперь встанем и тихонько посмотрим какие нарядные бабочки получились. |
|
- Интересно было на уроке? | - Интересно |
- Почему? | -… |
- Что нового узнали на уроке? | -Какие бывают бабочки |
- Чему научились на уроке? | - Рисовать узор на крыльях |
В результате реализации ИКТ у учителя формируется «методическая копилка» в индивидуальном портфеле, в который включаются уроки, которые учитель будет проводить в течение года с компьютерной поддержкой. В Интернете, прежде всего на национальных образовательных порталах, можно найти адреса, по которым педагоги могут найти материалы для использования в своей практической деятельности (при проведении уроков и подготовке к ним), получить консультации по интересующим их вопросам, обменяться интересным педагогическим опытом.
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ в начальной школе"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слайд 1.
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Слайд 2. Применение ИКТ на уроках усиливает : - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип равенства позиций
Принцип доверительности
Принцип обратной связи
Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.
Слайд 3. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Слайд 4. Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Слайд 4. Основной целью применения ИКТ является:
развитие мышления
формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:
метод анализа
метод сравнения
метод обобщения
метод классификации
формулировка понятий
внутренний план действий
Слайд 5. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
мультимедийные курсы
презентации к урокам
логические игры
тестовые оболочки
ресурсы Интернет
электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Слайд 6. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
Слайд 7. Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ
Владеть основами работы на компьютере.
Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
Владеть основами работы в Интернет.
Слайд 8. При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:
диагностика
прогнозирование
планирование
ДИАГНОСТИКА:
характер учебного материала
структура урока
временные затраты в учебном процессе
возможности, интересы и способности учащихся и т. д.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:
оценка различных вариантов проведения урока
выбор наиболее оптимального
ПЛАНИРОВАНИЕ:
создание методической структуры урока
выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:
подготовка учащихся к усвоению новых знаний
усвоение новых знаний
закрепление новых знаний
подведение итогов урока
домашнее задание.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе). 5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
в изготовлении учебного пособия;
в подготовке различных творческих сообщений;
в изготовлении презентаций и др.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Слайд 9. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Предварительный просмотр:
Выступление на МО Абакумовой Т.В. 13.01.2011г. по теме « Виды поощрений в школьной ситуации и правила их использования. Роль учебной оценки и отметки».
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение.
Поощрение- вознаграждение, награда. Возбуждение желания что-либо сделать.
( толковый сл.Ожегова).
В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно
развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабые психологические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлиться.
Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э. Торндайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием.
Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указываютна необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса.Поощрением не только оценивают положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.
В.А. Сухомлинский, рассматривая возможности поощрения, отмечал, что успех у шестилетних детей и во всей начальной школе зависит от того, насколько учитель опирается на эмоции ребят.
Он считал, что от умения воздействовать на чувственную сферу при использовании поощрений во многом зависит развитие ребёнка.
Ш.А. Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его действия. Эту оценочную роль он образно описывает следующим образом: “Со своего” наблюдательного пункта поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым логическим шагом решения учебно-познавательной задачи, сверяют эти шаги результаты с намеченными эталонами, одобряют каждый правильно сделанный шаг, предотвращают возможные отклонения, порой приостанавливают процесс и привлекают вспомогательные силы для исправления неточностей и ошибок, а затем санкционируют и стимулируютдальнейший ход процесса.
Мы считаем, что главный механизм поощрения как дидактического метода - оценочный.
Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной
задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно-познавательные
деятельности детей, даёт возможность предупредить ошибки, а также стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.
Важнейшим результатом применения поощрения как дидактического метода должно стать формирования потребности самой деятельности как вышей формы поощрения.
Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижения ребёнка,при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т.д.
Наблюдения показали, что учителя по-разному применяют поощрения, но для всех
характерно малое их использование.
Попытаемся систематизировать применяемые в школе виды поощрений.
Все поощрения классифицируем по средствам выражения.
Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей; улыбка учителя; ласковый взгляд учителя; пожатие руки.
Словесные: Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали.
В конце урока учитель называет фамилии учеников, хорошо поработавших.
Материализованные: флажок на парте, игрушка; значок «Грамотейкин» «Лучший счётчик» и т. п.; благодарность в дневнике, оттиск на обложке тетради, мини открытки со словами «Спасибо за труд»
Деятельностные: познавательная игра, более сложное задание.
Учителя в качестве поощрения в основном пользуются отметкой. А все дети мечтают о поощрении,жаждут одобрения со стороны учителя. Оказалось, что у учащихся существует предпочтительность кнекоторым видам поощрений. Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельностью – игрой.
Не смотря на то, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, игра занимает ещё прочное место в их жизни, этим и объясняется предпочтение этого вида поощрения.
Успехом пользуется поощрение, хорошо им знакомые, часто применяемые учителем: запись благодарности в дневник и материализованное поощрение – флажок на парте.
Пантомимическое поощрение, такое, как пожатие руки, ребятам совершенно незнакомо и не было принято ними, не смотря на то, что это, эмоционально располагает учителя и учеников друг к другу.
Разное отношение к поощрениям у хорошо успевающих и посредственных учащихся. «Хорошисты» жаждут одобрения за каждый свой успех, за хороший результат. Для хорошо успевающих учеников значимым поощрением является решение сложной задачи или выполнение другого вида учебно-познавательной деятельности. Ученики, которые успевают слабо, к данномупоощрению относятся отрицательно.
Отсюда следует, что выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от
того. Несколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности
ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
В результате успешного применения поощрений возрастают познавательная активность;постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается объём стремление к творческой активности,ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в поиски. Улучшаетсяи общий психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:
- поощрение должно применяться в системе, объективно;
- наиболее эффективно использовании двух или несколько видов поощрений;
-учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;
- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее
эффективным формам поощрений – деятельности.
Обучающиеся школы поощряются за:
- успехи в учебе;
- участие и победу в учебных, творческих конкурсах и спортивных состязаниях, олимпиадах;
- общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо школы.
Школа применяет следующие виды поощрений:
- объявление благодарности;
- награждение грамотой;
- награждение ценным подарком или денежной премией;
- занесение фамилии обучающегося на доску почета школы;
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке.
Оценка в школе, которая ставится ученику – это цифра, обозначающая баллы, полученные им за выполненное задание по школьной программе. Она связывает между собой школу, ученика его родителей. Оценка становится предметом, вокруг которого разыгрываются настоящие страсти - радость и разочарование у ребенка или гордость и неудовлетворенность родителей. Каждый из нас верит в то, что его сын или дочь будут успешно учиться и приносить хорошие и отличные отметки в дневнике. А чадо получает низкий балл, и тем самым наших не оправдав надежд, бредет домой, заранее боясь нашего разочарования, а иногда и гнева, наказания, обиды... Оценка, поставленная в классный журнал, не только показывает успеваемость школьника, но и прикрепляется к ребенку своеобразный ярлык. Одни будут считаться положительными учениками – отличниками, а другие будут «трудными» детьми – двоечниками. Это оказывает большое влияние на их психологию, на взаимоотношения в коллективе, на уверенность в себе и также может способствовать формированию у ребенка чувства страха, робости и стеснения.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.
Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия "оценка" и "отметка" отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.
В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.
Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием.
Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
Функции отметки:
контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
стимулирующая
констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Из этого вытекают три функции учителя нового типа :
Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
1. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
2. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Какие есть способы стимулирования школьной отметки.
Педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли 5-балльной шкалы
Выставление оценок со знаком +,-.
Цифровая балльная система дополняется словесной.
Выставление оценок в дневнике, которое сопровождается записью адресованной родителям.
Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия.
Использование экранов успеваемости.
Организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку "лучше" или "хуже". Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучаемые находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемость.
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Предварительный просмотр:
Важные психические процессы для развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Узнайте, какие психические процессы необходимо развивать у вашего ребенка в младшем школьном возрасте, чтобы он мог успешно адаптироваться и развиваться.
Важность развития психических процессов у ребенка в младшем школьном возрасте.
Ребенок в младшем школьном возрасте находится на стадии интенсивного развития своих психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение, речь и т.д. Развитие этих процессов имеет огромное значение для его будущего образования и личностного роста. Поэтому родители и педагоги должны обратить особое внимание на эти процессы и помочь ребенку развивать их наилучшим образом. Развитие памяти и внимания.
Память и внимание - это два важных психических процесса, которые определяют уровень успеваемости и интереса ребенка к учебе. Развитие памяти начинается с раннего возраста и должно продолжаться в течение всей жизни. В младшем школьном возрасте ребенку необходимо учиться запоминать информацию, поэтому ему нужно помочь в этом, используя различные игры, ассоциации, повторения и т.д.
При развитии внимания важно научить ребенка концентрироваться на задачах, играх, чтении, а не отвлекаться на посторонние вещи. Это поможет ему лучше усваивать информацию и более успешно учиться.
Развитие мышления и воображения.
Мышление и воображение - это процессы, которые помогают ребенку понимать и анализировать информацию, решать проблемы, находить нестандартные решения. Развитие мышления начинается с раннего возраста и продолжается в течение всей жизни. В младшем школьном возрасте ребенку нужно научиться логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и сравнивать объекты и явления. Воображение также играет важную роль в развитии ребенка, поэтому ему нужно дать возможность выражать свои мысли, фантазии, творческие идеи через рисование, конструирование, игры в ролевые игры и т.д.
Развитие речи и коммуникативных навыков.
Развитие речи и коммуникативных навыков - это важный процесс, который необходим для успешной адаптации ребенка в обществе. В младшем школьном возрасте ребенок должен научиться правильно говорить, слушать, понимать других людей, учиться общаться, решать конфликты. Для этого ему нужно создать комфортные условия для развития речи, поощрять его общение с друзьями и взрослыми, учить социальной адаптации. И в заключении хочу отметить, что развитие психических процессов - это долгий и постоянный процесс, который требует усилий и внимания как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности развития, поэтому необходимо подходить к каждому индивидуально, учитывая его потребности и интересы. Развивайте своего ребенка, помогайте ему учиться и развиваться, и он обязательно достигнет успеха в жизни!
Предварительный просмотр:
Как мотивировать младшего школьника: советы и рекомендации для родителей.
Ищете способы, как поддержать мотивацию у вашего ребенка в младшей школе? Читайте мою статью, где я даю полезные советы и рекомендации.
Как поддержать мотивацию у младшего школьника?
Что такое мотивация и почему она важна?
Мотивация – это тот драйвер, который побуждает нас к достижению поставленных целей. У младшего школьника мотивация может проявляться в различных формах – от стремления узнать что-то новое до желания получить признание учителя или родителей. Мотивированный ребенок лучше учится, более активен и креативен. Поэтому поддержание мотивации является важным аспектом воспитания ребенка.
Какие ключевые моменты необходимо учитывать?
Чтобы поддержать мотивацию ребенка, необходимо учитывать следующие моменты: интересы ребенка. Попробуйте выяснить, что интересует вашего ребенка и старайтесь использовать это в учебе.
Поощрение и награды. Оценивайте усилия ребенка и награждайте его за достижения. Это может быть как моральное поощрение (похвала, улыбка, объятие), так и материальное (вкусняшка, игрушка).
Позитивная атмосфера. Создайте дома и в классе атмосферу позитива и поддержки. Ребенок должен знать, что родители и учителя поддерживают его и верят в него.
Какие действия могут помочь поддержать мотивацию?
Для поддержания мотивации у младшего школьника стоит обратить внимание на следующие действия: планирование. Помогите ребенку составить план действий на день, неделю, месяц. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно и рационально распределять время.
Игры и конкурсы. Вовлекайте ребенка в игры и конкурсы, которые помогают ему развиваться и получать новые знания.
Поддержка и обратная связь. Помогайте ребенку развиваться, давайте ему обратную связь, помогайте исправлять ошибки и улучшать результаты.
Какие ошибки следует избегать? Помимо действий, которые помогают поддерживать мотивацию у младшего школьника, есть и ошибки, которые следует избегать: сравнение с другими. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый ребенок – уникальная личность со своими интересами и способностями.
Слишком большие ожидания. Не ставьте перед ребенком слишком большие цели и ожидания. Это может вызвать у него чувство неуверенности и даже страха.
Отрицательная критика. Избегайте отрицательной критики и укоризненных замечаний. Они могут сильно подорвать мотивацию ребенка и вызвать у него чувство неудачи.
Вывод. Поддержание мотивации у младшего школьника – это важный аспект воспитания ребенка. Чтобы поддерживать мотивацию, необходимо учитывать интересы ребенка, использовать поощрение и награды, создавать позитивную атмосферу, помогать ребенку планировать свои действия, проводить игры и конкурсы, давать поддержку и обратную связь. Не следует сравнивать своего ребенка с другими, ставить перед ним слишком большие ожидания и критиковать его слишком строго. Следуя этим советам, вы сможете помочь вашему ребенку сохранить мотивацию и достигать новых высот в учебе и жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...