Технология групповой работы на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему

Панченко Галина Сергеевна

Данная методическая разработка посвящена проблеме организации сотрудничества школьников в процессе обучения, групповой работе как одной из форм деятельности учащихся на уроке, представлены примеры организации групповой работы. Групповая работа позволяет развивать у учащихся логическое мышление, речь, воспитывает положительную мотивацию учения, формирует умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее, способствует снижению уровня тревожности, формированию адекватной оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа №1» Уссурийского городского округа

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Автор: Панченко Галина Сергеевна

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                          высшей квалификационной категории

с. Воздвиженка 2016г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

                                         

        Панченко Галина Сергеевна:

          учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

                  МБОУ «Воздвиженская средняя

 общеобразовательная школа №1»

                  Уссурийского городского округа,

                                                                   с. Воздвиженка ул.Чайковского,д.3

               т. 39-95-60

                 

                                                          КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:   

 Данная методическая разработка посвящена проблеме организации сотрудничества школьников в процессе обучения, групповой работе как одной из форм деятельности учащихся на уроке, представлены примеры организации групповой работы. Групповая работа позволяет развивать у учащихся логическое мышление, речь, воспитывает положительную мотивацию учения, формирует умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее, способствует снижению уровня тревожности, формированию адекватной оценки.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи групповой работы на уроке                                             4

Актуальность  технологии групповой работы                                         5

Ожидаемый результат.                                                                                6

Эпиграф                                                                                                        7

Технологический процесс групповой работы.                                         8

Деление учащихся на группы.                                                                  11

Различные способы группового взаимодействия учащихся.                 15

Правила организации групповой работы.                                                18

Контроль учителя за групповой работой                                                  19

Обсуждение результатов групповой работы                                            21

Заключение.                                                                                                  22

Диаграммы диагностики состояния здоровья учащихся

и качества знаний по предметам.                                                   26

Литература.                                                                        30

Приложение 1                                                                   31        

Приложение 2                                                                32        

Приложение 3                                                                33        

Фотографии                                                                        44-51

                                                                                                             

                       

Цели и задачи групповой работы на уроке:

             Цели:

          -формирование универсальных учебных действий;                          

- развитие коммуникативной компетентности;

-  повышение интереса к знаниям и к процессу обучения;

- повышение качества знаний по предметам;

- развитие логического мышления и речи;

- приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- воспитание чувства ответственности;

- укрепление здоровья учащихся;

Задачи:

- проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков;

-  обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта;         -- демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий;  

        - развитие познавательного интереса;

- помочь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал;

-  раскрыть свою индивидуальность;

- развивать творческую активность учащихся;

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих учащихся. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения собеседники должны уметь, по крайней мере следующее:

                       1) формулировать свою точку зрения;        

                       2) выяснять точки зрения своих партнеров;

                      3) обнаруживать разницу точек зрения;

                      4) пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;-       - дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. В настоящее время ведущая цель процесса обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, самостоятельно добывая новые знания в процессе исследовательской, поисковой деятельности.

Реализация данной цели способствует групповая работа, в этом и заключается актуальность и широкая применяемость этой формы.

Ожидаемые результаты:

1.  Улучшится качество усвоения программного материала.

 2. Дети  будут  ходить  в школу с хорошим настроением.

3.  Уроки  будут интересными и содержательными.

4. Уровень взаимоотношений   станет хорошим.

5. Повысится самооценка и коммуникативная компетентность  учащихся.

6. Развитие речи и творческих способностей учащихся.

7.Для каждого учащегося будет создана ситуация успеха.

8. Групповая работа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем.

Эпиграф

«Расскажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

вовлеки меня – и я научусь».

(Китайская пословица)

Технологический процесс групповой работы

     Вовлекая учащихся в творческий процесс, мы создаём условия для более прочного усвоения знаний, а так же индивидуального развития личности, творческой инициации, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.  Эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
         Работа на уроках предполагает групповую деятельность учащихся под руководством учителей, которые выступают в роли консультантов, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть  работы.
       Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, школа, класс, профессиональный коллектив. Знать и принимать правила, нормы, стремления группы, осознавать свой статус в группе, поддерживать функциональные отношения  жизненно важно. Человек должен уметь жить в группе. И чем раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше.
       Организуя на уроке работу в малой группе, мы моделируем реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и в игровой форме, более понятной для этой возрастной категории, учим детей общаться.
Такой вид деятельности, как технология деятельностного подхода (проектно - творческая деятельность) позволяет учащимся выполнять работы на протяжении некоторого отрезка времени, а не укладываться в жёсткие рамки урока, что способствует более качественному их выполнению, повышению творческой активности, что позволяет довольно часто «по – новому» взглянуть на ученика, увидеть его индивидуальность.
       
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. Многие дети, поступая в школу, не доверяют себе и нуждаются в психологической поддержке. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника познавательного процесса.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Когда ученик наедине с каким- нибудь заданием, оно может оказаться ему и не под силу. А когда он в команде, когда чувствует интерес, дыхание, поток мыслей партрнёров, которые помогают ему уверенно двигаться вверх, тогда любая задача оказывается не такой уж страшной и неприступной. Неуверенность отступает! А интерес, подогреваемый соседями, служит отличным «топливом» для поездки за пониманием – путешествия, во время которого ученик находит себя. Групповая работа – это способ совместного решения проблем.

 Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

Я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ:

  1. Объем усваиваемого материала возрастает.
  2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
  3. Характер взаимоотношений между детьми меняется.
  4. Класс становится сплоченней.
  5. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
  6.  Ребята получают удовольствие от работы.

В процессе  ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

 -постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

-индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

-сообщения о результатах работы группы;

-общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи;

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Я убедились, что в первую же неделю занятий все, даже самые робкие и тревожные, дети преодолевают этот барьер, но сначала не индивидуально, а в составе детской группы. Так, к доске дети выходят вдвоём или даже вшестером, становятся в кружок, совещаются и только после этого отвечают. Класс и учитель рассказывают группе, что было особенно хорошо в их ответе, оценивают их умение помогать друг другу. Вся «критика» строится по формуле; «Что могло бы помочь этой хорошей  группе стать еще лучше?» В классе, как и в любом человеческом сообществе, оправдывает себя идея основоположника гуманистической психологии К. Роджерса о том, что лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ученика с учителем, и для содержательных дискуссий ребенка с одноклассниками.

Деление учащихся на группы

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя.

Класс может быть поделен на группы:

  • стихийно.
  • по интересам:

а) желание (дружба);

б) по отношению к проблеме, к предмету;

в) по уровню познавательной активности:

одноуровневые – разноуровневые

  • слабые и сильные

Важно помнить!

Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т.д.
При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.

Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

При организации групповой работы особое внимание нужно обратить!

  • Жесткая регламентация времени на группообразование.
  •  Нормирование будущей работы.
  •  Четкость и внятность поставленной задачи.
  •  Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
  •  Недопустима группа из одних только слабых учеников.
  •  Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
  • Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
  • Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

Способы деления на группы

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Традиционные способы деления на группы: 

  1. «По желанию» - т.е. учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. Способ представляется элементарным, не требует от учителя специальной подготовки, но состав групп, как правило, одинаков.
    2«Как сидите» - т.е. группы формируются по «территориальному признаку» - вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т.д. (Способ экономичен по времени, не требует пересадки) Трудности метода: постоянный состав групп; привыкание учащихся; замкнутая коммуникация отдельных учащихся.
  2. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп. К примеру: обратить внимание на стикеры, которые наклеены на внутренней стороне стола. Какого он цвета? Собраться в группы.

Игры на сплочение группы

Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы.

Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

  1. «Печатная машинка»

Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

  1. «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

  1. «Что в нем нового»

ИнструкцияВнимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 минуты. Затем трехминутная пауза. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

  1. «Озеркаливание»

Инструкция:Выполните четыре несложных задания, точнее, сымитируйте их выполнение. Задания следующие:

- пришиваем пуговицу;

- вырезаем круг;

- печем пирог;

- выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем партнеры встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры поменяются ролями.

  1. «Без маски»

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верю, что я...»

«Мне бывает стыдно, когда...»

«Особенно меня раздражает, что я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...» и т. п.

4«Как учитель скажет» - т.е. группы комплектуются учителем по своему усмотрению сильный/слабый, девочки/мальчики, учащиеся, которые дружат между собой/учащиеся, находящиеся в оппозиции и т.д. Такой способ представляется методически целесообразным, однако не всегда не эффективен, т.к. опосредуется межличностными отношениями обучающихся («Я с ним работать не хочу» и т.д.).

5. «По списку», т.е. учитель делит класс на группы формально

  • по списку журнала, например А-И, К-О и т.д. 
  • по первой букве имени или фамилии

Например: 
1-й стол - буквы А, В.
2-й стол – буквы Л, М.
3-й стол – буквы П, Ж, Л, Б, К.
4-й стол – буквы Д, С.

6.  Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

7.   Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

8.   Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

9.  Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

          Организацию групповой работы начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу, остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы учащиеся научились работать вместе, целесообразно использовать подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения несколько недель. Когда учащиеся уже усвоят основные навыки работы в группах. Учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми одноклассниками, даже если они и не нравятся друг другу.

Различные способы группового

взаимодействия учащихся.

Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы:

  • Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться
  • Создаю в группе дух единой команды
  • Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы
  • Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты
  • Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся
  • Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность

Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания.

В работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.

Как руководить группами кооперативного обучения?

В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

· чтец - читает вслух;

· секретарь - записывает что-то от лица группы;

· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист -  следит за временем.

Сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении;

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

Игра «Продолжи».

Задания разного рода выполняются группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д. и т.п.)

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них .В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Мозаичная группа (пазлы)

Еще один возможный вариант сотрудничества, кооперации и повышения уровня «Я умею, Я познаю» у ребенка в школе. Условно его можно назвать метод мозаики (Э. Аронсон; Р. Славин, В.В. Андриевская). Дети распределяются на группы по пять — шесть человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает изучаемую тему учебного предмета (например, Ознакомление с окружающим миром в 4 классе «Зона степей»)

Конвейерный тип взаимодействия – между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип  взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию.До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например при решении задачи в паре один участник читает задачу. Второй разбирает условие. Третий составляет краткую запись, четвёртый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания. Этот способ взаимодействия эффективен и полезен для слабых учеников, где они стараются вникнуть в тонкости  разбора той или иной задачи, казавшейся им трудной и нерешимой.

Способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить можно организовать так: На первом уроке одна группа учащихся 2 класса ( у кого есть потребность) работает над темой «Проверка безударных гласных в корне слова». другая группа – над темой «Правописание разделительного мягкого знака в словах».  Тогда на следующем уроке эти группы делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению». Учитель консультирует, оказывает помощь в выполнении заданий.

Когда работа завершена,  необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

Правила организации групповой работы.

Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говори спокойно и ясно;

говори только по делу.

Использую плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Во время групповой работы контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом.

В своей педагогической деятельности следую общим правилам проведения групповой работы:

При построении учебного сотрудничества всегда учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

Основные противопоказания при организации работы в группе: 

  • Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  • Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».
  • Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

Вот некоторые «нельзя» при организации работы в руппе:

  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
  • Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

Контроль учителя за групповой работой

Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.

Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:

-         Как дети сидят?

-         Внимательны ли они или отвлекаются?

-         Как ведут себя: живо или апатично?

-         Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

-         Слушают ли друг друга?

-         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

-         Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

   

Обсуждение результатов групповой работы.

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный, т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной. 

Подводя итог всего урока, стремлюсь прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа  после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе.

Групповая работа даёт:

  • каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера
  • возможность самоутвердиться
  • даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

       Результатами моей работы по данной технологиям считаю: высокие результаты обученности и качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться.

С использованием данного метода обучения учебная деятельность учащихся приобрела неоспоримые плюсы:

  • психологический комфорт в общении;
  • воспитательное значение;
  • создание творческого характера мышления в работе;
  • возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;
  • возможность добывать знания самостоятельно;
  • момент игры;
  • возможность открыто помогать друг другу;
  • учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
  • отсутствуют дисциплинарные нарушения;
  • учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

   Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.

Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.

Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут "застрять" на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь хвалю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.

Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- определять свой поступок;

- - уважать иное мнение;

- стремиться  к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

-  договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Умение  работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.

Таким образом, преимущества групповой работы явны:

  • дети приобретают важные навыки жизни;
  • улучшается успеваемость;
  • соблюдается дифференцированый подход;
  • укрепляется дружба;
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в классе;
  • учащиеся усваивают больший объем материала;
  • появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
  • между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
  • реализуется принцип деятельности;
  • порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;
  • работа в группе помогает ребенку  проявить себя;
  • упрощается процедура проверки работ;  
  • объем домашнего задания становится минимальным.

Недостатки группового обучения:

  • в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

  • могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
  • учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате - слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
  • трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Несмотря на недостатки группового обучения, за последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы. Доказывают, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность  обучающихся,  в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Партнеры контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.

Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

Групповые приёмы работы формируют базовые компетентности:

  • информационная
  • коммуникативная
  • кооперативная
  • проблемная
  • рефлексивная

1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4)      Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)      При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого ученика. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

      Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развивать его.

 

Диаграмма 1. Изменения состояние тревожности учащихся  (2013 – 2016гг.)

Диаграмма 2. Изменение состояния здоровья по диагнозам (2013– 2016гг.)

Диаграмма 3.Изменение уровня коммуникабельности (2013 – 2016 гг.)

Диаграмма 4. Участие детей в  предметных олимпиадах (2013– 2016гг.)

Диаграмма 5. Заинтересованность учащихся  в проведении уроков в групповой форме

 (2013 – 2016 гг.)

Диаграмма 6. Решение конфликтных ситуаций(2013 – 2016 гг.)

Качество знаний учащихся

ЛИТЕРАТУРА

1.А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998

2.      А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

3.      А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

4.      С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

5.      И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

6.      О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

7.      И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12

8. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. 

9.  Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. 

10.  Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

11. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. -1996. - №2. 

12.    Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 2002. 

Приложение 1

Характер заданий.

Строю урок таким образом, чтобы чередовать устные и письменные задания, серьёзные и шуточные, стараюсь избежать однообразия.

Допустим задания, ставящие целью проверить конкретные знания по теме, могут быть или в форме вопросника, или теста, или кроссворда, или двух списков, между которыми нужно установить соответствие, или загадок, которые нужно отгадать. Такие задания выполняются детьми письменно.

При этом учу детей распределять роли. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ. На следующее задание роли меняются. Отчитывается группа, просто сдав учителю выполненное задание.

Обсуждения, исследования обучающиеся проводят совместно, а вот выступает от имени группы один человек. Тоже желательно, чтобы на протяжении всего урока устные ответы давал не один и тот же ребёнок, а все члены группы по очереди.

В тех случаях, когда сами задания или отчёты за них являются устными, помогаю обучающимся правильно построить свою речь. В зависимости от предполагаемой формы ответа либо выдаю им сопроводительную шпаргалочку с перечислением вступительных фраз (мы установили, мы предполагаем, мы обнаружили, мы уверены, мы думаем, мы считаем, мы пришли к выводу, мы согласны с тем). Либо предоставляю готовый план ответа. Либо даю советы, как правильно спланировать своё выступление, каких ошибок следует избежать.

Нравятся детям задания творческого характера, когда они должны сочинить стихотворение по заданным словам или вставить недостающие слова в уже готовое стихотворение, так, чтобы сохранить размер и рифму, а, главное, смысл. Или когда им после непродолжительной подготовки нужно прочитать по ролям отрывок из текста, спеть песенку, рассказать стихотворение, проинсценировать басню, исполнить танец. Тогда отчитываются за задание несколько членов группы или вся группа целиком.

Приложение 2.

Исследования.

Отдельно хочу остановиться на включение в работу по группам заданий исследовательского характера. Не всем детям под силу провести исследование в одиночку. Когда исследование проводится на обычном уроке, то есть с целым классом, некоторые дети неизбежно выпадают из процесса или являются наблюдателями. Работа же в маленьких группах располагает к тому, чтобы каждый ребёнок участвовал в исследовании, искал и находил ответы на вопросы, высказывал и отстаивал своё мнение.

Интересно наблюдать за обучающимися, когда перед ними поставлена задача исследовать прямоугольный параллелепипед (математика, 2 класс) на предмет определения количества вершин, рёбер, граней, поиска равных граней. Группе выдан перечень вопросов, у каждого ребёнка в руках параллелепипед, склеенный на уроке труда и цветные карандаши, чтобы подтвердить свою правоту. Все без исключения вертят в руках свою поделку, отмечают нужное цветными карандашами, считают, спорят, приходят к единому мнению. Несколько минут, но какая сосредоточенность, напряжённая работа мысли, радость озарения.

Литературное (или внеклассное) чтение. Исследование по теме “Как выбрать книгу в библиотеке?” (На примере сборника рассказов В. Драгунского “Хитрый способ”.) Задания (программы исследования) выдаются учащимся в письменном виде (каждой группе своё). При этом первой группе не разрешается во время работы открывать книгу, второй группе можно рассматривать только титульный лист, третьей группе следует перелистать книгу, но воспользоваться лишь иллюстрациями, четвёртая группа работает с оглавлением и аннотацией, помещённой в конце книги. После завершения работы в группах и выступления представителей каждой из них учитель организует подведение итогов. Которое включает в себя не только повторное формулирование гипотезы обучающихся о предполагаемом содержании конкретной книги, но и привлечение внимания детей к проблеме самостоятельного выбора книги для чтения. Ведь они только что потренировались сделать всё для того, чтобы этот выбор в каждом конкретном случае был наиболее удачным.

Приложение 3

Примеры заданий для групповой работы

Из данных слов составьте предложение. (1 кл.)

Варя сказки любят Миша и загадки и

– Чем отличается предложение от слова или группы слов?

– Назовите основные признаки предложения.

Соберите 5 слов из разбросанных слогов, нарисуйте 3 схемы.( 1 кл.)

МА ЛЯ НА ГО НО ТА ЛИ ША РА ПЕ КО

Подчеркните, какие у вас получились слова: односложные, двусложные, трехсложные. Как вы это определили?

Назовите картинку. Определите буквы и звуки данного слова и укажите на них. Составьте схему к данному слову. (1кл.)

hello_html_4558b120.png

Сколько букв в слове «ёжик»? Сколько звуков? Сколько слогов? Как вы это определили?

«Кто быстрее соберёт?» (2 кл.)

На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов. Дети 1 группы, подбирают картинки с односложными названиями предметов, 2 группы– с двусложными, 3 группы– с трёхсложными.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

Из слов каждой строчки составьте предложение. Придумайте название к тексту. (2 кл.)

лес, шли, девочки, через,лесу, было, и, тихо, в, нарядно.густо, ёлочки, зеленели. золотые, светились, берёзках, искорки, в.

Определите вид и тему текста. (3 кл.)

У меня был фунтик – маленькая рыжая такса.

По ночам он часто плакал во сне. Приходилось вставать и закутывать его теплой тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал.

Я очень любил свою собачку.

(текст-повествованиетема текста - рыжая такса Фунтик)

Дятел.

Большой пестрый дятел имеет необычную окраску, сочетание белых и черных тонов. У самцов обычно бывает красный затылок. Дятел хорошо лазает по деревьям. Ноги у него короткие, с цепкими когтями. Хвост служит опорой на стволе дерева.

Клюв прямой и острый, при сильном ударе разрушает не только кору, но и древесину. У птицы длинный гибкий язык. Конец его языка усеян мелкими зубчиками, на которые птица накалывает насекомое.

Дятел – полезная птица.

(текст – описание, тема текста - полезная птица дятел.)

Зима.

Я очень люблю зиму!

Во-первых, зимой очень красиво. Кругом белым – бело. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Деревья укутались в пушистые шубы и шапки.

Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках.

В-третьих, зимой бывает волшебный праздник – Новый год!

Вот почему я так люблю зиму.

(текст – рассуждение,тема текстазима.)

Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Выполните звуко-буквенный разбор одного из найденных слов. (3 кл.)

Зима, ужин, город, прорубь, дорога, выход, площадь.

Составьте предложения так, чтобы получился текст. Назовите текст и определите его вид. (4 кл.)

  1. метель, после, началась, весенних, теплых, дней
  2. снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы
  3. копошится, серых, и, стога, только, у, стая, птиц, сена
  4. заставили, холод, их, жилью, поближе, и, прилететь, к, голод
  5. птицы, в, сена, стоге, устроились
  6. февраль, ведь, на, исходе
  7. тепло, скоро, будет, опять

Из каждой пары предложений составьте и запишите одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. (4 кл.)

Птицы тоскливо кричали, прощались с родным краем.

Птицы тоскливо кричали и прощались с родным краем.

В лесу появились олени, косули, лоси.

В лесу появились олени, косули и лоси.

Зимой земля отдыхает, весной расцветает.

Зимой земля отдыхает, а весной расцветает.

Зимой солнце ярко светит, мало греет.

Зимой солнце ярко светит, но мало греет.

Математика.

Групповая работа

  • Взаимопроверка решений.
  • Работа с сорбонками.
  • Составление схем к задаче.
  • Поиск способа решения:

-примеров с переходом через разряд;

-способов проверки результатов вычисления.

  • Составление и решение задач:

-к одной схеме на разные темы;

-к разным схемам на одну тему;

-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.

Что общего у этих линий? Раздели их на 2 группы по общему признаку. (1 кл.)

Прочитайте задачу. Составьте схему к задаче и решите ее. (1 кл.)

На одной ветке 4 яблока, а на другой на 2 яблока больше. Сколько яблок на второй ветке?

Прочитайте задачу. Подберите к ней краткую запись. Решите задачу. ( 1 кл.)

У дома росло 2 осины и 4 липы. На сколько больше росло у дома осин, чем лип?

Вставьте пропущенные числа таким образом, чтобы получились верные равенства и неравенства. (2 кл.)

+   =   +

–   =   –

+    >   +

–    <     +

Используя числа 10, 9, 1 и знаки арифметических действий «+», «– » и скобки, составьте различные выражения и найдите их значения. (2 кл.)

Р е ш е н и е:

10 – (9 – 1) = 2

10 – (9 + 1) = 0

10 + (9 – 1) = 18

10 + (9 + 1) = 20

(10 + 9) – 1 = 18

(10 + 1) – 9 = 2

(10 – 9) – 1 = 0

(10 – 1) – 9 = 0

(10 – 9) + 1= 2

(10 – 1) + 9 = 18. И т. д.

Решите круговые примеры. (2 кл.)

6 + 6 7 + 4       14 – 5       13 – 7      8 + 6       9 + 4      11 – 3        12 – 5

В пустых клетках запишите такие цифры, чтобы результаты арифметических действий были верными. (3 кл.)

□3 + 50 = 73                7□ + 4 = 78
87 – □0 = 27                49 – □ = 42

Представьте однозначное число в виде суммы, удобной для вычисления.
(3 кл.)

54 + 8 = 54 + ( __ + __ )                  42 – 6 = 42 – ( __ + __ )
79 + 9 = 76 + ( __ + __ )                  93 – 7 = 93 – ( __ + __ )

Подчеркните правильное решение задачи. (3 кл.)

На аллее посадили 36 деревьев, из них 27 кленов, а остальные березы. Во сколько раз больше посадили кленов, чем берез?
А) 1) 36 – 27 = 9 (б.)
2) 36 : 9 = 4 (в 4 раза)

Б) 1) 36 + 27 = 63 (б.)
2) 63 : 9 = 7 (в 7 раз)

В) 1) 36 – 27 = 9 (б.)
2) 27 : 9 = 3 (в 3 раза)

Хитрые цифры

Вставить цифры вместо звездочек.

1 команда: 3* 86

                 +*2*7  

                   619*

2 команда      7*38*

  •  *49*5

      44*44

Дополните каждую схему числовыми данными и знаком арифметического действия. В рамке с неизвестным данным поставь х. ( 4 кл.)
1)Известно, что разность 36, вычитаемое 198. Уменьшаемое неизвестно.

_______ □ _______ = _______

2)Неизвестен множитель. Известно, что произведение 145, а второй множитель 29. 

_______ □ ______ = _______

3) Известно, что частное 5, а делимое 105. Делитель неизвестен.

_______ □ ______ = _______

4) Неизвестно делимое. Частное 24, а делитель 8.

________ □ _______ = ________

Окружающий мир

Заполните таблицу «Культурные растения» (2 кл.)

Таблица «Культурные растения»

Культурные растения

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные

 

   2   класс:

 расшифруйте   слова,   в   которых   Баба – Яга   перепутала   буквы:

АЛЬМВАИН,   САРОЛНК, ЛЕЯМЕ, ЛЕБЖОНЕКАС, НУАТБИОР

   ( Мальвина,   Карлсон,   Емеля, Белоснежка, Буратино);

 

    3   класс :

 назовите   одним   словом   и   запишите   его:

- исконный   житель   России               (рус..кий)

- документ   об   окончании   школы    (ат..естат)

- группа   дружных   детей              ( кол..ектив)

- сотрудник   газеты                ( кор..еспондент)

- помещение,   где   идет   урок              ( клас..)

 

   4   класс:   игра   «Хвостоглав»:

Что   за   странные   слова?      Ходит   кругом   голова.

Кто   поймет?    Кто   разберет?

Как   читать?   Наоборот?      Догадался?    Молодец!

Слова   первого   конец

Стал   началом   для   второго.  

 Подсказал   нам   это   Вова.

Тебе   понравилась   игра?

 Тогда,   дружок,   найди   слова:

 

Ребятарелкартинарод    (ребята, тарелка, картина, народ )

Собакартонародина       (……………………………… )

      Яблоколопатарелкартофель   (………………………………………………..)

 

«Вопрос. Ответ».

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов?(Глагол)

4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения)

5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (подлежащее)

6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода)

7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении?(Окончание)

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели: Сообщение правил игры.

 

2.«Знатоки   словаря»

(конкурс знатоков словарных слов с творческим заданием:  изобразить   одну   отгадку   в   форме   пантомимы:   лягушки   или  поезда   из   вагончиков)

 

1. Деревянный кафтан,

    В нем живет цветной Иван.

    Любит он альбом, тетрадь,

    А я люблю им рисовать.      (Карандаш)

 

2. Эти резвые подружки,

    Попрыгуньи и   крикушки,

    Песни громко распевают

    И комариков глотают.         (Лягушки)

 

3. Всегда шагаем мы вдвоем,

    Похожие, как братья.

    Мы за обедом – под столом,

    А ночью под кроватью.        (Ботинки)

 

4. Я зашел в зеленый дом

    И недолго пробыл в нем.

    Оказался этот дом

    Быстро в городе другом.      (Вагон)

 

5. Ты в летний полдень, в тишь и зной

    Их не увидишь над собой.

   А иногда белы, как вата,

   Они плывут, спешат куда-то.   (Облака)

 

6. Не зверь, не птица,

    Нос, как спица;

    Летит – кричит,

    Сядет – молчит;

    Кто его убьет –

    Свою кровь прольет.           (Комар)

 

7. Я землю копала –

    Совсем не устала.

    А кто мной копал,

    Тот и устал.                       (Лопата)

 

8. В поле родился,

    На заводе варился,

    На столе в стакане

    Быстро растворился.         (Сахар)

 

 3. Найдите крылатые выражения:

- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит…

- Как об стенку горох , - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!..

Стучит.

Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему свое время.

-Зачем молоток унесла?

- Ему про Фому, а он про Ерему . Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

 

Из букв слова «Орфограмма» за одну минуту должны составить слова. Кто больше, тот и победил, принеся группе 2 балла.

 (граф,   грамм,   форма,  горы,   рог,   маг,   Фома, Рома, гамма,   фара, морг,   гром,   мама   и  др

 Игра: «Интеллектуал»:

Каждая группа должна ответить на 3 интеллектуальных вопроса. Например:

 

1.Как называется знаменитое стихотворение К.И.Чуковского?

а) «Лабиринт»;                         

б) «Неразбериха»;

в) «Путаница»;

г) «Безобразие».

 

2. От чего погибнет тот, кто придет к нам с мячом?

а) от холода;                                            

в) от кирпича;

б) от голода;                                            

г) от меча.

 

3. Какого падежного вопроса в русском языке не существует?

а) по чему?                                              

в) к чему?

б) по чем?                                                

г) с чем?

 

4. Как называется торжественная процедура вступления в должность главы государства?

а) интервенция;                                      

в) инаугурация;

б) имплантация;                                     

г) импичмент.

 

5. Как звали пособника Карабаса Барабаса в сказке А.Толстого «Приключения Буратино»?

а) Дуролом;                                             

в) Дуралей;

б) Дурошлеп;                                           

г) Дуремар.

 

6. Упражнения с каким предметом нет в художественной гимнастике?

а) булава;                                                 

в) скакалка;

б) мяч;                                                      

г) ракетка.

  

Станция: «Ребусная»

   

спина''   +   'очки

                   (спички)

роза'   +   'ветка

 

Карточка №1.

Лицевая сторона:

Изменение имен существительных по падежам называется…

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно… Например:…

Имена существительные типа метро, кафе называются …, потому что…

В именах существительных ночь, дрожь мягкий знак пишется, потому что…

А у существительного луч – не пишется, так как…

На обороте:

1.      Укажи род и склонение имен существительных: дело, верность, слава, полотенца, ночь, стол.

2.      Просклоняй в единственном числе и во множественном числе: лист, листья.

3.      Запиши слова в два столбика, вставь, где нужно, мягкий знак: сторож…, туш…, борщ…, печ…, молодеж… .

 

Карточка №2.

Лицевая сторона:

Постоянные признаки имени существительного…., непостоянные признаки…

Начальная форма имени существительного – это… Изменение имени существительного по падежам называется…

В русском языке … склонения. Примеры:…

Падеж имени существительного можно определить по …

На обороте:

1.      Скоро весенние ручьи наполнят голубой лес звонким журчанием.

2.      Вставь пропущенные буквы, определи склонение, падеж имен существительных:

   Письмо по памят…                                                    сказка для девочк…

   Подарок для подруг…                                              главы из повест… о дружб…

   Пришла к подруг…                                                   поступил по совест…

 

Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.

Один из вариантов алгоритма работы:

1.      Получил карточку – поставь крестик в листе учета (см. таблицу ниже).

2.      Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.

3.      Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.

4.      Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5.      Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.

6.      В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил.

7.      Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.

 

Знакомство с друзьями из Африки по рассказу Г. Остера «Будем знакомы». Приглашение друзей из Африки в гости к нам в Россию.

Меню праздничного обеда. 

Обсуждение праздничного обеда для слонёнка, мартышки, удава и попугая. Надо учесть, что мартышка любит петь песни (что ей нужно приготовить на обед), попугай прыгать через удава, а слонёнок и мартышка крутить удава. Все вместе они занимаются спортом и вежливо знакомятся друг с другом. Подготовительный этап урока: ребята  распределяют роли друзей из Африки, остальные учащиеся составляют меню.

Исследование «Еда наших предков» под названием «Щи да каша – пища наша».  Защита проектов.

Исследования оформляются  в виде классных стенгазет и журналов и являются интересной информацией для детей и родителей. Здесь отображается информация, какие продукты являются источником белка, какие содержат жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. А также даются советы доктора Айболита.

Продолжи сказку: « Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».

- Какая случилась беда с принцессой?

- Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

- Какие советы вы дадите?

Исследование «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые едят здоровые люди и докажите в чем полезность каждого продукта.

Полезные продукты:

Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, молоко и т.п.

Неполезные продукты:

Чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, «Сникерс»,шоколадные конфеты, сало и т. п.

Создание рекламы о полезных продуктах.

Рисование рисунков, лепка продуктов «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

- Нарисуйте продукты, полезные для здоровья, раскрасьте. Вылепите продукты полезные, которые ты посоветуешь, есть своим друзьям.

Составление меню на день, неделю, месяц.

Класс делится на  группы, и каждая группа составляет меню: одна -  на завтрак, другая – на обед, третья – на ужин. Это меню может быть на день, неделю, месяц.

Задание  Математическая шарада «Молочные продукты».

КЕМ – М+ ФИЛ- Л+ Р – (КЕФИР)                           ЛАС+ЛИВ+У-А-ЛУ+КИ – (СЛИВКИ)

МОК- К+ ЛО+КОЗ-З – (МОЛОКО)                         Й+ОГИ+УМ-МИ+РТ – (ЙОГУРТ)

СМ+МИ+Е+Т-ИМ+А=Н=А–(СМЕТАНА)         САМ+Р-А+ЯЖ+ЕН-МС+КА-((РЯЖЕНКА)SL380738


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

  Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельность...

Формирование коммуникативных компетенций через использование технологии групповой работы на уроках в начальных классах

В презентации кратко описана роль групповой формы работы в формировании коммуникативных компетенций и способы ее организации на уроке....

«Технология групповой деятельности на уроках в начальной школе»

Одной из форм организации обучения, где создаются все необходимые условия для общего развития ребёнка, является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком, которое обеспечивается групповыми тех...

Статья "Технология групповой работы на уроке в начальной школе"

В статье представлены характеристика, принципы, этапы и эффективность групповой работы на уроке....

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей...

Отчет по самообразованию на тему :«Технология групповой работы на уроках в начальной школе».

Отчет по самообразованию на тему«Технология групповой работы на уроках в начальной школе»....